Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.

Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
проанализировать современную финансовую политику в России;

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 63.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

МРИПК

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: Финансовая политика РФ

 

 

 

 

Выполнила: студент набора 2013 г.

специальности "Финансы и кредит"  
заочного обучения Бадмаева Ю.Б.

 

Научный руководитель: д.э.н.,

профессор Багинова В.М.

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.

Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.

 

Задачи курсовой работы: 

  • рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
  • рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
  • проанализировать современную финансовую политику в России;
  • выявить проблемы финансовой политики Россиии и определить пути их решения.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем финансовой политики и путей их решения в современных условиях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие, цели и задачи финансовой политики

 

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а также государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Отечественные экономисты внесли огромный вклад в понимании сущности финансовой политики. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть, отмечал её связь с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.

Такие вопросы являлись базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области национальных банков, государственного контроля за денежным обращением, монополизации внешней торговли введения налогов. Раньше финансовая политика рассматривалась как основная часть в области государственного регулирования экономики.

Экономист И.В. Левчук, подчеркивал большую роль финансовой политики в увеличении производства, отмечал, что эта политика призвана создать правильное сочетание демократического и централизованного в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересное описание финансовой политики дана В.С. Павловым, где он исходит из целостности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

  1. политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики, которые направлены на улучшение положения государства в мире;
  2. экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;
  3. социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Следовательно, мы можем определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Таким образом, можно сказать, что финансовая политика играет важную роль в развитии государства. Она охватывает все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную). Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая тем самым необходимые условия для совместного сотрудничества и решения многих проблем.

 

1.2. Элементы финансовой политики

 

Важнейшими элементами государственной финансовой политики выступают:

    • бюджетная;
    • налоговая;
    • инвестиционная;
    • социальная;
    • таможенная политика.

По большому счёту бюджетная политика в основном выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, регламентирующих весь бюджетный процесс, определяющих форму бюджетного устройства страны.

Свою реализацию налоговая политика осуществляет в построении налоговых систем. В развитых странах мира налоговые системы характеризуются множеством видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Горизонтальное равенство обозначается юридическими и физическими лицами, находящимися в одинаковых условиях и обязанных платить равные налоги. Вертикальное равенство представляет собой уплату богатыми пропорционально больших сумм, чем бедные.

Помимо этого, мировой практикой доказано, что:

  • налоговая система должна быть открытой, увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;
  • прямые налоги должны выступать основой налоговой базы (на доходы имущества);
  • превалирование косвенной системы налогообложения ведет к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;
  • косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.;
  • высокие налоги приводят к уменьшению капитала;
  • в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Информация о работе Финансовая политика РФ