Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:46, доклад
Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики [11], создающей условия для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированных на доминировании национальной валюты - юаня.
Финансовая политика Китая направлена на создание эффективных механизмов денежно-кредитной политики [11], создающей условия для нормального кредитования и развития реального сектора экономики, базированных на доминировании национальной валюты - юаня. Финансы Китая не испытали того полнейшего хаоса, какой наблюдался у нас в течение 1992-1998г.г. - стабильность создала условия для нормального развития промышленности и бизнеса. Грамотная политика валютного регулирования [12] препятствует вывозу капитала и накоплению на руках населения избыточной наличной валюты, с другой стороны, создает условия для привлечения внешних долгосрочных капиталов. Решение подобных задач для российской экономики остается по-прежнему проблемой. Финансовой стабильности способствует грамотная политика регулирования процентных ставок и уровня банковских резервов. Экономика имеет очень высокий уровень монетизации ( отношение денежной массы М2 к ВВП ) - 150% (в развитых странах 80-100%). При этом в Китае умеренный уровень инфляции, хотя в последние несколько лет он увеличился - около 4.8% за 2007г., 5.9% за 2008 г. (для сравнения РФ за тот же период - 11.9% и 13.3%).
В точном соответствии
с рецептами Дж.М.Кейнса [5, c .112-115]
страна имела стабильно дефицитный
бюджет, составлявший до 15% от доходной
части в 1979 -1980г, 2-3% в 1981-199 г., 6.5-10% в 1991-1997г.
В 2005г. дефицит составил 208 млрд.юаней при
доходной части 3, 163 трл. юаней, т.е. 6.5% [4,
c .104]. Ожидается, что дефицит бюджета за
2009г. не превысит 3% от ВВП. В стране наблюдается
значительные темпы роста расходов бюджета,
с 1978г. по 1997г. расходы они выросли с 111.1
до 865.1 млрд. юаней, т.е. в 7.7 раза. Эти факты
подтверждают, что активная инвестиционная
политика препятствует разрастанию инфляции
даже при дефиците бюджета.
В Китае очень
высокая норма личных сбережений
- около 50% от ВВП на конец 2007г. Благодаря
стабильности финансовой системы и
значительной роли государства в
ней население держит свои средства
в банках. Общие активы финансовых
организаций банковского
В банковской системе
преобладают государственные банки.
Вследствие в прошлом активного директивного
кредитования экономики в Китае возникла
проблема плохих кредитов, которые составляли
в главных банках в 2003 г. около 20% от объема
ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007г. снизилось
до 5.5%. Проблема была решена путем рекапитализации
банков за счет выкупа плохих долгов и
вливаний. Сейчас большинство банков имеет
достаточный уровень капитализации [14].
Проводимая в последнее время банковская
реформа направлена на развитие банковской
системы, а согласно договоренностям с
ВТО - на повышение ее открытости для иностранного
капитала. В тоже время доля активов, находящихся
под контролем иностранного капитала,
невелика -2.44% (2008 г.). Китай активно использует
опыт и технологии иностранных инвесторов,
но тщательно сохраняет национальный
контроль над банковской и финансовой
системой. Среди важнейших задач - дальнейшее
развитие сектора банковских услуг, в
т.ч. в регионах.
Стараясь поддержать
экономический рост в 2008г., банк Китая
5 раз снижал ключевые ставки и нормы
банковского резервирования. Несмотря
на мировой финансовый кризис, в течении
2008 г. денежная масса М2 выросла на 17.8% с
40.34 до 47.52 трлн. юаней, объем выданных ссуд
за 2008г. вырос на 4.91 трлн.юаней (около 735
млрд.долл.) [15] . За январь 2009г. денежная
масса выросла до 49.61 трлн.юаней, т.е. на
18.79% относительно января 2008 г., объем ссуд
- на 1.62 трлн.юаней (236 млр.долларов) [16].
Что касается банка
России, то здесь ситуация прямо
противоположная. Ставка рефинансирования
с февраля 2008г по декабрь выросла
с 10% до 13%. Объем денежной массы М2 в течение
2008г. за счет осенних кризисных явлений,
связанных с бегством от рубля и оттоком
капитала, вырос всего на 1.7%, с 13.272 до 13.493
трлн.руб., в тоже время за январь 2008г. он
упал до 11.990 трлн.руб., т.е. сократился на
11.1% . Если до кризиса ставки по кредитам
для надежных заемщиков опускались до
уровня 12-15%, то сейчас они выросли до уровня
20%, что существенно замедляет темпы развития
экономики.
