Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России.

Файлы: 1 файл

курсовая-финансовая политика государства.docx

— 149.88 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как  часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что от эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.

Государственная финансовая политика должна выступать средством  решения социально-экономических  задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансово  системы, а не только органов государственной власти.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для  ее достижения необходимо решить ряд  конкретных задач:

- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;

- дать характеристику  и анализ финансовой политики  России.

В качестве теоретической  основы написания работы были использованы труды отечественных ученых - Л.А. Дробозиной, В.Н. Романовского, А.С. Булатова и других. Нормативной базой исследования послужили Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике», прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2011 годы, а также прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации за 2012-2013 годы, подготовленные Минэкономразвития России.   
  
  
  
 

 

 

ГЛАВА I. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ТИПЫ

1.1. Сущность, задачи и типы финансовой политики

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том  числе и в финансовой сфере. В  учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию   финансовых отношений для выполнения государством своих функций» Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием   финансовых   отношений для выполнения своих функций   государством.

Функции и задачи государства  видоизменяются, трансформируются в  соответствии с господствующими  в обществе представлениями о  роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными. Использование   финансовой     политики   только как средства (инструмента) выполнения функций   государства   неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами   финансовой   системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, до недавнего времени  многими специалистами, включая  представителей органов государственной  власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса - ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

Другой пример - из области  взаимоотношений государства и  наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный  размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из изложенного выше можно  сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная  финансовая политика должна выступать  средством решения социально-экономических  задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой   системы, а не только органов государственной власти.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной   финансовой   власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию   финансовых   ресурсов   государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической   политики.

Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты  ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Итак, государственную финансовую политику будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики. Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении  тактических вопросов использования  функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. Задачами финансовой политики являются:

* создание условий для  формирования максимально возможных  финансовых ресурсов;

* установление рационального  с точки зрения государства  распределения и использования финансовых ресурсов;

* организация, регулирование  и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

* выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами.  

1. Классическая. Такая финансовая  политика была основана на  трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая. В основу  этого типа финансовой политики  положена экономическая теория  Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная. Планово-директивная  финансовая политика применяется  в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной  собственности на средства производства, плановая система управления  позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель   финансовой     политики   в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации   финансовых   ресурсов у   государства   для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.[9;105]

1.2. Содержание финансовой политики

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей,  главных задач; 

2) управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Информация о работе Финансовая политика государства