Финансовая политика государства: понятие, содержание, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание работы

Введение. 2
Финансовая политика государства: понятие, содержание, принципы. 3
Цели и задачи финансовой политики государства. 7
Типы финансовой политики и механизм ее реализации. 8
Компоненты финансовой политики. 13
Список используемой литературы. 20

Файлы: 1 файл

гос регулирование экономики.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. И показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

    Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
  • организации БС, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Т.о. Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных и частных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

В соответствии с делением общей системы  финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы следует различать механизмы приведения в действие государственных (муниципальных) и частных финансов. Они различаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами. Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются нормами публичного финансового права. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов отличается более мягкой регламентацией элементов нормами финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами.

Элементами  финансового механизма выступают финансовое планирование, регулирование и контроль. Каждому из названных элементов механизма управления финансовыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и инструменты. Финансовые методы и инструменты зачастую называют финансовым инструментарием, имея в виду их единство и целостность в структуре финансового механизма.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы гос.предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает обязательный порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направления их использования.

Компоненты финансовой политики.

Теперь  я хотела бы рассмотреть краткую характеристику основных компонентов финансовой политики. Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Бюджетная политика РФ сводится к:

  • определению доли валового ВВП, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В условиях современного бюджетного кризиса  к первоочередным задачам бюджетной  политики следует отнести:

  1. повсеместную экономию государственных средств;
  2. централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  3. реструктуризацию государственного долга;
  4. инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.6

В процессе экономического регулирования  государство широко использует денежно-кредитную политику.

ЦБ  РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

Основные  направления включают:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
  • краткую характеристику состояния экономики РФ;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных  инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных  денег, во-вторых, «цены кредита» –  процента.

Процент определяет спрос на заемный капитал  и масштабы притока вкладов и  депозитов, т.е. формирование кредитных  ресурсов.

Государственная экономическая политика, ориентированная  на использование денежно-кредитных  механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология.

Имеются в виду массовое, логичное с экономической  и юридической точек зрения поведение  хозяйствующих субъектов, высокая  степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный  государственный долг.

Денежно-кредитная  политика имеет значительный временной  лаг – время от принятия решения  до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет  установки правительства, но не является правительственным институтом, а  имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство  не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного  количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную  сферу и сопряженные области  экономики. Однако при проведении определенного  круга операций ЦБ РФ вправе и прямо  вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно  считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.

Денежно-кредитная  политика имеет несколько элементов:

  • эмиссионная политика;
  • политика стабилизации национальной валюты;
  • кредитная политика.

В рамках проведения эмиссионной политики обеспечивается оптимизация необходимой  массы денег в обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также  на некоторое увеличение доходов  бюджета – так называемых эмиссионных  доходов. Второе направление требует  особой осмотрительности, поскольку  при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению  доходов бюджета. Если государство  не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую  безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять  экспансии более сильных валют и национальное богатство может быть обесценено либо в значительной степени утеряно.

Основные  инструменты и методы денежно-кредитной  политики ЦБ РФ:

  • процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная  политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Социальная  политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

  • согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
  • разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
  • упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
  • регулированию вынужденной миграции.

Информация о работе Финансовая политика государства: понятие, содержание, принципы