Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы го……………...3
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства………………………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики………………………………………………………………………………………..20
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………………………24
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики…………………………………………….32
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики………………………….34
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана………………………………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая11.docx

— 94.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические аспекты  и основные положения финансовой политики государства

1.1 Сущность финансов, финансовых  отношений и финансовой системы го……………...3

1.2 Содержание, значение и  механизм функционирования финансовой                          политики государства………………………………………………………………………….11

Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан

2.1 Финансовый механизм  как инструмент реализации финансовой  политики………………………………………………………………………………………..20

2.2 Политика финансовой  стабилизации в Республике Казахстан…………………………24

Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана

3.1 Направления денежно-кредитной  политики…………………………………………….32

3.2 Пути совершенствования  налоговой и бюджетной политики………………………….34

3.3 Тенденции дальнейшего  развития инвестиционной и внешнеторговой  политики Казахстана………………………………………………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму  обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных  денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют  свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как  на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе. Таким образом, финансовая политика государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством функции финансовой политики. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд механизмов финансовой политики. Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Цель курсовой работы - исследовать  сущность финансовой политики государства.

В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие  задачи исследования:

1) исследовать сущность  финансов, финансовых отношений  и финансовой системы;

3) определить механизм  функционирования финансовой политики  государства, его виды, формы и  методы;

4) проанализировать финансовую  политику Казахстана, ее развитие  и современные направления

Глава 1. Теоретические  аспекты и основные положения  финансовой политики государства

1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой  системы государства

Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических  отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике". Однако не всякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия. Финансовые отношения - это часть производственных отношений, то есть они являются базисными. Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных финансов. Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы, потом образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств. При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. Если часть стоимости, соответствующая элементу "с" после реализации продукта, авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т", кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность. В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных

фондов (капитала). Таким  образом, часть стоимости, созданная  хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство  рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага  и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений, сборов. Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств - государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других. В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется. Рассмотренные процессы обуславливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе. На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей. Госудаpственные финансы являются средством пеpеpаспpеделения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе государственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансирования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости). Понятие "финансовая система" охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно. Термин "система" означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

1) совокупности финансовых  отношений;

2) совокупности фондов  денежных средств;

3) финансового аппарата  управления.

Финансовая система  является системой интеграционного  типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем  не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений  и поэтому выступают элементом  системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих  свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям. Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер. Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом. Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они является исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

Схема 1. Финансы в системе  базиса и надстройки общественно-экономической  формации.

Общественно-экономическая  формация

Надстройка

Общественно-экономическая  формация

Финансовые органы

Финансовая политика

Финансовый механизм

Финансовые ресурсы

Воспроизводство

Экономические категории

Производственные отношения

Производительные силы

Базис


 

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной  финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные  отношения связаны с оплатой  труда населению, выплатами из накопительной  пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население  своими денежными средствами выплачивает  налоги, оплачивает услуги государственных  и других учреждений и организаций  производственной и непроизводственной сфер. Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), относящихся к обмену.    Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов. Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как в экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам. В первом подзвенье - финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие:

1) финансы производственных  хозяйствующих субъектов промышленности  и их вышестоящих органов;

2) финансы сельскохозяйственных  хозяйствующих субъектов;

3) финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);

4) финансы строительства;

5) финансы связи (в части  обслуживания производства);

6) финансы потребительской  кооперации;

7) финансы водного хозяйства;

8) финансы геологоразведочных  организаций;

9) финансы других подотраслей  сферы материального производства (государственных закупок, заготовок,  торговли, связанных с продолжением  процесса производства в сфере  обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы  в финансовой системе определяются ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения  в этом подзвенье возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:

1) финансы жилищно-коммунального  хозяйства;

2) финансы бытового обслуживания  населения;

3) финансы пассажирского  транспорта;

4) финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной  деятельности);

5) финансы здравоохранения  и физической культуры;

6) финансы образования;

7) финансы культуры и  искусства;

8) финансы науки и научного  обслуживания;

9) финансы общественных  организаций;

10) финансы банковско-кредитных  и страховых организаций;

11) финансы коммерческих  и посреднических организаций  (в том числе товарных и фондовых  бирж, брокерских контор, фондов  и т.д.);

12) финансы органов управления;

13) финансы обороны;

14) финансы органов защиты  правопорядка.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам  ее перераспределения в целях  дальнейшего потребления через  формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера. Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные отчисления). Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы. Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее. Наряду с понятием финансовой системы, есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан