Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Налоговая политика РБ сформулирована в НАЦИОННАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ на период до 2020 г.
Основными целями налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

Содержание работы

Глава 1. Налоговая политика
Глава 2. Бюджетно-финансовая политика
Глава 3. Денежно-кредитная политика

Файлы: 1 файл

фп рб.docx

— 41.82 Кб (Скачать файл)

Осуществление указанных  направлений позволит повысить инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы  и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Объем прямых иностранных  инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет  в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран  мира, наиболее привлекательных для  зарубежных инвестиций. [1]

Также, если говорить об инвестиционной политике, то необходимо выделить  Стратегию  привлечения прямых иностранных  инвестиций до 2015 года. Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси. 
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие. 

Реализация стратегии  позволит привлечь прямые иностранные  инвестиции в объеме $7-7,5 млрд. в 2015 году, достичь удельного веса иностранных  источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется  обеспечить привлечение прямых иностранных  инвестиций на одного занятого в экономике  в размере до $1600 в 2015 году (против $1200 в 2010-м). [5]

Палата представителей Национального  собрания Беларуси приняла в первом чтении законопроект о республиканском  бюджете на 2013 год на заседании 2 октября. Формирование проекта республиканского бюджета произведено на бездефицитной  основе. Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируется в размере Br197,41 трлн., или 31,3% ВВП. Доходы по проекту республиканского бюджета  предусматриваются в сумме Br121,72 трлн. Основными источниками налоговых  доходов республиканского бюджета  являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности. Расходы консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируются в сумме Br197,41 трлн. Расходы по проекту  республиканского бюджета сформированы в сумме Br121,72 трлн.

Проект бюджета Беларуси на 2013 год сформирован исходя из оценки среднегодового обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне Br8950/$1, подтвердил министр финансов Андрей Харковец. [6]

В бюджете 2013 года предполагается ряд значимых новаций, предусматривается переход с 2013 года к уплате юридическими лицами Республики Беларусь части прибыли (дохода) независимо от уровня рентабельности в размере 15%. Благодаря этому, по оценке, дополнительно поступающие средства в сумме Br2,9 трлн. станут источником поддержки со стороны государства высокоэффективных проектов в так называемых точках ускоренного роста добавленной стоимости. Среди новаций – повышение степени участия организаций и соответствующих отраслевых органов в финансировании бизнес-проектов и мероприятий. Ожидаемый результат – снижение за счет бюджета уровня льготирования процентных ставок по банковским кредитам, при этом экономия бюджетных средств составит около Br2,5 трлн.

Планируется введение моратория  на использование организациями  мер государственной поддержки, предусматривающих льготы по налогу на прибыль. За счет этого ожидается дополнительное привлечение средств в бюджет в сумме около Br0,5 трлн.

Как сообщалось БЕЛТА, бюджет 2013 года сохранит социальную направленность. Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в  процентах к ВВП даже прирастет (в частности на сферу здравоохранения  – с 4,2% до 4,3%). По проекту бюджета  на 2013 год, удельный вес расходов на образование сохранится на уровне 5,5%, культуру – 0,6%, физическую культуру и  спорт – 0,4%. [7]

Проект республиканского бюджета Беларуси на 2013 год предусматривает  увеличение лимита внешнего госдолга (без учета гарантий по обязательствам компаний) в следующем году на $2 млрд, или на 14%, до $16,3 млрд (23,1% ВВП), сказано в материалах, подготовленных правительством к прошедшему во вторник совещанию у президента, сообщает "Интерфакс". Как сообщалось, по оценке Минэкономики, внешний госдолг Беларуси в 2012 году не превысит 24,2% ВВП против 24,4% ВВП в 2011 году.

По прогнозу правительства, в 2013 году лимит внутреннего госдолга будет снижен по сравнению с лимитом  в этом году на Br9 трлн, или на 26,5%, до Br25 трлн (4% ВВП). По оценке Минэкономики, в этом году внутренний госдолг не превысит 1,9% ВВП (1,8% ВВП в 2011 году)

Пороговое значение безопасности внешнего госдолга в Беларуси на 2013 год, как и в 2012 году, определено на уровне 25% ВВП, внутреннего - 20% ВВП.

На 1 августа 2012 года внешний  госдолг достиг $11 млрд 951,7 млн, увеличившись за 7 месяцев на 1,3% (в июле снижение на 1,2% после роста на 4,5% за июнь). В соответствии с законом о бюджете на 2012 год, лимит внешнего госдолга составляет $14,3 млрд.

Внутренний государственный  долг с начала этого года уменьшился на 0,7% - до Br17 трлн 737,4 млрд, при установленном лимите Br34 трлн. [8]

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Денежно-кредитная  политика

Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

Для реализации этих направлений  необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

● снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузку производственных мощностей и социальную защиту населения; [4]

Международный валютный фонд (МВФ) в опубликованном в мае страновом обзоре определил прогнозный уровень инфляции на конец 2012 года на уровне 38,4 %.

Таблица 1. Инфляция по ИПЦ на конец периода (процентное изменение относительно предыдущего года). Базисный сценарий, 2008–2017 годы

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

фев

дек

Показатель

13,3

10,1

9,9

108,7

107,3

38,4

27,5

20,0

13,0

8,0

6,0


 

По мнению аналитика Исследовательской  группы BusinessForecast.by Александра Мухи, инфляция в Беларуси по итогам 2012 года окажется выше официально определенного коридора в 19-22 %. Связано это с тем, что девальвация 2011 года значительно превысила рост цен, следовательно, цены в течение 2012 года будут «догонять» прошлогоднюю девальвацию.

 Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8 процентов годовых [1].

● обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

      Обменный  курс белорусского рубля сохранит  за собой ключевую роль в  реализации денежно-кредитной политики,  оставаясь в условиях открытой  экономики Республики Беларусь  эффективным инструментом обеспечения  конкурентоспособности отечественных  производителей и важным ценовым сигналом для экономики.

Стабильность обменного  курса белорусского рубля оказывает  ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В  2011   –   2015  годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля  к стоимости корзины иностранных  валют. При этом не исключается возможность  совершенствования самого механизма  корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).   

Важнейшими условиями  сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к  2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций [3].

● повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

Развитие банковской системы  предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

● укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

● повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;

● формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;

● развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;

● расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;

● привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала [4].

Реализация комплекса  мероприятий денежно-кредитной политики позволит обеспечить финансовую стабильность на макроэкономическом уровне и достичь  денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы.
  2. Закон РБ «О бюджете» на 2012 год.
  3. Стратегия развития банковского сектора экономики РБ на 2011-2015 годы.
  4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ до 2020 г.
  5. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 г.
  6. Новости Беларуси [http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Zakonoproekt-o-bjudzhete-predusmatrivaet-stimuly-dlja-sbalansirovannogo-sostojanija-gosbjudzheta---ekspert_i_610659.html]
  7. Деловые новости [http://econews.by/?p=8683]
  8. Хартыя 97 [http://charter97.org/ru/news/2012/9/11/58161/]

 


Информация о работе Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе