Финансовая политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы го……………...3
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства………………………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики………………………………………………………………………………………..20
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан…………………………24
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики…………………………………………….32
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики………………………….34
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана………………………………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая11.docx

— 94.18 Кб (Скачать файл)

1.2 Содержание, значение  и механизм функционирования  финансовой политики государства

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною государства. Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов. Термин "механизм" имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Финансы органически связаны со всей системой хозяйствования и его такими составляющими, как планирование, прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы общественных отношений. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления. Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности. Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Диалектика финансов в общественной жизни проявляется через взаимодействие форм выражения и методов действия. В реальной жизни, хозяйственном и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории конкретизируются и выступают как конкретные формы. Под конкретными формами понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться, учитываться людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые субкатегории) - бюджет, доходы, расходы происходит использование людьми экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства. Метод - это способ действия по выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных условиях. Способы воздействия оказываются на различные формы проявления экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах, прибыли, налогах, доходах и др.). Формы проявления финансовых отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости от уровня управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики, экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект, административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества, рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования многообразных финансовых отношений. В хозяйственном и финансовом механизмах пользуются финансово-экономическими нормативами и лимитами. Нормативы - расчетно обоснованные величины затрат или распределения ресурсов, лимиты - предельные размеры использования ресурсов, используются в финансовом планировании. С их помощью обеспечивается оптимальное сочетание в распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных интересов, сбалансированность потребностей государства, регионов, отраслевых и ведомственных органов управления, хозяйственных единиц в ресурсах для реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального развития. Характерной особенностью финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма. Составляющие хозяйственный механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в тесной взаимосвязи. Плохо работающий элемент любого из механизмов - ценового, финансового, кредитного - может блокировать работу других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена, отдельных работников. Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношении или части этих отношении, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального хозяйства. Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных закономерностей определенного этапа общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отмену отдельных составляющих финансового механизма, в том числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических интересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управлении как рычаги для преодоления возникающих негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию. С переходом на рыночные отношения в практику вышли такие понятия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, лицензии, фонды потребления и накопления предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств. Названные новые компоненты финансового механизма призваны активизировать творческий потенциал предприятий и граждан на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию производства путем воздействия на материальные интересы людей, сближение интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников. Осуществляемая реформа предполагает комплексный подход к перестройке хозяйственного механизма, являющегося проявлением взаимодействия производительных сил и производственных отношений в общественной системе. Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики связаны с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

Система финансового механизма

Финансовый механизм (система)

Подсистемы

Финансовое планирование (прогнозирование)

Финансовые рычаги и стимулы

Организационная структура  и правовой режим

Блоки

Финансовые прогнозы, планы  и балансы

Финансовые показатели

Финансовые нормы и  нормативы (применяемые в текущем планировании)

Нормативы распределения  финансовых ресурсов (макроэкономические нормативы: ставки налогов, нормы отчислений в фонды)

Фонды финансового обеспечения  воспроизводства и стимулирования

Организация управления финансами

Законодательные и нормативные  акты, регулирующие финансовые отношения

Финансовый контроль

Элементы

Конкретные наименования соответствующих подсистемам и  блокам первичных, исходных видов, форм, методов организации финансовых отношений, способов их количественного  определения


Финансовый механизм пронизывает  все стороны производственных отношений  общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового  механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста. Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики. В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной общественно-экономической формации. Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества. Производственные отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории. Экономические категории - это выражение однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д. Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закона экономии времени). Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности. Поскольку финансы как более общая экономическая категория состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.), то можно выделить с известной степенью самостоятельности налоговую политику, бюджетную политику и соответствующие им механизмы - налоговый, бюджетный, финансовых планов, управления финансами, финансово-правовой. Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли. Финансовый механизм воплощает намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные, адресные, реальные результаты - расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав стоимости всех многочисленных элементов общественного продукта, нематериальных благ, услуг и ценностей на всех уровнях и в сферах общественно-экономической жизни. Многообразие результатов воспроизводства вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм. Таким образом, прослеживается замкнутая круговая закономерность, когда процесс производства, определяемый экономическими законами общественной формации, наличием определенных производственных отношений и соответствующих категорий, регулируется экономической политикой, которая воплощается в действие хозяйственным механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных результатов воспроизводства в соответствующем количественном и качественном выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства). Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан

2.1 Финансовый  механизм как инструмент реализации  финансовой политики

История показывает, что  политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические  интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого  работника, приносят высокие результаты. Механизм функционирования финансовой политики начала периода самостоятельного развития Казахстана отличался непоследовательностью и противоречивостью. С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства. С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом. В целом это привело к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики. Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов. В Республике Казахстан продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления. В западных теоретических концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под которым подразумевается комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах. Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов" ("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде. Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов. При всем разнообразии финансовых механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно  обоснованной концепции развития  финансов в стране на основе  действия экономических законов,  изучения состояния экономики,  перспектив социально-экономического  развития общества;

2) формулировка стратегических  и тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих  целей и задач экономической  политики;

3) практическое воплощение  намеченных действий через финансовый  механизм с его реконструкцией  или корректировкой в зависимости  от радикальности экономических  преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий  для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение  и использование финансовых ресурсов между сферами общественного  производства, секторами национального  хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики  и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому  оздоровлению экономики и активизации  денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением  доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.). В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста. Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики. При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:

1)соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

2)обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

3)сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

4)создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);

5)оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и предприятиями.

2.2 Политика  финансовой стабилизации в Республике  Казахстан

Финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ. В Казахстане за годы независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечивает снижение уровня дефицита бюджета. В свою очередь, это позволило установить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения. Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ является реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены, прежде всего, на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры. В последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства. В перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами. Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ. В ближайшей перспективе бюджетная политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики. В качестве основ финансовой стабилизации рассмотрим методы борьбы с инфляции и регулирование валютного курса. Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому основным методом борьбы с инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком Республики Казахстан. (6, 85). Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит Национальному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Национальном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и инфляции. В этих условиях правительство и Нацбанк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности национальной валюты и т.д. Указанные направления в основном базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением Национальный банк может осуществлять в нескольких формах. Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения Национальным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. Но, естественно, мероприятия Национального банка РК проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики. Во-вторых, Национальный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в Национальном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов. Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается Национальным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, Национальный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды. Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы. Для регулирования совокупной ликвидности Национальный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке. Расходы Республиканского бюджета на 2009 год в условиях секвестра годовых

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан