Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Изучение проблем законности и правопорядка, их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ними. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует правовую действительность под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
1. Понятие законности……………………………………………….……….4
1.1 Требования законности…………………………………………………...4
1.2 Принципы законности…………………………………………………….5
1.3 Законность: функции и структура..……………………………………...7
2. Понятие правопорядка.…………………………………………………….8
3. Гарантии реализации требований законности и правопорядка………..12
4. Основные пути укрепления законности и правопорядка………………15
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3

1. Понятие законности……………………………………………….……….4

1.1 Требования законности…………………………………………………...4

1.2 Принципы законности…………………………………………………….5

1.3 Законность: функции и  структура..……………………………………...7

2. Понятие правопорядка.…………………………………………………….8

3. Гарантии реализации  требований законности и правопорядка………..12

4. Основные пути укрепления  законности и правопорядка………………15

Заключение…………………………………………………………………...18

Список использованной литературы……………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение проблем законности и правопорядка, их однозначное толкование исключительно важно в связи  с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие  различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ними. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует  правовую действительность под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.

С законностью тесно связано  другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Правопорядок часто определяют как реализованную законность. Правопорядок — это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права все­ми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие законности

В юридической литературе понятие законности трактуется по-разному. В настоящее время предложен  комплексный подход к этому понятию. Законность трактуется в трех аспектах как:

1.Принцип государственно-правовой жизни в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения – населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

2.Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3.Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью. Режим законности означает также распространение ее требований на все сферы жизни.

1.1 Требования законности

Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая  выражается в системе определенных требований, предъявляемых всем субъектам. Юридическое требование законности состоит в следующем:

1) справедливое наказание  за неисполнение норм права; 

2) законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

3) возложение на определенные  органы обязанности охранять  законность, пресекать ее нарушения,  контролировать и осуществлять  надзор за исполнением законов  и определение их прав по  реализации функции охраны законности  и правопорядка;

4) законодательное закрепление  права граждан отстаивать свои  права, запрещение использования  своих прав в ущерб правам  других лиц, конституционное закрепление  идеи презумпции невиновности. Эти  правовые нормы за­креплены в  Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

1.2 Принципы законности

В литературе принципы законности рассматриваются как черты законности. Принципы законности – это основные начала, исходные положения, которые  лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях  к поведению субъектов права. Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Выделяют следующие принципы законности.

1.Всеобщность законности заключена во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны, и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности.

2.Единство законности  сострит в распространении этого требования на всю территорию страны. В.И. Ленин справедливо отмечал, что законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества противозаконно. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе.

3.Верховенство закона  является важнейшим свойством  законности, связанным с исключительностью  закона, выражающим иерархию нормативных  правовых актов, что закрепляется  в Конституции РФ — основном законе государства, имеющем высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав личности. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение о том, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4.Неотвратимость осуществления законности означает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

5.Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, его нужно изменить, отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая  также определяется законом. До тех  пор, пока изменения не внесены, закон  действует, существует. Не зря древние  говорили: «Закон суров, но это закон».

В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе, как правотворчества, так и применения права при  назначении конкретной меры наказания  за совершенное правонарушение. Но в любом случае соображения целесообразности учитываются на основании и в  рамках закона.

6. Неразрывная связь законности  и культуры проявляется в том,  что законность не может функционировать  без опоры на человеческие  знания, опыт, общий кругозор, без  осознания необходимости соблюдать  законы, руководствоваться ими в  повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь,  выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

В современных условиях в  процессе формирования правового государства, перестройки правового сознания нашего общества важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности:

1) проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации (как метода государственного руководства обществом);

2) изучение законности  в связи с другими социально-политическими явлениями (правотворчеством, демократией, правосознанием);

3) анализ законности в  механизме правового регулирования в целях более четкого отграничения от близких к ней государственно-правовых явлений, исследование ее структуры, т.е. состава элементов и связи между ними.

1.3 Законность: функции и  структура

Мало исследован вопрос о  функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно  выделить в общей форме три  основные функции:

- проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права, а также с правотворчеством;

- создание условий для  выработки целесообразных, эффективных  норм права; 

- обеспечение реальности  правового регулирования, функционирование  элементов его механизма строго  на основе законности.

Научный интерес представляет анализ структуры законности. К ее элементам относятся:

а) правомерность субъектного  состава участников общественных отношений (определяемая их правоспособностью);

б) правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и  объемом их субъективных прав и обязанностей);

в) правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая «материальными» и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).

2. Понятие правопорядка

С понятием законности тесно  связано понятие правопорядка. Общепризнано, что порядок есть форма упрочения  нужных обществу отношений, которые  поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они  урегулированы многообразными социальными  нормами морали, обычаев, общественных организаций, права.

Общественный порядок  является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившейся как образ жизни  в результате воздействия всей системы  нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Правопорядок — часть  общественного порядка, но складывается в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, правопорядок —  это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами  права. Это такая же реальность, как  любые фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок является его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участники  регулируемых правом общественных отношений  реализуют свои субъективные права  и обязанности, следуя режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения и применения норм права. В его  сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Ошибочно су­жать понятие общественного порядка, подразумевая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и других прав граждан. Правопорядок всегда является частью более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества.

Если понятие «законность» отражает состояние юридической правомерности общественных отношений, то понятие «правопорядок» включает и другие их свойства — такие, как определенность, системность организованность, гарантированность, устойчивость, единство. Рассмотрим эти свойства более подробно.

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций  государства является охрана существующего  правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими право­охранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Ведь его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Информация о работе Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы