Финансовая политика государства и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 18:08, реферат

Описание работы

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Существует финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная финансовая политика.
Предметом современной государственной финансовой политики выступают отношения, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами государства на основе научно-обоснованной концепции функционирования и развития финансов страны, учитывающей законы и закономерности рыночной экономики, формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

Содержание работы

1. Сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства……………………………………………………………….3
1.1. Содержание финансовой политики…………………………………………………3
1.2.Финансовый механизм……………………………………………………………….8
2. Принципы финансовой политики……………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………………………..…14

Файлы: 1 файл

Реферат КиДФП .doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств[2.С.385].

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Рис.1. Схема финансового механизма[5].

Структура финансового механизма состоит из 5 взаимосвязанных элементов:

  1. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Действие рыночных методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
  2. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки, вклады в уставный капитал и т.п.
  3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.
  4. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методически указания и разъяснения и т.п.
  5. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

Различают два типа финансового механизма:

  • Директивный финансовый механизм разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (формирование бюджета, его налоговые и неналоговые доходы, расходы бюджета, государственный кредит, бюджетное финансирование) или если эти отношения имеют большое значение для государства (формирование финансового рынка, банковской сферы).
  • Регулирующий финансовый механизм. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль над использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

 

 

 

  1. Принципы финансовой политики

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

 Согласно ст. 28 БК РФ перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации следующий[6]:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации
    • самостоятельности бюджетов
    • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
    • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
    • сбалансированности бюджета
    • результативности и эффективности использования бюджетных средств
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
    • прозрачности (открытости)
    • достоверности бюджета
    • адресности и целевого характера бюджетных средств
    • подведомственности расходов бюджетов
    • единства кассы

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности и т.д.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления устанавливать  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах налоги и сборы, доходы  от которых подлежат зачислению  в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах[4.С.312].

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

- отдельных видов  неналоговых доходов, предлагаемых  к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового  года.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность  и (или) преемственность бюджетной  классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации[4.С.312].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Нормативно – правовые материалы
    1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 г.г. от 29.06.2011г.
    1. Специальная литература

2.  Финансовая политика России: учеб. пособие/под ред. А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. – Финансы и статистика, 2009. – 400с.

     3. Финансовая политика: учеб.пособие/ под ред. М.В.Васильевой, Н.А.Малий, Л.В. Перекрестовой, 2010. - 210с.

           4. Эльканова М.С. Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики//Финансы и кредит, 2011. –438с.

     III. Электронные средства информации

    5.http://www.vocable.ru/dictionary/1049/word/finansovyi-mehanizm(дата обращения: 02.04.2015г.)

Информация о работе Финансовая политика государства и организаций