Финансовая политика государства и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:08, реферат

Описание работы

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Существует финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная финансовая политика.
Предметом современной государственной финансовой политики выступают отношения, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами государства на основе научно-обоснованной концепции функционирования и развития финансов страны, учитывающей законы и закономерности рыночной экономики, формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

Содержание работы

1. Сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства……………………………………………………………….3
1.1. Содержание финансовой политики…………………………………………………3
1.2.Финансовый механизм……………………………………………………………….8
2. Принципы финансовой политики……………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………………..…14

Файлы: 1 файл

Реферат КиДФП .doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства……………………………………………………………….3

1.1. Содержание финансовой политики…………………………………………………3

1.2.Финансовый механизм……………………………………………………………….8

  1. Принципы финансовой политики……………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………………..…14

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства
    1. Содержание финансовой политики

Государство, оказывает влияние на все сферы общественной деятельности. Объектом деятельности является экономика в целом, а также ее составные элементы: кредит, финансы, валютные отношения, денежное обращение и т. п.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Существует финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная финансовая политика.

Предметом современной государственной финансовой политики выступают отношения, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами государства на основе научно-обоснованной концепции функционирования и развития финансов страны, учитывающей законы и закономерности рыночной экономики, формирования и использования централизованных денежных фондов государства[7].

Содержание финансовой политики многогранно. Ее важнейшими звеньями являются:

  • Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Формирование концепций происходит на основе изучения требований экономических законов, анализа развития хозяйства, производственных отношений и потребностей населения.
  • Определение направлений использования финансов на текущий период и перспективу. Экономическая политика предусматривает пути достижения поставленных целей, учитывая международные факторы и возможности роста финансовых ресурсов.
  • Осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Звенья финансовой политики определяют ее содержание.

При разработке финансовой политики учитываются следующие требования:

  • Учет исторических условий с учетом специфики всех этапов развития общества, международная и внутренняя обстановка, а также реальные возможности государства
  • Учет особенностей момента. Изучение опыта хозяйственного и финансового строительства, мирового опыта и прогрессивных тенденций[2.С.273].
  • Комплексный подход. Согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях, направленных на достижение основной задачи, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

Финансовая политика, основанная на науке, при ее успешной реализации повышает уровень благосостояния населения.

 Характер  решаемых задач и длительность  периода подразделяют финансовую  политику на финансовую тактику и финансовую стратегию.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу для решения крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

С помощью финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика решает задачи конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Тактика и стратегия взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач, а тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими затратами и потерями решать задачи намечаемые финансовой стратегией.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают:

    • Бюджетная
    • Налоговая
    • Инвестиционная
    • Социальная
    • Таможенная политика

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства[3.С.98].

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика, связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Финансовая деятельность предприятия осуществляется на основании исследования спроса на продукцию, оценки имеющихся ресурсов и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Цель любого коммерческого предприятия заключается в обеспечении роста доходов и прибылей пропорционально вложенным финансовым ресурсам.

 Важной особенностью  государственного финансирования  предприятий является сочетание  отраслевого и территориального  принципов управления. Территориальный принцип формирования и распределения ресурсов в современных условиях является приоритетным. Имеются три уровня территориального управления:

* федеральный;

* региональный (субъектов Федерации);

* местный (муниципальных образований)[6].

Финансовые ресурсы в значительной степени сосредоточены в бюджетах субъектов Федерации и в местных бюджетах. Федеральный бюджет финансирует региональные программы государственного значения. При этом обоснованность распределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней является важной проблемой не только для государства, но и для территорий.

 Финансовые  взаимоотношения между территориальными  единицами, регионами и Федерацией  обеспечиваются движением соответствующих  потоков финансовых ресурсов  и соблюдением установленных социальных стандартов [29]. Система социальных стандартов включает показатели минимально необходимой обеспеченности населения наиболее важными социально-культурными, жилищно-бытовыми и прочими услугами. С использованием этих Показателей составляется минимальный потребительский бюджет для населения.

 Минимальный  потребительский бюджет разрабатывается  на основе набора потребительских  товаров и услуг, удовлетворяющих  основные потребности населения. Однако фактическое удовлетворение  социальных потребностей населения определяется минимальными размерами оплаты труда, пенсий и социальных пособий, которые в настоящее время не соответствуют минимальному потребительскому бюджету. Причинами этого являются различные диспропорции, имеющиеся в бюджетах регионов. Для выправления бюджетных диспропорций регионам оказывается финансовая помощь, которая осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.

Субсидиями называются пособия, предоставляемые, как правило, в денежной форме за счет средств государственных бюджетов различных уровней, а также специальных фондов. Прямые субсидии направлены на удовлетворение потребностей предприятий региона или отрасли, а косвенные субсидии выражаются в форме льготных условий налогообложения и кредитования. В настоящее время в России используются следующие методы бюджетного субсидирования: дотации, субвенции, ссуды вышестоящих бюджетов, взаимозачеты, трансферты.

 Дотации - это  государственные пособия территориальным  органам власти, предприятиям в  форме доплаты, материальной помощи  для покрытия убытков или других целей.

 Субвенции - это вид государственных финансовых пособий местным органам власти, предоставляемых (в отличие от дотаций) на определенные цели.

 Ссуда представляет собой договор о предоставлении финансовых ресурсов во временное пользование. Является формой кредитования.

 Взаимозачеты - это способ безналичных расчетов на основе зачета взаимных требований, возникающих у бюджетов одного или разных уровней.

 Трансферт - это безвозмездная передача государством финансовых ресурсов в распоряжение бюджетов территорий.

 Грантом называется безвозмездное выделение денежных средств на строго определенные мероприятия высокой социальной значимости, предоставляемое на условиях конкурсного отбора.

 Государственная  бюджетная политика требует постоянного совершенствования, к числу важнейших направлений которого могут быть отнесены:

* разработка  мер по усилению стимулирующего  воздействия порядка формирования  территориальных бюджетов на  заинтересованность территорий  в развитии собственной экономической базы;

* устранение  волевого подхода в распределении  ресурсов между бюджетами различных  уровней;

* определение  принципов установления размеров  и направления бюджетных субсидий.

 Принципы  выделения дотаций и субвенций  из вышестоящих бюджетов нижестоящим должны основываться на объективной оценке состояния развития и экономических возможностей территорий. Предоставлять бюджетные средства целесообразно непосредственным потребителям, а не промежуточным инстанциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Финансовый механизм

Финансовый механизм – совокупность форм, способов, методов организации финансовых отношений, применяемых обществом или хозяйствующим субъектом с целью обеспечения социально-экономического развития на макроуровне или решения целевых задач и установок конкретного хозяйствующего субъекта.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

 Финансовый  механизм включает множество  взаимосвязанных, соединенных между  собой элементов, соответствующих  разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы финансовый механизм включает в себя финансовый механизм субъектов хозяйствования и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Информация о работе Финансовая политика государства и организаций