Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть финансовую политику государства в условиях рыночных отношений.
Задачи работы:
- определить понятие, цель и задачи финансовой политики;
- рассмотреть элементы финансовой политики;
- определить типы финансовой политики;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства 5
1.1. Понятие, цель и задачи финансовой политики 5
1.2. Элементы финансовой политики 9
1.3. Типы финансовой политики 16
Глава 2. Анализ финансовой политики России в условиях рыночных отношений 19
2.1. Основные направления финансовой политики России 19
2.2. Политика финансовой стабилизации федерального бюджета России 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Таким образом, реализация всех мероприятий осуществляется через бюджетное финансирование. Бюджет является одним из важнейших инструментов макроэкономического регулирования15.
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В 2013-2015 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета. Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации представлен в соответствии с содержанием табл. 2.
Таблица 2
Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации млрд. руб.
Показатель |
2012 год (закон) |
Прогноз | ||
2013 |
2014 |
2015 | ||
Государственные заимствования, всего |
1311,3 |
1592,3 |
1601,7 |
1626,1 |
привлечение |
1801,1 |
2181,7 |
2284,0 |
2474,1 |
погашение |
-489,8 |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
- внутренние заимствования |
1340,8 |
1459,0 |
1465,7 |
1486,2 |
привлечение |
1709,9 |
1977,9 |
2082,2 |
2273,6 |
погашение |
-369,1 |
-518,9 |
-616,5 |
-787,4 |
В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2013-2015 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.
Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества. Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества представлено в соответствии с содержанием табл. 3.
Таблица 3
Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества млрд. руб.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Средства от приватизации федерального имущества |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
Средства от приватизации федерального имущества всего за период 2013-2015 года составят 883,5млрд. руб.
В целом, объем внутренних
заимствований в форме
Объем внутренних и внешних заимствований за период 2013-2015 года составят 49806 млрд. руб. Таким образом, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены в соответствии с содержанием табл. 4.
Совокупный объем
Таблица 4
Источники финансирования дефицита федерального бюджета млрд. рублей
Показатель |
2012 год |
Прогноз | ||
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||
Всего источников: внутреннего и внешнего финансирования дефицита |
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
увеличение |
1 820,8 |
2 307,1 |
2 658,3 |
2 727,9 |
уменьшение |
- 814,0 |
- 787,1 |
- 952,9 |
- 972,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита |
922,5 |
1 475,9 |
1 628,5 |
1 680,9 |
увеличение |
1 550,4 |
2 074,4 |
2 433,7 |
2 509,4 |
из них: |
||||
государственные ценные бумаги |
1 210,0 |
1 705,9 |
2 009,1 |
2 090,9 |
приватизация |
7,0 |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
уменьшение |
- 627,9 |
- 598,5 |
- 805,3 |
- 828,6 |
из них: государственные ценные бумаги |
- 275,7 |
- 369,1 |
- 518,9 |
- 616,6 |
Объем внешних обязательств РФ до 2015 г. возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн. руб., а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 процентов ВВП в 2013 г. до 17,4 процентов ВВП в 2015 г.
В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" предусматривается использование средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд. руб., при этом на 70-80 процентов дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований16.
Таким образом, в целом сфера финансовой политики определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.
Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.
Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, который влияет на финансовый процесс – это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам и фондовому сектору и т.д.
Также, при проведении финансовой
политики необходимо учитывать существующую
социально-экономическую
Основными направлениями финансовой политики России являются: использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования; разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций; обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы; повышение качества человеческого капитала; поддержка образования как основы инновационной экономики; реализация федеральных целевых программ.
1. Бабич А.М, Павлова Л.Н. Финансы. М.: ФБК-Пресс, 2011
2. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. М.: Книжный мир, 2012
3. Деньги. Кредит. Финансы / Учебное пособие /под ред. С.В.Галицкая - 2-е изд., перераб. и доп., М: Эксмо, 2008. – 736 с.
4. Дробозина Л.А. Финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 527 с.
5. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.- №6. – 2012. – С. 44-48
6. Литовченко В.П. Финансы. М.: Дашков и Ко, 2011. – 588 с.
7. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. М.: Экономистъ, 2009
8. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Инфра-М, 2010
9. Федулова С.Ф. Финансы. Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп., М.:КНОРУС, 2011. – 400 с.
10. Финансы, денежное обращение и кредит / Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова, М.: Проспект, 2008. – 720 с.
11. Финансовая политика России. Под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. М.: Финансы и статистика, 2012
12. Финансы / Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева, М.: Проспект, 2011. – 640 с.
13. Финансы / Учебник / под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко – 2-е изд. перераб. и испр., М.: Дашков и Ко, 2009. – 588 с.
14. Финансы: учебник / [Г. Б. Поляк и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 735 с.
15. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы / Учебное пособие. – 4-е изд. испр. и доп., М.:тДашков и Ко, 2008. – 606 с.
1 Финансы / Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева, М.: Проспект, 2011. – С. 105
2 Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Инфра-М, 2010. – С. 88-89
3 Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.- №6. – 2012. – С. 44
4 Бабич А.М, Павлова Л.Н. Финансы. М.: ФБК-Пресс, 2011. – С. 174-175
5 Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. М.: Экономистъ, 2009. – С. 162
6 Финансы / Учебник / под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко – 2-е изд. перераб. и испр., М.: Дашков и Ко, 2009. – С. 189
7 Финансы, денежное обращение и кредит / Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова, М.: Проспект, 2008. – С. 155-156
8 Финансы: учебник / [Г. Б. Поляк и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 142-143
9 Федулова С.Ф. Финансы. Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп., М.:КНОРУС, 2011. – С. 177-178
10 Литовченко В.П. Финансы. М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 103-104
11 Дробозина Л.А. Финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – С. 219
12 Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы / Учебное пособие. – 4-е изд. испр. и доп., М.:тДашков и Ко, 2008. – С. 193-195
13 Деньги. Кредит. Финансы / Учебное пособие /под ред. С.В.Галицкая - 2-е изд., перераб. и доп., М: Эксмо, 2008. – С. 169-170
14 Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. М.: Книжный мир, 2012. – С. 144-145
15 Литовченко В.П. Финансы. М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 110-111
16 Финансовая политика России. Под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. М.: Финансы и статистика, 2012. – С. 189-191
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений