Финансовая политика РФ на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты финансовой политики РФ
Оценить финансовую политику России на современном этапе
3. Дать анализ основным целям и задачам бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики РФ………………...6
Содержание финансовой политики
Цели и задачи финансовой политики
Структура финансовой системы РФ
Аспекты финансовой политики
Глава 2. Анализ современного состояния экономики РФ…………….….…16
2.1 Финансовая политика России на современном этапе.
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы
Заключение……………………………………………………………..……..31

Файлы: 1 файл

Мой курсовик.docx

— 76.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный  сельскохозяйственный институт

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

На тему «Финансовая политика РФ на современном этапе развития»

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка заочного отделения

Специальности «финансы и кредит»

Первый поток

Водоватова А. Е.

Проверил:

                                                                                                         Черниченко С. Г.

Кемерово 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты  финансовой  политики РФ………………...6

    1. Содержание финансовой политики
    2. Цели и задачи финансовой политики
    3. Структура финансовой системы РФ
    4. Аспекты финансовой политики

Глава 2. Анализ современного состояния экономики РФ…………….….…16

2.1 Финансовая политика России на современном этапе.

2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

Заключение……………………………………………………………..……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как  часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит  из таких этапов, как определение  ее целей, основных направлений использования  финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации  финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы - охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе.

 

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты финансовой  политики РФ
  2. Оценить финансовую политику России на современном этапе

3. Дать  анализ основным целям и задачам бюджетной политики на 2012 - 2014 годы

Финансовая политика –  есть искусство влиять на объект управления финансами – хозяйственную систему  и её деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию  доходов объекта финансового  управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики – учредители и руководство (работодатели). Объектом финансовой политики является хозяйственная система  организации, а также любые виды и направления хозяйственной  деятельности в их взаимосвязи с  финансовым состоянием организации  и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю  совокупность, на которую воздействует финансовая политика.

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и  операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние  и финансовые результаты, расчётные  отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Эффективность финансовой политики зависит от эффективности экономической  политики, состояния (стабильности) финансовой системы страны, выбора приоритетов  по доходным источникам и расходным  направлениям (инвестиции, социальная сфера и др.), действенности финансового механизма - средства реализации финансовой политики, информированности населения о ее содержании.

Несомненно, только научный  подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией  тому, что ее относительная самостоятельность  не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается  серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой теории. Нарушение этого  важнейшего требования приводит к большим  потерям в народном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  финансовой  политики РФ

 

    1. Содержание финансовой политики

 

 

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование  финансовых процессов в социально-экономической  жизни общества.

Финансовая политика –  это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством его функций [7, стр.6].

Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной  сферой деятельности государства. Она  имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти мероприятия  тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:

• политика экономического роста;

• политика стабилизации;

• политика ограничения деловой  активности. [11, с.11]

Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь  удержать объем выпуска продукции  на его типичном для рассматриваемой  страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежание кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

• уменьшение правительственных расходов;

• увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное  сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических  действий, направленных на достижение  поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние  финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или  Политика, проводимая непосредственно  правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

    1. Цели и задачи финансовой политики

 

 

Отечественные экономисты внесли огромный вклад в понимании сущности финансовой политики.

Профессор В.В. Лавров, раскрывая  суть, отмечал её связь с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.

Такие вопросы являлись базовыми для определения очередных задач  финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась раньше как одна из основных в области государственного регулирования экономики.

Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе развития