Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью усиления стимулирующего воздействия государства на эффективность деятельности малых предприятий в РФ путем активизации использования форм и методов финансовой поддержки. Формирование эффективной системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1 Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки 4
1.2 Основные направления государственного финансирования малого бизнеса 6
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В
РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 9
2.1 Зарубежный опыт финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса: особенности и эффективность 9
2.2 Основные механизмы, тенденции, проблемы и перспективы финансовой политики России в поддержке малого бизнеса 13
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
выше издержки
производства в связи с малыми
сериями выпускаемой продукции,
ниже уровень научно-
Переход российской экономики на траекторию
динамичного роста требует изменения
пропорций в её секторах. Малый бизнес
должен занимать более серьезные позиции,
придавая на макроуровне недостающие
российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малый бизнес способен
при относительно небольших инвестициях
стать хорошим «мотором» на микроуровне,
который в сжатые сроки способен изменить
институциональную и структурную несбалансированность
на макроуровне. Поэтому приоритетными задачами
проводимой сегодня налоговой реформы,
как одной из форм финансовой государственной
поддержки малого бизнеса становятся
упрощение налогообложения, последовательное
снижение налогового бремени, повышение
качества работы налоговых органов. Налоговая
система призвана стать гарантом стабильности
развития деловой активности хозяйствующих
субъектов. В этих условиях необходимо
продолжать работу по сокращению числа
налогов, снижению налоговых ставок, и
такой процесс необходим, в первую очередь,
по отношению к индивидуальным предпринимателям. Сегодня важна налоговая реформа
именно в этом направлении. Государству
необходимо в настоящее время на деле
поддержать малый бизнес. Это придаст
новый импульс инвестиционной активности,
усилит мотивацию роста доходов и отказа
от теневых операций, будет стимулировать
инновационную деятельность и развитие
высоких технологий.
В целом, российские
малые предприятия в настоящее время не
имеют каких-либо существенных льгот и
преференций за исключением специальных
налоговых режимов. Однако, эффективность
применения упрощенной системы налогообложения,
единого налога на вмененный налог, в отрыве
от
других инструментов
защиты интересов и
Создание развитой инфраструктуры
поддержки и регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства
имеет важнейшее значение для успешного
функционирования. Отсутствие системного
подхода к формированию на федеральном
и региональном уровнях благоприятных
условий для развития деятельности малых
предприятий привели к тому, что на сегодня
элементы инфраструктуры не объединились
в целостную, ориентированную на рынок
систему, а по отдельности не дали комплексного
эффекта.
Во время тяжелого мирового финансового
кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ остро
нуждался в финансовой поддержке государства.
Так финансовый кризис в Российской Федерации
существенно повлиял на доступность кредитных
ресурсов для малого бизнеса, реализацию
инвестиционных проектов, а также на потребительскую
активность населения, что также негативно
сказывается на малом и среднем бизнесе.
В условиях мирового финансового кризиса
для мелких предприятий РФ характерны
такие слабости как чрезмерная зависимость
от внешней среды, неустойчивость, особенно
к финансовым потрясениям, недостаток
ресурсов, сложности со сбытом продукции
и т.п. Начавшийся мировой финансовый кризис
в большей степени оказал негативное влияние
на ситуацию в сфере предпринимательства,
но особенно это коснулось малого бизнеса.
Так банки ориентируются на кредитование
лишь эффективно развивающихся предприятий.
При этом большинством банков не используются
такие широко распространенные за рубежом
формы поддержки малого бизнеса, как факторинг,
овердрафтное кредитование, кредитования
на условиях кредитной линии с лимитом
задолженности и с лимитом выдачи и другие
банковские продукты. Для малого бизнеса
труден доступ к финансовым ресурсам,
нужда в налоговых каникулах, минимальных
арендных платежах.
В целом недостаток финансовых ресурсов
– одна из важнейших проблем малых предприятий.
Так, банки готовы рассматривать вопрос
о выдаче кредита только при условии успешной
работы малого предприятия не менее года
(реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия
налоговой задолженности, положительного
баланса, и, самое главное, наличия имущества,
которое
можно предоставить
в залог. Причем банки, как правило,
требуют стопроцентное
Более того, банкам не выгодно выдавать
небольшие кредиты (а именно такие кредиты
требуются малым предприятиям), в пределах
200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности
потенциального крупного заемщика и малого
предприятия практически одинаковы, а
доход банка будет существенно различаться.
При этом такие широко распространенные
за рубежом направления финансовой поддержки
малого бизнеса, как микрофинансирование,
финансовый лизинг, кредитная кооперация
в нашей стране практически не получили
развития.
Учитывая опыт промышленно развитых государств
(Китай, Индия), подчеркнем, что они помогают
именно всему малому бизнесу в решении
проблемы доступа к источникам финансирования,
используя при этом различные подходы
(субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы
и т.п.).
Во многих странах формируются специальные
резервы для инвестирования в основные
средства, выделения малому бизнесу субсидий
или фискальных льгот на инвестиции, льготных
займов или дотаций. Кроме того, во всех
промышленно развитых странах обеспечение
финансовой поддержки малым и средним
предприятиям МСП), в тех случаях, когда
она недоступна из других источников,
является важнейшей функцией организаций,
занятых поддержкой МСП. Между тем, следует
отметить, что разрабатываемые планы по
поддержке малого бизнеса в РФ, в качестве
финансовой поддержки малого бизнеса,
пока ориентированы абстрактно на весь
данный сектор. При этом совершенно не
учитываются социально-организационные
различия в среде малых предприятий. Например,
помощь предприятиям, созданным представителями
социально-уязвимых групп населения (инвалидами,
женщинами, молодежью), мелким фирмам,
экспортирующим свою продукцию, инновационному
бизнесу должна быть более конкретной,
точечно целенаправленной. Таким предприятиям
должны предоставляться специфические
налоговые льготы, а, возможно, и льготные
кредиты на инвестиции в основные фонды,
на модернизацию оборудования, устанавливаться
ускоренные амортизационные списания
и т.п.
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
Малое предпринимательство как сфера
экономической деятельности способно
в силу максимальной адаптивности, самоорганизации
и саморазвития при должной государственной
политике регулирования и поддержки обеспечить
наиболее быстрый и значительный социально-экономический
эффект. Поэтому активизация действий
государственных органов в части поддержки
развития малого предпринимательства
является в настоящее время более чем
актуальной, а нерешенность назревших
проблем в этой области может существенно
затормозить экономический рост России.
Основой государственной
политики в области финансовой поддержки
малого предпринимательства остается
устранение неблагоприятного положения
малых предприятий на рынке кредитных
ресурсов.
Механизмами обеспечения доступа малого
предпринимательства к источникам финансирования
являются:
- развитие лизинга современного технологического,
коммуникационного, офисного оборудования,
имущественных комплексов, транспортных
средств, включая вторичный рынок, для
обновления производственной базы малых
предприятий. Реализация данного направления
предусматривает формирование специализированной
базы данных по необходимому для малого
бизнеса оборудованию, его производителям,
поставщикам, лизингодателям и потенциальным
лизингополучателям. Использование лизингового
механизма является гибким и доступным
финансовым инструментом, альтернативным
банковскому кредитованию. Это один из
наиболее эффективных способов привлечения
инвестиций в условиях нехватки капитала
и экономически выгодный способ модернизации
производства;
- развитие и внедрение
системы микрофинансирования субъектов
малого предпринимательства. Микрозайм
представляет собой гибкую форму классического
банковского кредита, позволяющего начать
бизнес, получив доступ к источникам финансирования
без наличия стартового капитала, кредитной
истории и необходимого обеспечения.
В процесс микрофинансирования на условиях
софинансирования могут привлекаться
средства регионального государственного
фонда поддержки малого предпринимательства,
международных организаций, самих
предпринимателей. Реализация
данного направления предполагает содействие
созданию и развитию кредитных кооперативов,
обществ взаимного кредитования, других
небанковских кредитных институтов, предоставляющих
на возвратной основе микрофинансовые
услуги субъектам малого предпринимательства.
Микрофинансирование позволит субъектам
малого предпринимательства получить
доступ к кредитным ресурсам на постоянной
основе; получить возможность создать
кредитную историю для последующего взаимодействия
с банками;
- предоставление инвестиционных
займов субъектам малого предпринимательства
на конкурсной основе приоритетно в сферах,
развивающих производство товаров и услуг,
инновационной деятельности, экологии,
внедрения технологий ресурсо- и энергосбережения,
развития инфраструктуры туризма, образования,
медицины, непосредственно влияющих на
уровень жизни населения, с предпочтением
проектов, предусматривающих создание
новых рабочих мест и вовлечение в предпринимательскую
деятельность социально незащищенных
слоев населения. Особое внимание следует
уделить разработке и реализации пилотных
проектов по становлению института кредитных
гарантий на базе регионального фонда
поддержки малого предпринимательства
на условиях конкурсного отбора и долевого
финансирования;
- организация единой базы кредитных историй
по каждому субъекту малого предпринимательства,
создание условий для накопления специализированными
организациями информации, характеризующей
платежную дисциплину предприятий и предоставление
свободного доступа к этой базе данных
кредитным организациям и небанковским
институтам, кредитующим субъекты малого
бизнеса;
- разработка и реализация
программ гарантийных механизмов, которые
представляют собой схему распределения
инвестиционных рисков между государством,
кредитными организациями и субъектами
малого предпринимательства, что позволит
стимулировать кредитные организации
к предоставлению кредитов малым предприятиям.
Распределение же кредитных рисков является
наиболее эффективным механизмом обеспечения
доступа субъектов малого предпринимательства
к целевым кредитным ресурсам;
- субсидирование за
счет средств областного бюджета процентной
ставки по банковским кредитам субъектам
малого предпринимательства посредством
предоставления субсидий на возмещение
разницы процентных ставок по
кредитам в размере одной второй
ставки рефинансирования Банка России,
действующей на дату получения кредита,
при условии уплаты заемщиками начисленных
процентов в соответствии с кредитными
договорами, заключенными с банками;
- внедрение и развитие
системы франчайзинга. Мероприятия
данного направления нацелены на реализацию
проектов по взаимодействию крупных и
малых производственных предприятий,
отработку модели объединения взаимодополняющих
производств, кооперирующихся на различной
основе - от поставки сырья до реализации
продукции, и технологических цепочек
с использованием системы франчайзинга.
Реализация данных мероприятий позволит
привлечь на цели развития малого предпринимательства
максимальное количество внебюджетных
средств; обеспечить удовлетворение потребностей
в финансовых ресурсах наибольшего количества
субъектов малого предпринимательства
и, прежде всего, начинающих свой бизнес
В условиях мирового финансового кризиса
государственный спрос на продукцию и
услуги российских предприятий должен
поддерживаться через реализацию запланированных
инвестиционных проектов в сфере транспорта,
телекоммуникаций и т.д., реализуемых в
рамках ФЦП (федеральных целевых программ),
крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда.
Также необходима работа по определению
и поддержке приоритетных инвестиционных
проектов, направленных на технологическую
модернизацию обрабатывающих отраслей
промышленности, способных обеспечить
конкурентоспособность российской экономики
на этапе посткризисного роста.
По моему мнению, Правительство РФ для
финансовой поддержки малого бизнеса,
должно сосредоточить свое внимание на
следующих направлениях:
- создание гарантийного фонда (фонда поручительств)
по обязательствам субъектов малого предпринимательства;
- субсидирование затрат по уплате процентов
по инвестиционным кредитам субъектов
малого и среднего предпринимательства;
- грантовая поддержка начинающих предпринимателей.
На сегодняшний момент не на всех территориях
муниципальных образований РФ сформирована
инфраструктура поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства. Но именно
от муниципалитетов, во многом, зависит,
как работается малому бизнесу на местах.
Это касается вопросов формирования общественных
советов, наличия муниципальных
программ развития
малого бизнеса, предоставления
имущественной поддержки, разработки
схем территориального
Резюмируя сказанное, предлагаю рекомендовать
органам местного самоуправления в условиях
мирового финансового кризиса:
1. разработать муниципальные программы
развития малого предпринимательства,
обеспечив их обязательное финансирование
из муниципальных бюджетов;
2. организовать работу по созданию советов
по развитию малого предпринимательства
с приглашением представителей бизнеса;
3. проводить анализ финансовых, экономических,
социальных и иных показателей развития
малого предпринимательства на территориях
муниципальных образований;
4. принять муниципальные правовые акты,
направленные на имущественную поддержку
субъектов малого предпринимательства;
5. наладить систему информирования малого
предпринимательства (через сайты местных
администраций посредством создания специальных
разделов, печатные СМИ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой практике считается нормой государственное
поощрение малого бизнеса в интересах
общества и государства. При этом задача
государства состоит в том, чтобы создать
правовые и экономические условия для
их выживания, способности расти и саморазвиваться
в условиях рынка.
