Финансовая политика государства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:25, курсовая работа
Описание работы
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации.
Содержание работы
Введение 3 I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 4 1. Цели и сущность финансовой политики 4 2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7 II. Проведение финансовой политики в России 14 1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования 14 2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 19 Заключение 22 Список использованной литературы 23
Файлы: 1 файл
налог на добавленную стоимость;
акцизы (прямо включаются в цену товаров
и
услуг); на наследство; на сделки
с недвижимостью и ценными бумагами и
другие.
Это косвенные налоги, так как
они частично или полностью переносятся
на цену
товаров или услуг.
Итак, основными налогами в
Российской Федерации являются:
1. Индивидуальный подоходный
налог, представляющий собой вычет
из годовых
доходов налогоплательщика.
2. Налог на прибыль
фирм и предприятий. Взимается
с чистой прибыли
юридических лиц (валовая выручка
за вычетом всех расходов и убытков).
3. Социальные взносы, то
есть выплаты, осуществляемые частично
самими
рабочими и частично их работодателями,
направляемые в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный
и так далее.
4. Поимущественные налоги,
то есть налоги на имущество,
дарение и наследство.
5. Налоги на товары
и услуги, прежде всего таможенные
пошлины и акцизы, а
также НДС.
Исходя из описанной системы
налогообложения, представляется возможным
выделить такие главные принципы
фискальной политики:
а) Уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, то есть
его уровня доходов. Поскольку возможности
разных
физических и юридических лиц
неодинаковы, для них должны быть установлены
дифференцированные налоговые
ставки, поэтому налог с дохода должен
быть
прогрессивным.
б) Налогообложение должно носить
однократный характер, иначе цена товара,
доходящего до потребителя
будет неоправданно завышена, что сделает
его
неконкурентноспособным, с
другой стороны постоянный налоговый
гнет лишит
предпринимателя стимулов к
проявлению деловой активности. Здесь
примечательна
замена налога с оборота подоходным
налогом, в результате чего производитель
платит налог только на добавленную
им стоимость, а не со всей выручки от
продажи. Однако данные проблемы
еще не полностью устранены из российского
законодательства, что подчас
приводит к облаганию товара налогом несколько
раз подряд на каждом этапе
его производства.
в) Обязательная уплата налогов.
Налоговая система не должна оставлять
сомнений у налогоплательщика
в неизбежности платежа. Система штрафов
и
санкций должна быть такой,
чтобы неуплата или несвоевременная уплата
налогов
были менее выгодными, чем своевременное
и честное выполнение обязательств
перед налоговыми органами.
г) Процедура выплаты налогов
должна быть простой, понятной и удобной
для
налогоплательщиков и экономичной
для учреждений, собирающих налоги.
д) Налоговая система должна
быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям.
е) Налоговая система должна
обеспечивать эффективное перераспределение
создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика,
проводимая правительством, обязана
отвечать основным принципам
построения налоговой системы российского
государства и регулировать
экономические взаимоотношения внутри
федерации.
Кроме того, реализация фискальной
политики должна учитывать три важнейшие
функции государственного управления
налогообложением:
1. Обеспечение финансирования
государственных расходов, то есть
прямая
функция налогов;
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения
между
доходами отдельных групп с
целью сглаживания неравенства между
ними,
недопущения резкого расслоения
общества (социальная функция);
3. Государственное антициклическое
и противоинфляционное, секторальное,
отраслевое и региональное
регулирование экономики (собственно
регулирующая
функция).
Раскрывая содержание социальной
функции, хотелось бы отметить, что
большинство граждан считают,
что они платят слишком высокие налоги,
тогда как
другие социальные группы платят
слишком низкие, и что государство расходует
недостаточно средств для обеспечения
их материального благосостояния и
чересчур много отдает другим.
В связи с этим интересен принцип
взимания налогов в зависимости от
способности налогоплательщика,
породивший систему прогрессивного
налогообложения: чем выше доход
(налоговая база), тем непропорционально
большая часть его изымается
в виде налога. Принцип же пропорционального
налогообложения предусматривает
одинаковую долю налога в доходах, независимо
от их величины. Регрессивные
ставки налога означают ее уменьшение
по мере
возрастания налоговой базы
(дохода).
Анализируя налоги как средство
государственного управления деловой
активностью, важно остановиться
на регулирующих их функциях:
— установление и изменение
системы налогообложения;
— определение налоговых ставок,
их дифференциация;
— предоставление налоговых
льгот — освобождение от налогов части
прибылей и
капитала с условиями их целевого
использования в соответствии с задачами
общей экономической политики
правительства.
Важную регулирующую роль играют
глобальные изменения ставок налогов.
Так,
глобальное понижение налогов
ведет к увеличению чистых прибылей, усилению
стимула хозяйственной деятельности,
росту капиталовложений, спроса, занятости
и оживлению хозяйственной
конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный
способ
борьбы с повышенной деловой
активностью.
Изменяя налоги на прибыль (прямые
налоги), государство может создать или
уменьшить дополнительные стимулы
для капиталовложений, а маневрируя уровнем
косвенных налогов — воздействовать
на фонд потребления в целом, на цены
товаров и услуг.
Избрав либеральную или протекционистскую
внешнеторговую политику, государство
изменяет таможенные пошлины,
получая от торговых партнеров либо встречные
уступки, либо ужесточение условий
национального экспорта. Таможенные пошлины
— вид косвенных налогов, повышение
которых ведет к удорожанию импорта, а
вслед за этим и отечественных
товаров, к снижению внешнеторгового оборота.
Понижение или отмена пошлин
влекут за собой обострение конкуренции
на
внутреннем рынке, замедление
роста цен, активизацию внешней торговли.
Однако дискреционная фискальная
политика, как и политика, основанная на
использовании встроенных стабилизаторов,
также имеет ряд своих недостатков.