Дефицит рублей, т.е.
'денежное сжатие' по-прежнему является
доминирующей причиной кризиса в РФ. Чем
дальше затягивается нормализация процессов
денежного обращения в стране, чем выше
угроза рецессии, роста числа банкротств,
неплатежей, передела собственности, увеличения
безработицы.
Китай осуществляет
грамотное управление валютным курсом
юаня, который поддерживается в привязке
к доллару, являясь достаточно стабильным
и заниженным относительно паритета покупательной
способности, что обеспечивает экспансию
китайских товаров на внешних рынках.
Пытаясь ослабить свою зависимость от
внешнеторговой конъюнктуры, несколько
лет назад Китай принял решение о росте
внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно
ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль
2005) и 7.922 (май 2006г.) [4, c .112], к январю 2007г.
курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008г. составил
6.83 и в начале 2009г. остается примерно на
этом уровне.
В октябре 2006г. золотовалютные
резервы Китая достигли 1 трлн.долл.
и он вышел на первое место мире,
обогнав Японию. В настоящий момент
ЗВР достигли около 2 трлн.долл. Этот
фактор позволяет стране поддерживать
стабильность своих финансовых рынков,
а также влиять на международные рынки.
Пекину принадлежит значительная роль
в преодолении валютно-финансового азиатского
кризиса 1997-1998г. [4, стр.4]. Уже в ближайшее
время юань может стать региональной,
а в дальнейшем - возможно одной из мировых
валют.
Длительный период
практически без кризисного развития
Китая (подобно тому, как это было
во времена немецкого
Наши денежные власти,
с 1992г. во многом ориентировавшиеся
на рецепты МВФ, такими достижениями
не располагают. Шоковая терапия начала
90-х привела к раскрутке инфляции, уничтожению
сбережений населения, что в совокупности
с введением значительного НДС - 28% привело
к неблагоприятному фону для развития
производства и предпринимательства.
С 1992г. мы прошли через кризисы разной
интенсивности - 1995, 1998, 2004, 2008г. В начале
2000-х годов уровень монетизации в РФ составлял
около 15%, увеличившись к 2008г. до 4 %, что
по-прежнему значительно меньше уровня
развитых стран.
Накопив в период
благоприятной конъюнктуры значительные
финансовые резервы, денежные власти РФ,
прибегнув к их фактической стерилизации,
не смогли обеспечить их эффективное использование.
Российская финансовая система в рамках
западно-либеральной модели создает условия
для свободного пересечения спекулятивных
капиталов как из страны, так и внутрь
ее. Дефицит на внутреннем денежном рынке
приводит к устойчивому привлечению внешних
валютных займов, периодически создавая
'девальвационный навес' (кризис 1998 г, 2008-2009г.г.).
На фоне неблагоприятного инвестиционного
климата наша финансовая система не способна
эффективно усвоить деньги, что создает
проблемы при развитии реального сектора.
Обеспечить доминирование национальной
валюты - рубля в таких условиях сложно.
Сравнение показателей экономик Китая
и РФ еще раз наглядно подтверждает, что
главным является не столько пассивная
'бережливость', сколько активное развитие.
Финансовая политика германии
·
фискальную (наполнение казны доходами,
необходимыми для содержания государственного
аппарата и предоставления общественных
благ);
·
перераспределительную (изъятие определенного
«излишка» доходов у
·
регулирующую (использование финансовых
рычагов — налогов, субсидий, трансфертов,
встроенных автоматическихстабилизаторов
— для воздействия на макроэкономические
процессы, прежде всего на развитие
конъюнктуры). Заметим, что регулирование
хозяйственных процессов с помощью финансовых
рычагов также носит название «фискальная
политика», но это не имеет ничего общего
с названием первой функции, связанной
с взиманием налогов и сборов. Фискальная
политика является основой конъюнктурного
регулирования, но оно применяется в Германии
в последнее время не очень активно.
Финансовая политика
в Германии весьма развита, что предопределено
высокой долей ВВП, перераспределяемой
государством через бюджет и фонды
социального страхования. Но именно
такое масштабное перераспределение
создает проблемы не только для хозяйствующих
субъектов, у которых изымаются значительные
ресурсы, но и для правительства, сталкивающегося
с тем, что средств все равно не хватает
для выполнения чрезмерных обязательств
(и в социальной сфере, и в научно-технической
области и особенно для выравнивания социально-экономических
условий в старых и новых федеральных
землях).