В зарубежных странах с высоким уровнем
экономического развития и развитой рыночной
инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных
странах эффективная поддержка малого
бизнеса осуществляется путем реализации
комплекса мер государственными органами
федерального и, особенно, регионального
и местного уровня. При этом меры осуществляются
дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы
содействие оказывалось определенным
приоритетным направлениям малого предпринимательства;
сохранению существующих рабочих мест
и стимулированию работодателей к созданию
новых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночной экономикой
системы финансовой поддержки малого
бизнеса развиваются уже десятилетия
и представляют собой большой комплекс
эффективных программ, включающий мероприятия
по оказанию помощи малым предприятиям
в течение всего срока их функционирования
(это: формирование государственных программ
обеспечивающих льготное кредитование
малых предприятий, субсидии, налоговых
и амортизационных льгот, и т.д.). В результате
проведения такой политики в развитых
странах предприятия малого бизнеса производят
до 70% ВВП, а также являются основными работодателями
для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого
сектора в экономику России значительно
скромнее: доля малых и средних фирм в
ВВП России составляет около 15%, а в общей
численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система государственной
финансовой поддержки малого бизнеса
содержит практически полный комплекс
мероприятий, направлений, форм и методов,
используемых в развитых странах. Однако
исследования финансового состояния отечественных
субъектов малого предпринимательства
показывают, что результативность работы
этих государственных механизмов очень
низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными
задачами в этой области являются выявление
и устранение причин, блокирующих реализацию
государственных финансовых программ
по поддержке малых предприятий, разработка
и внедрение их качественных изменений
при максимальном использовании наиболее
действенных механизмов. Повышение эффективности
системы
государственной финансовой
поддержки малого бизнеса
Однако, при разработке мер государственной
поддержки малого бизнеса в России необходимо
учитывать и специфические российские
черты малого бизнеса, существенно отличающие
его от зарубежного. При этом эффективные
меры по содействию малым предприятиям,
осуществляемые на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, должны не дублироваться,
а органично дополнять друг друга.
В период мировой финансовой нестабильности
Правительство РФ возлагает особые надежды
на малый бизнес в первую очередь как один
из главных факторов экономического роста
- потому что малый бизнес (как уже рассматривалось
в теоретической части работы) быстро
адаптируется к изменяющимся условиям
рынка, социально ориентирован, создает
новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо
срочно выработать эффективную программную
поддержки малого бизнеса, основой данной
программы должны стать:
- меры в области снижения налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной поддержки;
- меры в области увеличения финансовой
поддержки.
Так правительству РФ, формируя программы
и разрабатывая механизмы финансовой
поддержки малого бизнеса, следует учитывать
как прогрессивный опыт данной поддержки
развитых и развивающих стран, так и учитывать
собственный позитивный опыт.
Механизмами обеспечения доступа малого
предпринимательства к источникам финансирования
являются: развитие лизинга современного
технологического, коммуникационного,
офисного оборудования, имущественных
комплексов, транспортных средств, включая
вторичный рынок, для обновления производственной
базы малых предприятий; развитие и внедрение
системы микрофинансирования субъектов
малого предпринимательства.
На сегодняшний момент не на всех территориях
муниципальных образований РФ сформирована
инфраструктура финансовой поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Но именно от муниципалитетов, во многом,
зависит, как работается малому бизнесу
на местах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брагина Е. Индия: государственная поддержка
мелкой промышленности // МЭМО, 2000. - №2.
- С. 97-103.
2. Вайль П. Положение малого бизнеса в
экономике России и других стран // Эксперт,
2007. № 4. С. 11.
3. Динамика развития малого предпринимательства
в регионах России в январе-марте 2009 года.
Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым.
– М., 2009.
4. Дорофеева О.Н. Финансовый механизм поддержки
и развития малого предпринимательства/О.Н.
Дорофеева, В.А Иванов.- Сыктывкар: СЛИ,
2005.
5. Егишянец С. Мировой кризис и Россия
// Финансист, 2008. № 10. С. 21-23.
6. Жигулина Т.А. Малый бизнес – важное
звено развития экономики в России // Управляющий
директор, 2007. № 5. С. 22-24.
7. Иванова М. Ситуация в российской экономике:
оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11.
С.7-8.
8. Информационно-аналитический обзор.
№ 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса
на малый и средний бизнес / Департамент
аналитики и мониторингов группы компаний
«Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)
9. Карпов С.А.Последствия мирового кризиса
для российского малого предпринимательства:
вызовы и возможности адаптации // Финансист,
2009. № 1. С. 11-13.
10.Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В.,
Стризое А.Л. Функции современного российского
предпринимательства (на основе экспресс–опроса
предпринимателей Волгограда) / Социокультурные
исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.:
Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград.
гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2007. – Вып.
8. – С. 148-152.
11.Лебедева Л. США: государство и малый
бизнес // Экономическая политика, 2007. №
6. С. 34-36.
12.Мытарев В. Что еще ждать России от мирового
финансового кризиса //РИА Новости, 2008.
12.11.
13.Нагих В.Н., Карпухин А.И., Ширабон Н.В.
Оценка состояния малого бизнеса региона:
проблемы и пути решения [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/
14.Положительный опыт развития малого
предпринимательства в России и за рубежом
/Орлова Н.Я.. - М.: Сфера, 2007.
15.Программа антикризисных мер Правительства
Российской Федерации на