Помимо очевидных политических
трудностей, связанных с длительным обсуждением
в Государственной Думе относительно
принятия закона об изменении ставок
налогов, существует еще один
недостаток: возражение против временного
снижения налогов для борьбы
со спадом проистекает из того политического
факта, что в демократическом
обществе может быть трудно снова повысить
налоги
после преодоления спада.
Подводя итог, хотелось бы особенно
отметить, что в любом случае государство,
имея возможность применять
все элементы финансовой политики, обладает
мощнейшим инструментом, позволяющим
весьма эффективно бороться с любыми
трудностями, которые бы не
постигли переходную российскую экономику.
Важно
лишь со знанием дела использовать
имеющиеся средства, последовательно
и
правильно продвигаться по
пути укрепления экономики и возрождения
России.
II. Проведение финансовой политики
в России
1. Современное состояние бюджетной
системы и политики Российской
Федерации,
проблемы ее реформирования
Основная часть государственных
доходов и расходов проходит через
государственный бюджет, включающий
в себя бюджеты центрального правительства
и местных властей. В зависимости
от административно-территориального
устройства той или иной страны
(двухступенчатого — центральное правительство
и местные органы власти или
трехступенчатого, как в Российской Федерации,
—
центральное правительство;
правительства республик, краев, областей;
местные
органы власти) бюджеты соответственно
бывают центральными, республиканскими,
краевыми, областными и так
далее.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные
фонды — денежные средства государства,
имеющие целевое назначение
и не включенные в федеральный бюджет.
Внебюджетные
средства находятся в распоряжении
центральных или местных органов власти
и
концентрируются в специальных
фондах, каждый из которых предназначен
для
определенных нужд. Примером
может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные
фонды
создаются за счет специальных
(целевых) налогов, займов, субсидий из
бюджета.
Государственный бюджет — это
годовой план государственных расходов
и
источников их финансового
покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается
и
принимается парламентом Российской
Федерации. По завершении финансового
года
полномочные представители
исполнительной власти отчитываются о
своей
деятельности по мобилизации
доходов и осуществлению расходов в соответствии
с
принятым в предыдущем году
законом о бюджете.
Сейчас структура российского
бюджета в соответствии с федеральным
законом “О
составе и структуре бюджетной
классификации Российской Федерации”,
введенном
в действие с 1 января 1995 года,
выглядит следующим образом:
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура
расходов
II.2 Ведомственная структура
расходов
II.3 Экономическая структура
расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы
бюджета в 1998 составят соответственно
(в
млрд. рублей)[5]:
1998 год
Проект
в %% к общей сумме расходов
в %% к
ВПП (2750)
Доходы
340
72
14.5
Расходы
472
100.0
22.3
Дефицит
бюджета
132
28
4.8
При этом доходные статьи бюджета
включают:
Наименование
доходов
Проект на 1998
В процентах к ВВП
(проект на 1998)
НДС
148
5.3
Налог
на прибыль с предприятий и организаций
28.7
1.04
Налог
на прибыль капитала
9.8
0.35
Акцизы
66
2.4
Пошлины
на импорт
22.6
0.82
Важно отметить, что некоторые
цифры, указанные в законопроекте и приведенные
в моей работе в качестве наглядного
материала, поясняющего структуру
государственного бюджета РФ,
могли быть изменены в течение последующих
чтений, однако общие закономерности,
несомненно, были сохранены. Теперь мне
бы хотелось также схематично
обрисовать, расходную часть, а затем
проанализировать проблемы,
стоящие перед бюджетной системой Российской
Федерации, выделить ее основные
особенности и недостатки.
Итак, в российский бюджет на
1998 год заложена следующая структура расходов
(в
млрд. рублей)[6]:
Государственное
управление
11.4
Международная
деятельность
21.1
Национальная
оборона
81.8
Фундаментальное
исследование и содействие научно-техническому
прогрессу
13.4
Промышленность,
энергетика и строительство
24.4
Сельское
хозяйство и рыболовство
16.5
Образование
16.3
Культура
и искусство
3.2
Здравоохранение
и физическая культура
8.5
Социальная
политика
37.1
Обслуживание
государственного долга
120.5
Прочие
расходы
117.6
Рассмотрим российскую бюджетную
(финансовую) политику. Изучая налоговые
поступления в 1997 году, легко
заметить, что ожидаемые налоговые доходы
существенно отличаются от
реальных, а именно: к 1 ноября задолженность
по
налоговым платежам в бюджет
составила 185.1 трлн. р.
[7] Можно
вывести, что в бюджет поступает только
1/3, запланированных
доходов, что не может не сказаться
на его исполняемости. Представляется
маловероятным изменение данных
тенденций в 1998 году.
Та ситуация, которая характерна
для исполнения бюджета 1997 г., прежде всего
— недопоступление доходов
в федеральный бюджет, сказалась на формировании
бюджета 1998. Одна из серьезнейших
проблем, накладывающих отпечаток на
принятый бюджет, — проблема
задолженности за 1997. Долги по зарплате
только
по предприятиям и организациям
промышленности, строительства, транспорта
и
сельского хозяйства составили
на 1 декабря 1997 года 47.596 млрд.
деноминированных рублей. Эта
сумма со всей своей тяжестью ляжет на
бюджет
1998.
Изучая далее бюджет 98 года,
можно заметить, что большая часть
государственных расходов идет
на финансирование промышленности. Эта
правильная тенденция существует
и в бюджетах других стан. Однако хотелось
бы
выделить направления, по моему
мнению, обеспечивающие наиболее эффективное
инвестирование финансовых
ресурсов:
1) льготное финансирование
технического перевооружения предприятий,
благодаря
Информация о работе Финансовая политика государства