Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем финансовой политики России на современном этапе и определение путей их решения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики;
рассмотреть составляющие финансовой политики государства;
проанализировать современную финансовую политику в России;
В 2013 году преобладающая часть средств суверенных фондов размещалась в высоконадежные финансовые активы в иностранной валюте. По состоянию на 1 января 2014 года средства ФНБ были размещены на депозитах во Внешэкономбанке в объеме 474,0 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США, а также в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности - в объеме 3,0 млрд. долларов США.
В целях повышения доходности размещения средств ФНБ и диверсификации инвестиционных рисков Правительством Российской Федерации в 2013 году расширен перечень валют, в которые могут размещаться средства ФНБ, за счет включения австралийского доллара, канадского доллара, швейцарского франка и иены, а также перечень стран, в долговые обязательства правительств которых могут размещаться средства ФНБ, за счет включения Австралии, Швейцарии и Японии.
К настоящему времени Правительством Российской Федерации одобрено направление средств ФНБ в объеме до 414,96 млрд. рублей на финансирование проектов по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строительству железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва, строительству "интеллектуальных сетей" и ликвидации цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России.
Минфином России совместно с Банком России прорабатывается возможность повышения эффективности управления средствами суверенных фондов за счет развития потенциала и инструментария Банка России, который в настоящее время инвестирует средства суверенных фондов в составе международных резервов в соответствии с поручениями Минфина России. Рассматривается возможность расширения инвестиционной декларации Банка России за счет наделения его полномочиями проводить операции с корпоративными ценными бумагами.
Значительный прогресс достигнут в части повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Российская Федерация улучшила свой показатель по Индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством, с 60 баллов из 100 в 2010 году до 74 баллов в 2012 году и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе в 43 из 100 баллов. В результате в соответствии с методологией исследования, в 2012 году Россия вошла в группу стран, предоставляющих "значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности".
В 2013 году по инициативе Минфина России был реализован проект Международного валютного фонда (далее - МВФ) по оценке налогово-бюджетной прозрачности в Российской Федерации на основе новой редакции Кодекса прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ.
В докладе МВФ, опубликованном в 2014 году, отмечается существенный прогресс, достигнутый Российской Федерацией в улучшении раскрытия бюджетной информации в течение последних пятнадцати лет, который привел ее бюджетную отчетность и бюджетную практику в соответствие с мировыми стандартами.
В целом исполнение основных показателей федерального бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными (таблица 2.2.1):
Таблица 2.2.1
Основные показатели федерального бюджета в 2013 году
Наименование |
Закон 348-ФЗ |
Бюджетные назначения <*> |
Исполнение |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 - 3 |
в млрд. рублей | ||||
Доходы |
12 906,4 |
12 906,4 |
13 019,9 |
113,5 |
Нефтегазовые доходы |
6 471,9 |
6 471,9 |
6 534,0 |
62,1 |
Ненефтегазовые доходы |
6 434,5 |
6 434,5 |
6 485,9 |
51,4 |
Расходы |
13 387,3 |
13 464,3 |
13 342,9 |
-121,4 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-480,9 |
-557,9 |
-323,0 |
234,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
-6 952,9 |
-7 029,8 |
-6 857,0 |
172,8 |
%% ВВП | ||||
Доходы |
19,4 |
19,4 |
19,5 |
0,1 |
Нефтегазовые доходы |
9,7 |
9,7 |
9,8 |
0,1 |
Ненефтегазовые доходы |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
0,0 |
Расходы |
20,1 |
20,2 |
20,0 |
-0,2 |
Дефицит (-)/ профицит (+) |
-0,7 |
-0,8 |
-0,5 |
0,3 |
Ненефтегазовый дефицит |
-10,5 |
-10,6 |
-10,3 |
0,3 |
<*> По расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).
Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые - 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП).
В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы - 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно).
Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,4 млрд. рублей, а нефтегазовые - на 62,1 млрд. рублей.
В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13 342,9 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) (наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета) по следующим основным направлениям:
В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного - 0,8% ВВП).
Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с "первоначальными" показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 608,5 млрд. рублей - практически полностью за счет роста цены на нефть (закон - 97,0 долларов США за баррель, факт - 107,9 долларов США за баррель).
Значительная часть нефтегазовых доходов в сумме 769,8 млрд. рублей была направлена на замещение не поступивших в 2013 году источников финансирования дефицита и ненефтегазовых доходов:
Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ - 8,9% ВВП.
Ненефтегазовый дефицит в 2013 году составил 10,3% ВВП - практически остался на уровне 2012 года (10,4% ВВП), но значительно ниже уровня 2008 года (6,5% ВВП).
Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.
Основными проблемами в финансовой политике, которые требуют решения являются:
Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита. С этой целью Федеральный бюджет не предусматривает первичный профицит, то есть превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Увеличение сбора налогов достигается путем увеличения и расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства. Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП.
На данный момент основная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности удовлетворения социальных потребностей, своего нормального расширенного воспроизводства, образуется "порочный круг": нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала.
Возможности сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. Сейчас речь может идти только об оптимизации структуры расходных статей. Отдельно следует обратить внимание на расходы на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом.
Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.