Финансовая политика и ее содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
· определить понятие финансовой политики;
· описать финансовую систему РФ;
· проанализировать методы финансовой политики;
· изучить финансовую политику РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 3. Аналитическая  часть

3.1. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

     В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".

     Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации[11].

     Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.

     В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 1):

 

Таблица 1

Основные параметры  бюджетной системы Российской Федерации  млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-) /профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


 

     Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

     Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году[12].

Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов определен  исходя из прогноза поступлений доходов  в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 2):

Таблица 2

Расчет предельного  объема расходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

Прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

%% к ВВП

17,3

17,4

 

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2 428,6

1 767,3

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

52,3

%% к ВВП

5,4

3,6

 

3,1

 

2,9

 

Расходы (предельный объем)

10 212,4

10 385,1

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

904,5

%% к ВВП

22,7

20,9

 

19,6

 

19,0

 

в том числе условно утверждаемые

         

271,1

587,5

%% к общему объему расходов

         

2,5

5,0


      Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год 

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему  году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении) 

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении) 

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


 

Экономический кризис продемонстрировал  зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации  от динамики общеэкономической конъюнктуры.

     В этой связи субъекты Российской Федерации должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть, что в случае, если в течение финансового года дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, уменьшенный на величину поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, превышает 10 процентов общего объема поступлений доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, средства Резервного фонда субъекта Российской Федерации направляются на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее суммы превышения.

     Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг[13].

 

3.2.Система мер по преодолению финансового кризиса

     На совещании  с членами Правительственной  комиссии по повышению устойчивости  развития российской экономики  В.В. Путин говорил, что создана система оперативного реагирования на события, с которыми сталкивается наша экономика в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом. Создана "архитектура" этого реагирования, целая система мер, предусмотренная для практически безболезненного преодоления этого периода экономикой России.

     Прежде  всего, нужно уделить особое  внимание системообразующим предприятиям, которые играют особую, стратегическую роль в экономике, несут ответственность за исполнение международных обязательств и располагают уникальными технологиями. Не менее важно поддержать организации, которые имеют значительную социальную нагрузку, являются крупными работодателями, жизнеобеспечивающими или градообразующими предприятиями. Им в случае необходимости должна быть оказана помощь со стороны как федеральных, так и региональных властей.

     Должен  быть налажен постоянный мониторинг  финансово-экономической и социальной ситуации в системообразующих организациях, а также в регионах, где они функционируют. Причем компании, если они претендуют на господдержку, должны предоставить всю необходимую информацию о своей деятельности и собственных антикризисных планах. По итогам мониторинга будут приниматься решения о точечных мерах поддержки. Такие решения должны быть своевременными и эффективными. Для достижения этих целей члены Комиссии, рабочих групп в министерствах должны выезжать на места, работать в прямом контакте с регионами, с организациями, муниципалитетами, чтобы лучше понимать те проблемы, с которыми сталкиваются организации, и те трудности, которые переживают люди, работающие на этих предприятиях.

     Предполагается  использовать следующие меры поддержки: облегчение доступа к кредитным ресурсам, возможное субсидирование банковских ставок и предоставление госгарантий. Также допускается возможность вхождения государства в капитал проблемных компаний, но только для целей их санации и последующей продажи. Реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, меры таможенно-тарифной политики - также будут являться инструментами адресной господдержки этих предприятий.

     Для решения  проблемы занятости планируется  направлять средства на реализацию инфраструктурных проектов в тех населенных пунктах, где сосредоточены предприятия, вынужденные сокращать рабочие места. А также - на социальные программы, включая обучение и переподготовку кадров, организацию общественных работ. На практическое содействие развитию малого и среднего бизнеса также должны быть выделены дополнительные ресурсы.

     В общей  сложности на будущий год по  официальным данным зарезервированы  326,3 млрд. рублей на оказание поддержки  реальному сектору экономики  и проведение активной политики на рынке труда.

     На пополнение  уставных капиталов "Россельхозбанка"  и "Росагролизинга" выделяется 70 млрд. рублей. На субсидирование  процентных ставок для предприятий  агропромышленного комплекса пойдет 18,1 млрд. рублей. На поддержку авиакомпаний - еще 32 млрд. рублей. Для содействия автомобильной отрасли, включая закупку автотехники для государственных нужд, направляется 39 млрд. рублей. Для поддержки экспорта промышленной продукции - 6 млрд. рублей. На развитие малого и среднего бизнеса - 6,2 млрд. рублей, к тем, которые уже выделены - а ранее было выделено 10,5 млрд. рублей и 30 млрд. рублей через "Внешэкономбанк". 43,7 млрд. рублей пойдет на проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости. А 35 млрд. рублей зарезервировано для выполнения государственных обязательств по увеличению пособия по безработице до 4 тыс. 900 рублей. 50 млрд. рублей предусмотрено на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, из них 15 млрд. рублей - на субсидирование процентных ставок по кредитам, 35 млрд. рублей - на инвестиции в уставные капиталы стратегических предприятий ОПК.

     Кроме того, предусматривается предоставление  госгарантий в сумме до 300 млрд. рублей, из них 100 млрд. рублей  будут предоставлены предприятиям оборонно-промышленного комплекса, 200 млрд. рублей - предприятиям, вошедшим в список системообразующих. Некоторые предприятия из первой части могут оказаться и во втором списке, поэтому это нужно будет учитывать в ходе практической работы.

     Так  же  планируется  внести   изменения   в федеральный бюджет, чтобы

компенсировать выпадающие доходы РАО "РЖД" из-за уменьшения темпов роста тарифов. По предварительным  данным объем компенсации оценивается  в 50 млрд. рублей[14].

     В современных  непростых условиях региональные авиакомпании остро нуждаются в обновлении парка, в наиболее современных, эффективных и главное - экономичных самолетах для местных линий. Прежде всего - самолеты вместимостью до 50 пассажиров. Наша промышленность такие воздушные суда пока не производит, поэтому, чтобы поддержать авиаперевозчиков, предлагается освободить их от уплаты импортной пошлины при закупке таких самолетов и двигателей к ним. Эта мера согласована с Министерством промышленности и с Объединенной авиастроительной корпорацией.

Информация о работе Финансовая политика и ее содержание