Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:07, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – изучение финансовой политики.
Задачами курсовой работы являются:
теоретическое обоснование финансовой политики;
проанализировать содержание и цели финансовой политики;
рассмотреть виды финансовой политики.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства….........................................................................................................4
1.1. Сущность финансовой политики государства
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………11
2.1. Содержание финансового механизма
Глава 3. Типы финансовой политики государства……………………..26
3.1. Основные типы финансовой политики государства
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………..32
В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития.
Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев – формирование накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, т.е. покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.
Большое внимание уделяется
определению рациональных форм изъятия
доходов предприятий в пользу государства,
а также доли участия населения в формировании
финансовых ресурсов. Важное значение
придаётся повышению эффективности использования
финансовых ресурсов путём их распределения
между сферами общественного производства,
а также их концентрации на главных направлениях
экономического и социального развития.
Глава 2. Организация финансовой политики государства
Потребность в разработке
и систематическом проведении финансовой
политики возникла с развитием капитализма.
Непосредственный толчок к составлению
и осуществлению программ финансовой
политики дал экономический кризис 1929
— 1933, поставивший под сомнение способность
рыночной системы к саморегулированию
без активного вмешательства государства
в экономическую жизнь.
Согласно ст. 15 Федерального Конституционного
закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) "О
правительстве Российской Федерации"
(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство
РФ обеспечивает проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики; разрабатывает
и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; представляет Государственной
Думе отчет об исполнении федерального
бюджета; разрабатывает и реализует налоговую
политику; обеспечивает совершенствование
бюджетной системы; принимает меры по
регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет
управление государственным внутренним
и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, нормативными
указами Президента Российской Федерации
валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью
в отношениях Российской Федерации с иностранными
государствами; разрабатывает и осуществляет
меры по проведению единой политики цен.
Реализация целей и задач финансовой политики
осуществляется с помощью применения
различных приемов организации финансовых
отношений на централизованном и децентрализованном
уровнях, которые в совокупности определяют
содержание механизма достижения целей
и задач финансовой политики или финансового
механизма.
Важная составная часть финансовой политики – установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.
Под формой организации
финансовых отношений понимается внешний
порядок их организации, перераспределения
и использования финансовых ресурсов
и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных отношений
используются различные формы расходов
бюджетов, формы поступления средств
в процессе распределения и перераспределения
финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих
доходов, дотации).
Методами организации финансовых отношений
в финансовой науке называются способы
формирования финансовых ресурсов и практического
осуществления операций, связанных с финансами.
Можно выделить четыре основных метода
формирования финансовых ресурсов:
1. финансовый метод используется
для формирования финансовых ресурсов
преимущественно на безвозвратной и безвозмездной
основе. Финансовым методом, как правило,
формируются собственные финансовые ресурсы
коммерческих и некоммерческих организаций
(аккумулирование членских взносов в некоммерческих
организациях соответствующих организационно-правовых
форм; формирование амортизационных отчислений
и прибыли в коммерческих организациях
происходит на безвозмездной и безвозвратной
основах);
2. метод кредитования связан с предоставлением
денежных средств на условиях срочности,
возвратности и платности. На макроуровне
этот метод используется в ходе предоставления
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому
бюджету, а на микроуровне – при получении
юридическими лицами кредитов банков,
бюджетных кредитов, налоговых кредитов,
доходов в результате выпуска долговых
ценных бумаг коммерческими организациями;
3. налоговый метод подразумевает
аккумулирование денежных средств для
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований
в форме денежных платежей (налогов) юридических
и физических лиц на обязательной, принудительной
и безвозмездной основах. В условиях функционирования
рыночной экономики налоговый метод является
преобладающим при формировании финансовой
базы деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
4. страховой метод предполагает формирование
финансовых ресурсов за счет поступления
страховых взносов. Его использование
в рыночной экономике, характеризующейся
проявлением многих элементов стихийности
в ходе ее функционирования, непосредственно
связано с особенностями осуществления
финансовой деятельности субъектами хозяйствования
и органами власти в условиях, когда возрастает
возможность наступления непредвиденных
событий в социально-экономической жизни
общества.
Финансовый механизм является инструментом
осуществления финансовой политики государства,
регионов и муниципальных образований.
Используя различные элементы финансового
механизма, органы власти стремятся обеспечить
реализацию целей финансовой политики,
решение ее стратегических и тактических
задач. При этом, корректировка элементов
финансового механизма происходит путем
изменения соответствующих норм финансового
права, в которых установлены четкие правила
функционирования каждого структурного
элемента финансового механизма.
Элементы финансового
механизма:
Структура
финансового механизма
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2. Определение основных
направлений использования
3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.
Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
2. Актуальные для развитых
капиталистических стран
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности
к потреблению. Так, индивид,
стремясь поддержать привычный
жизненный уровень, медленно