Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть финансовую политику государства в условиях рыночных отношений.
Задачи работы:
- определить понятие, цель и задачи финансовой политики;
- рассмотреть элементы финансовой политики;
- определить типы финансовой политики;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства 5
1.1. Понятие, цель и задачи финансовой политики 5
1.2. Элементы финансовой политики 9
1.3. Типы финансовой политики 16
Глава 2. Анализ финансовой политики России в условиях рыночных отношений 19
2.1. Основные направления финансовой политики России 19
2.2. Политика финансовой стабилизации федерального бюджета России 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И, наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад.
Кроме того, в период экономического
подъема автоматический рост налоговых
поступлений формирует
К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос9.
Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.
Государство защищает свои интересы
через таможенную и валютную политику,
особенности которых
Все большее значение приобретает
международная финансовая политика.
В ее основе лежит управление валютно-финансовыми
и кредитными отношениями в сфере
международных отношений, связанных
как с международным
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений10.
Выделяют следующие типы финансовой политики (рис. 1):
Рис. 1. Типы финансовой политики11
Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.
В основу регулирующего типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Концепция неоклассического типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития12.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.
На предшествующих этапах формирования бюджетной политики главной задачей Правительства РФ была сбалансированность федерального бюджета. Высокие цены на нефть и газ, а также последствия дефолта автоматически решили эту задачу. Доходы от экспорта превысили все планы и ожидания. В Минфине был создан Стабилизационный фонд (за счет профицита бюджета), который уже в 2007 году достиг 160 млрд. долл. В 2008 году Стабфонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд благосостояния. Таким образом, бюджетная политика на данном этапе развития формируется в условиях финансовой и экономической стабильности.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков, и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов13.
Основные направления
- использование бюджета в
- разработка и внедрение
- обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
- повышение качества
- поддержка образования как основы инновационной экономики;
- реализация федеральных
Проанализируем использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Динамика доходов и расходов федерального бюджета представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика доходов и расходов федерального бюджета за период 2000-2012г.г. (% ВВП)14
Доходы федерального бюджета к 2013 году по ожидаемой оценке снижаются до 16,1 процента к ВВП, расходы до 19 процентов к ВВП. Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача, снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.
В среднесрочной перспективе
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Повышение страховых взносов на два процента принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
Реализация федеральных
Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2013-2015 годы представлены в соответствии с содержанием табл. 1.
Таблица 1
Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2013-2015 г.г.
Основные направления финансовой политики |
Пути реализации |
Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования |
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2013-2015 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать один трлн. рублей в год. |
Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций |
Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8процентов к ВВП в 2010 году до 19,0 процентов к ВВП в 2013 году, то кредитование реального сектора экономики по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет. |
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы |
В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств |
Повышение качества человеческого капитала |
Повышение страховых
взносов на два процента принесет
в систему обязательного |
Поддержка образования как основы инновационной экономики |
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2013 году - 492,5 млрд. рублей, в 2014 году - 492,3 млрд. рублей, в 2015 году – 492,2 млрд. рублей. |
Реализация федеральных целевых программ |
Объем ассигнований на эти цели в 2014 году сокращается (на 16 процентов к 2013 году) в связи с завершением ряда программ |
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений