Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Изучение проблем законности и правопорядка, их однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ними. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует правовую действительность под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
1. Понятие законности……………………………………………….……….4
1.1 Требования законности…………………………………………………...4
1.2 Принципы законности…………………………………………………….5
1.3 Законность: функции и структура..……………………………………...7
2. Понятие правопорядка.…………………………………………………….8
3. Гарантии реализации требований законности и правопорядка………..12
4. Основные пути укрепления законности и правопорядка………………15
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 42.87 Кб (Скачать файл)

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Правопорядок — это  объективная необходимость и закономерность развития общества, правовая форма образа жизни, которая обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений.

Важное значение для юридической науки имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности. Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Если законность — это  в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, то правопорядок — это результат проявления законности, состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок есть законность в действии. Наиболее существенным в характеристике правопорядка является обязательность практической реализации провозглашенной законности. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе  незаконными. Стремление к этому  противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации в обществе. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами, средствами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает  авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а, следовательно, и на общий правопорядок. Деятельность правоохранительных органов  детально регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными  средствами и методами, которые соответствуют  принципам нравственности.

Правовой порядок является сердцевиной демократии. Уровень  его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности  ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Основные тенденции развития правопорядка сводятся:

1) к упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;

2) к усилению нормативности,  проявляющейся в повышении требований  к образцам, эталонам социальной  жизни и поведения людей; 

3) к борьбе противоположностей.

Необходимо совершенствование  социально-правовых образцов, эталонов поведения и их восприятия населением в целях упрощения структуры  правопорядка; четкое оформление правового  состояния каждого участника  правопорядка и программы его  поведения; четкость, конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости в обеспечении выполнения закона.

Итак, правопорядок — это  тот социальный результат, к которому стремятся государство и весь народ, используя разнообразные рычаги и средства.

3. Гарантии реализации требований законности и правопорядка

Для реализации требований законности и правопорядка большое значение имеют их гарантии. Основными средствами обеспечения законности и правопорядка в юридической науке принято считать систему гарантий и методов обеспечения законности, а, следовательно, и правопорядка.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности. Под гарантиями понимаются также как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют его социально-экономическое устройство, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность физических и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т.п.

Политические гарантии —  это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают  как система специальных юридических  средств укрепления законности и  правопорядка, деятельность специальных  правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К специальным юридическим  средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых  выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений  ставит правоохранительные органы в  четкие правовые рамки, лишает их возможности  действовать исходя из интересов  целесообразности.

Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают нарушенные права, устраняют неблагоприятные последствия  правонарушений, перевоспитывают правонарушителей. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.

Прокуратура - специальный  орган, на который возложены обязанности  общего надзора за законностью дознания и следствия, удержания в местах заключения, за актами судебных органов  с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах:

- привлечение к уголовной  ответственности; 

- поддержание государственного  обвинения в суде;

- разрешение жалоб граждан; 

- выдача ордеров на  арест и обыск; 

         -принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций;

- проверка состояния законности  в учреждениях и организациях;

- надзор за деятельностью  муниципальной и криминальной  милиции;

- обращение с исками  в суд в целях защиты прав  и законных интересов граждан  и организаций.

Важной гарантией законности является судебный контроль. Судебная власть (а, следовательно, и вся система  правосудия) является третьей ветвью государственной власти. Деятельность судебных органов на основе гласности  должна создавать условия для  укрепления законности и правопорядка, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.

В современных условиях особое значение имеет нормативное закрепление  обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все законные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.

Большое значение приобретает  также комплексная разработка системы  мер и государственно-правовых механизмов для защиты конституционных прав и законных интересов граждан, субъектов  Федерации, предотвращения злоупотреблений со стороны государственных органов своими правами, обеспечение единства пра­вовой системы.

4. Основные пути укрепления законности и правопорядка

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности, формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении  правосознания, как граждан, так и должностных лиц.

Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности и правопорядка. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми. Процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности. Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения  законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, законности присущи  следующие свойства или черты, а  именно: всеобщность законности, заключающаяся  в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном  понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений  закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная  связь законности и культуры.

Кроме того, можно выделить основные тенденции в разработке теории законности: проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации; изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями; анализ законности в механизме правового регулирования. Особо отмечены функции законности: - проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права; - создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права; - обеспечение реальности правового регулирования, функционирование элементов его механизма строго на основе законности.

К элементам структуры  законности относят: - правомерность  субъектного состава участников общественных отношений; - правомерность  положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием  и объемом их субъективных прав и  обязанностей); - правомерность деятельности субъектов по применению и реализации прав и обязанностей (определяемая «материальными» и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах.

Информация о работе Финансовая политика: понятие, задачи, принципы, исторические типы