Финансовая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ начиная с 1979 г. ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Так сейчас ВВП Китая по обменному курсу составляет 4,8 трлн долларов, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, за последние 10 лет вырос, согласно оценкам ЦРУ, с 4,8 трлн долларов до 8,8 трлн долларов. Страна по этому показателю стала третьей в мире после ЕС(14,5 трлн ) и

Содержание работы

1 Бюджетная система 4
2 Налоговая система 6
2.1 Виды налогов 6
2.2 Налоговое законодательство 7
2.3 Организация налоговой службы и распределение полномочий в сфере налогообложения 8
2.4 Краткая характеристика основных видов налогов ...................................12
2.4.1 Налог на добавленную стоимость………………………………………..12
2.4.2 Потребительский налог…………………………………………………..14
2.4.3 Предпринимательский налог……………………………………………....16
2.4.4 Налог на прибыль предприятия……………………………………….......17
2.4.5 Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий……………………………………………………………..18
2.4.6 Налог на доходы с физических лиц……………………………………….20
3 Денежно-кредитная система…………………………………………………..22
3.1. Денежная система………………………………………………………..22
3.2. Банковская система………………………………………………………24 Заключение………………………………………………………………… …...31
Список литературы ……………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

фин система китая.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Финансов Российской Федерации

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

 

Финансово - экономический  факультет

Кафедра налогов  и налогообложения 

 

 

 

Реферат по дисциплине Финансы денежное обращение и кредит

на  тему: «Финансовая система Китая»

 

 

 

 

                                                              Подготовили студенты  группы

                                                           НО-304:

                                                       Сатуева Мадина Арбиевна

Крюченко Яна Юрьевна

 

 

 

                                          

 

                                               Москва 2012

Оглавление

Введение 3

1 Бюджетная система    4

2 Налоговая система  6

2.1 Виды налогов    6

2.2 Налоговое  законодательство  7

2.3 Организация налоговой службы и распределение полномочий в сфере налогообложения   8

2.4 Краткая характеристика  основных видов налогов ...................................12

          2.4.1 Налог на добавленную стоимость………………………………………..12 
         2.4.2 Потребительский налог…………………………………………………..14 
         2.4.3 Предпринимательский налог……………………………………………....16 
         2.4.4 Налог на прибыль предприятия……………………………………….......17   
         2.4.5 Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и    иностранных предприятий……………………………………………………………..18 
         2.4.6 Налог на доходы с физических лиц……………………………………….20 
3 Денежно-кредитная система…………………………………………………..22 
    3.1. Денежная система………………………………………………………..22 
    3.2. Банковская система………………………………………………………24  Заключение…………………………………………………………………  …...31 
Список литературы ……………………………………………………………..32 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Китай – признанный лидер среди стран догоняющего  развития, как по темпам роста, так  и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ начиная с 1979 г. ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Так сейчас ВВП Китая по обменному курсу составляет 4,8 трлн долларов, а ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, за последние 10 лет вырос, согласно оценкам ЦРУ, с 4,8 трлн долларов до 8,8 трлн долларов. Страна по этому показателю стала третьей в мире после  ЕС(14,5 трлн ) и США(14,3 трлн). Таким образом, на сегодняшний день Китай является второй по мощи экономической державой после США. Экономические успехи обусловлены в том числе и особенностями организации финансовой системы КНР, которая претерпела огромный ряд изменений за последние 30 лет. Цель данной работы - рассмотреть структуру и выявить особенности управления, организации и функционирования финансовой системы КНР. Для написания работы были использованы публикации в периодических изданиях, на интернет-ресурсах, а также нормативные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджетная система

Развитие бюджетной  системы КНР связано с экономическими реформами, проводимыми с конца 70-х. Либерализация экономики по-китайски проявилась в переходе от подрядных отчислений к налоговым формам выполнения бюджетных обязательств. Сначала это вводилось в порядке эксперимента. Создаваемая в 80-х налоговая система основывалась на разветвленном способе налогообложения государственных, коллективных и частных предприятий, а также на льготной системе налогообложения для предприятий с долей иностранного капитала. Нужно отметить и такой факт, что система до реформы не принимала в расчет личные доходы и имущество граждан ввиду их мизерности.  
Бюджетная система КНР сегодня состоит из пяти уровней.1(Рисунок 1)  
         

Рисунок 1– уровни бюджета КНР

          Основными источниками бюджетных доходов являются налоги, разделяемые на местные, центральные и совместные. Совместными налогами являются: налог на добавленную стоимость, налог на потребление (уплачивается импортерами и производителями алкоголя, табака, автомобилей и так далее – акциз), налог на деловую активность (со сферы услуг: транспорт, строительство, телекоммуникации, страхование и т. д.).  
Главный же вклад в казну вносит НДС, разделенный между местными и центром в отношении 75:25. Местные власти, имея собственную налоговую базу, несут ответственность за инвестиции в основные фонды, за социальную сферу, инфраструктуру, а также содержат полицию. Местным властям (как впрочем, и центру) определенный доход приносят внебюджетные поступления, отчисляемые, главным образом, с прибыли государственных предприятий. В отличие от бюджетных поступлений местного уровня, внебюджетные доходы не подлежат отчислению в центр, хотя последний имеет право обложить их налогами в свою пользу. Около 75% внебюджетных фондов представляют собой доход государственных предприятий, оставшийся у них и их вышестоящих государственных организаций на центральном, либо местном уровнях; при этом по крайней мере 30% внебюджетных средств используются государством для финансирования бюджетных расходов. К внебюджетным фондам относятся такие, как фонд строительства объектов энергетики и транспорта и фонд жилищного строительства.  
           Немаловажным фактором китайской ситуации является отсутствие значительной нагрузки на государство в виде программ социальной поддержки. Де-факто отсутствуют государственное пенсионное обеспечение, а также программы социального страхования, в том числе медицинского. Это бремя на себе несут конкретные предприятия государственного сектора, и именно этот фактор является одной из основных причин их убыточности.  Высокие темпы экономического роста привели к снижению относительной величины государственных расходов. Даже в условиях отсутствия значимой социальной нагрузки государственный бюджет несет на себе значительное бремя поддержки государственного сектора экономики, и на протяжении всех лет реформ объем государственного финансирования экономики увеличивался. В целом за годы реформ в КНР доля "видимых" государственных расходов в ВВП постоянно падала – с 38% в 1982 году до 17% в 1996 году. Темпы прироста государственных расходов были отрицательными только в 1980 – 1981 гг. и значительно отставали от темпов роста ВВП в 1986 – 1988 гг. Ситуация начала меняться в сторону роста государственных расходов только после налоговой реформы 1994 года. С 1996 года темпы роста бюджетных расходов уже опережают темпы роста ВВП. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговая система

Налоговые поступления  – основной источник доходов бюджета  в Китае. На сегодня, налоговые доходы Китая составляют около 95 процентов  финансовых доходов страны и  служат самым главным источником поступлений госбюджета Китая. Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством посредством налогов, направляются на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.  
Следует отметить, что это важный экономический инструмент, используемый государством в целях макроэкономического регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального развития Китая. Эта система играет неоценимую роль в деле обеспечения доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.

2.1 Виды  налогов

На сегодня, налоговая система Китая состоит  из  25 видов налогов, которые по признаку их природы и функций могут быть объединены  в 8 групп. 
 
Таблица 1

Группа  налогов

Виды  налогов

Объект налогообложения

1.

Налоги с  оборота

*НДС;  
*налог на потребление (налог с продаж);  
*налог на предпринимательскую деятельность.

Объемы оборотов или реализации у налогоплательщиков в сфере производства, реализации или обслуживания

2.

Налоги с  дохода

*налог на  прибыль предприятий (предприятия,  находящиеся в государственной  и  коллективной собственности, а также частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия;  
* налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;  
* подоходный налог с физических лиц.

Прибыль, полученная производителем или посредником, а  также личные доходы физических лиц.

3.

Налоги за пользование ресурсами

* налог за  пользование природными ресурсами  (природная рента);  
* налог за пользование землями городов и городских районов (земельный налог).

Природные ресурсы, находящиеся в государственной  собственности.

4.

Налоги специального назначения

* налог на  поддержание городского строительства;  
* налог на занимаемые пахотные угодья;  
* налог на инвестиции в недвижимость;  
* налог на передачу оцениваемой недвижимости.

 

5.

Имущественные налоги

* налог с  владельцев домов;  
* налог на городскую недвижимость;  
* налог на имущество, переходящее в порядке наследования (до настоящего времени не введен).

 

6.

Налоги и  сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций)

* налог на  использование автотранспорта и  судов;  
* налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов;  
* гербовый сбор;  
* пошлина при продаже жилой недвижимости;  
* налог на забой скота;  
* налог на банкеты;  
* налог с оборота ценных бумаг (до настоящего времени не введен).

Соответствующие действия  (операции) налогоплательщика.

7.

Сельскохозяйственные  налоги

* сельскохозяйственный  налог (включая налог с сельскохозяйственной  деятельности);  
* налог на животноводство

Доход от земледелия или животноводческой деятельности.

8.

Таможенные пошлины

 

Товары и  другие объекты, импортируемые в  Китай или экспортируемые из Китая.


 
Примечания:  
 
Вопросы введения, функциональности и управления налогами на банкеты, на забой скота, на животноводство курируются местными правительствами.

2.2 Налоговое законодательство

На сегодняшний  день, существуют следующие государственные  органы, обладающие полномочиями разрабатывать  налоговое законодательство и определять налоговую политику:  
 
- Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет, с помощью которых непосредственно разрабатываются, принимаются,  вводится в действие налоговые;

- Государственный совет, который в свою очередь разрабатывает  административные положения, правила и инструкции  в области налогообложения (н-р: Порядок применения Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц, Инструкция по применению Закона об управлении налогами и их взимании, Временная инструкция по НДС);

- Министерством финансов, Государственным налоговым управлением, Комитетом тарификации и классификации при Государственном совете и Главным таможенным управлением разрабатываются и принимаются нормативные документы в области налогообложения  (н-р: Временные правила декларирование подоходного налога с физических лиц, Временная инструкция по НДС).  
 
Процесс подготовки налогового законодательства состоит из 4-х этапов:

    1. планирование нормативного документа;
    2. рассмотрение закона;
    3. утверждение закона с помощью голосования;
    4. обнародование закона с помощью опубликования его текста.

 

Также  законодательством КНР предусмотрено, что правовые акты могут разрабатываться и приниматься соответствующими органами управления на местах.

2.3 Организация  налоговой службы и распределение  полномочий в сфере налогообложения

Налогообложение в КНР осуществляется Главным налоговым управлением КНР (ГНУ КНР) посредством местных налоговых управлений. В Китае существует две параллельные системы налоговых органов: управления по центральным налогам, находящиеся непосредственно в подчинении ГНУ КНР, и управления по местным налогам, которые находятся подчиняются ГНУ КНР и местным народным правительствам провинциального уровня.(Рисунок 2) Управления по центральным налогам осуществляют сбор налогов, доход по которым поступает полностью в распоряжение центрального правительства (центральные налоги) либо распределяются между центральным и местными правительствами (совместные налоги). Управления по местным налогам осуществляют сбор налогов, которые поступают в распоряжение местных правительств (местные налоги).

Таблица 2  «Виды налогов и сборов, взимаемых государственными налоговыми органами КНР».

№ п/п

Государственный налоговый орган

Виды взимаемых  налогов и сборов

1.

Подразделения Государственного налогового управления

*НДС;  
* потребительский налог;  
* предпринимательский налог;  
* налог на прибыль;  
* налог на прибыль предприятий центрального подчинения;  
* налог на поддержку городского строительства;  
* дополнительный 3%-ный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями;  
* налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;  
* налог на прибыль местных банковских и небанковских финансовых учреждений;  
* налог на прибыль предприятий нефтедобычи в районе континентального шельфа;  
* налог с оборота ценных бумаг (в настоящее время - гербовый сбор со сделок с ценными бумагами);  
* налог на прибыль совместных и акционерных предприятий, капитал которых сформирован за счет вкладов предприятий и учреждений центрального и местного подчинения;  
* штрафы за просрочку уплаты налога;  
* недоимка и другие штрафы по центральным налогам.

2.

Местные налоговые  бюро

* налог на  прибыль с местных государственных, коллективных и частных предприятий;  
* предпринимательской налог;  
* подоходный налог с физических лиц;  
* налог на поддержку городского строительства (за минусом части, взимаемой ГНУ);  
* налог за пользование природными ресурсами;  
* налог за пользование землями городов и городских районов;  
* налог на занимаемые пахотные угодья;  
* регулирующий налог на инвестиции в недвижимость;  
* налог с владельцев домов;  
* налог на передачу оцениваемой недвижимости;  
* налог на городскую недвижимость;  
* налог на использование автотранспорта и судов;  
* налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов;  
* гербовый сбор;  
* пошлина при продаже недвижимости;  
* налог на забой скота;  
* сельскохозяйственный налог;  
* налог на животноводство;  
* местные добавочные налоги (к сельскохозяйственному налогу и налогу на животноводство);  
* налог с имущества, переходящего в порядке наследования;  
* налог на банкеты;  
* штрафы за просрочку уплаты местных налогов; *недоимка и другие штрафы.

3.

Финансовые управления местных правительств

* * пошлина при  продаже недвижимости;  
* сельскохозяйственный налог;  
* налог на животноводство;  
* налог с занимаемых пахотных угодий;  
* местные добавочные налоги (ко всем вышеперечисленным налогам).

4.

Главное таможенное управление

* НДС и потребительского  налога на стадии импорта и  экспорта;  
* таможенные пошлины;  
* импортные пошлины с багажа прибывающих пассажиров и с частных почтовых отправлений.

Информация о работе Финансовая политика Китая