Мощная и хорошо
упорядоченная финансовая система
Германии достойно выдерживала трудности,
но в результате снижалась
Слабые, утрачивающие
эффективность и пришедшие в
негодность элементы давно известны,
способы и характер их модернизации
дискутируются уже несколько лет.
Схематически решение проблем можно свести
к трем пунктам:
·
оздоровление государственных финансов,
включающее постепенную ликвидацию
дефицита госбюджета и уменьшение госдолга;
проблема стала первостепенной в
связи с нарушением страной уже
в течение трех лет требований европейского
Пакта стабильности и роста;
·
проведение налоговой реформы (упрощение
налоговой системы и снижение
налоговых ставок);
·
реформирование межбюджетных отношений
и модернизация системы бюджетного
федерализма.
Одной из важнейших
задач германского государства
на протяжении почти 30 последних лет
было снижение государственной квоты,
т.е. изъятий из экономики в государственный
и муниципальные бюджеты, а также
социальных отчислений, соотнесенных
с валовым внутренним продуктом. Значимость
этой задачи обусловлена возрастающим
влиянием чрезмерно высоких изъятий на
ухудшение предпринимательского климата
в стране и снижение как глобальной конкурентоспособности
Германии (как территории для инвестирования),
так и конкурентоспособности немецких
товаров (из-за растущих издержек производства,
в которые, в частности, включаются и социальные
взносы предпринимателей).
Во времена, когда
канцлерами были К. Аденауэр и Л. Эрхард,
сильное государство не стремилось
закреплять свои позиции растущим перераспределением
общественного продукта, изымая его из
частного сектора. Жить по средствам, наращивать
индивидуальные доходы лишь соразмерно
росту производительности труда, обеспечивать
устойчивость «благосостояния для всех»
с помощью надежных денежной и финансовой
систем, не поддаваясь на искусы шведской
модели всеобщего благоденствия, построенной
на широкомасштабном перераспределении,
— таковы были принципиальные установки
Эрхарда. Поэтому до 1955 г. государственная
квота колебалась на уровне 30-32%. Но уже
в начале 60-х годов автора немецкого «экономического
чуда» мало слушали, и экспансия государственных
расходов стала нарастать, не превышая,
правда, 40%-ной отметки вплоть до 1972 г. -
второй победы на выборах Вилли Брандта,
после которой он решил пойти по пути превращения
немецкого (бис-маркианского) социального
государства в государство всеобщего
благосостояния шведского образца.
Доля ВВП, перераспределяемого
германским государством, выросла с
39% в 1969 г. до 49,8% в 1982 г. и после снижения
до 45,3% в 1989 г. вновь увеличилась до 50,1%
в 1995 г. В 2002 г. этот показатель составил
48,8%, причем доля непосредственно налогов
составила лишь около 23% (остальное приходится
на социальные взносы и иные платежи).
В Европейском союзе по соотношению государственных
расходов к ВВП Германия находится на
9-м месте1.
Наращивание государственного
перераспределения и расширение
социального государства не благоприятствовали
развитию, а наоборот, обусловливали отставание
в экономике, науке и образовании, поскольку
сопровождались ошибочным определением
приоритетов политиками, создававшими
эту систему2. Деньги тратились совершенно
нерационально, лишь временно создавая
картину благоденствия. Государственный
долг превысил 60% ВВП, дефицит госбюджета
в 2002-2004 гг. больше, чем допускает Маастрихтский
договор, а денег правительству все равно
не хватает.
Свой негативный
вклад в ухудшение состояния
государственной казны внес и
способ финансирования объединения Германии:
размеры трансфертов в новые федеральные
земли оказались чрезмерно огромными
даже для германской финансовой системы,
а создать «второе экономическое чудо»
и сделать восточно-германскую экономику
самостоятельно развивающейся и конкурентоспособной
они не смогли1. К тому же точные суммы
расходов на «Подъем Востока» неизвестны,
и эксперты полагают, что они умышленно
вуалировались как правительством Коля,
так и нынешней коалицией. В 1998 г. речь
шла об 1 трлн марок. По некоторым последним
оценкам экспертов, государственные трансферты
в восточно-германские земли составили
1,5 трлн евро. Еще 156 млрд евро намечено
перевести на восток до 2019 г. в рамках «Пакта
солидарности-2»2.