Финансовая политика предприятия и ее разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.
Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и задач, этапов и принципов, типов и методов формирования финансовой политики предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность финансовой политики предприятия, ее цели и задачи 5
2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия 12
3. Методы формирования финансовой политики предприятия 21
4. Типы финансовой политики 27
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

ФПП.docx

— 65.37 Кб (Скачать файл)

1) принятие  решения о замене не денежных  форм расчетов или по крайней  мере об установлении их оптимального  критического уровня на основе  анализа эффективности вексельных  расчетов или операций по переуступке  прав требования долга;

2) составление  программы по ликвидации задолженности  по выплате заработной платы  (при наличии такой задолженности);

3) рассмотрение  возможности реструктуризации задолженности  по платежам в федеральный  бюджет и внебюджетные государственные  фонды.

В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности  в целях реализации возможности  взаимного погашения задолженности  либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует  начать претензионную работу или  обращаться с исками в арбитражный  суд.

В целях  управления издержками и выбора амортизационной  политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление  об уровне издержек предприятия, а также  уровне рентабельности. При разработке учетной политики предприятия рекомендуется  выбрать такие методы калькулирования  себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление  о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение  с различного рода базовыми данными  и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует  правильно выбрать базу для распределения  косвенных расходов между объектами  калькулирования либо выбрать метод  отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной  политики. Предприятие может применить  метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым  коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму  налога на имущество, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации  влияет и на налогооблагаемую прибыль  предприятия.

Информационной  базой для расчетов по определению  вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости  по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.

Проблемами, решение которых обуславливает  необходимость выработки дивидендной  политики, являются следующие:

- с одной  стороны, выплата дивидендов должна  обеспечить защиту интересов  собственника и создать предпосылки  для роста курсовой цены акций,  и в этом смысле их максимизация  является положительной тенденцией;

- с другой  стороны, максимизация выплаты  дивидендов сокращает долю прибыли,  реинвестируемой в развитие производства.  

При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален дивиденду  и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия  даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о  его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты  дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Принятие  решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла  предприятия. Например, если руководство  предприятия предполагает осуществить  серьезную программу реконструкции  и для ее реализации намечает осуществить  дополнительную эмиссию акций, то такой  эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких  выплат дивидендов, что приведет к  существенному повышению курса  акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

 

Таким образом, к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

1) анализ  финансово - экономического состояния  предприятия;

2) разработка  учетной и налоговой политики;

3) выработка  кредитной политики предприятия;

 

4) управление  оборотными средствами, кредиторской  и дебиторской задолженностью;

5) управление  издержками, включая выбор амортизационной  политики;

6) выбор дивидендной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типы финансовой политики

 

Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного ее типа обусловлено  особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и  политический курс страны. Все это  обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве  системы общественных отношений.

Анализ  применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства  стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство  государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование  рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение  финансовых расходов и налогов, обеспечение  условий для формирования и использования  равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый  механизм строился исходя из указанных  целей. Государственные расходы  сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу, его погашение  и управление. Система налогов  базировалась в основном на косвенных  и имущественных налогах. Они  были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами  была проста и сосредоточивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

 

В конце 20-х годов нынешнего столетия во многих странах осуществляется переход  к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды  английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства  и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала  преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики  и социальных отношений для обеспечения  полной занятости населения. Основными  инструментами такого вмешательства  становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской  активности, увеличение национального  дохода и способствует ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

Кардинально изменяется система налогов. Главным  механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита. На его основе проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно использует долгосрочные и  среднесрочные займы. Рынок ссудных  капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит  бюджета используется для регулирования  экономики.

Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность. Она обеспечила в 30-60-х  годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и рациональную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х  годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как  ее цели, но ограничивала вмешательство  государства в экономику и  социальную область. Регулирование  становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную  перестройку хозяйства.

Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов  и уменьшения степени прогрессивности  обложения.

Надо  отметить, что указанные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную  систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных  условиях.

Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных  органов власти и управления). Адекватно  цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Такое  изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной  власти.

 

Для государственных  предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого  дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем  при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка  прибыли) изымались в бюджет все  излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся  предельный размер всех расходов предприятия  за счет прибыли, т.е. государство полностью  регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных  предприятий изымалось до 80% их чистого  дохода.

Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных  займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также  направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов  применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением в  установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система  местных доходов включала небольшие  по объему доходы. Их удельный вес в  бюджете не превышал 10-15% от общей  суммы доходов. Поэтому уровень  доходов местных бюджетов полностью  зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке  бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным  планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время  покрытие расходов на социальные нужды  осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого  центра - Министерства финансов.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование  ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным  отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному  росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому  ухудшению финансового положения  государства.

 

 

 

 

Информация о работе Финансовая политика предприятия и ее разновидности