Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:59, курсовая работа
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально- экономического развития страны.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства…………………………………………………………………………6
Особенности финансовой политики государства……………………….....6
Состав финансовой политики государства…………………………………7
Цели и задачи финансовой политики……………………………………....13
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………………..7
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики…..18
2.2. Управление финансами………………………………………………………..22
2.3. Проблемы развития финансов и направления совершенствования в Российской Федерации…………………………………………………………….24
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………………………27
3.1. Классический тип финансовой политики……………………………………27
3.2. Планово - директивный тип финансовой политики………………………....28
3.3. Регулирующий тип финансовой политики…………………………………..30
3.4. Неоконсервативный тип финансовой политики……………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………...36
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание
и цели финансовой политики государства…………………………………………………
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………………..7
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики…..18
2.2. Управление финансами…………………………
2.3. Проблемы развития финансов
и направления совершенствования в Российской
Федерации………………………………………………………
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………………………27
3.1. Классический тип финансовой политики……………………………………27
3.2. Планово - директивный тип финансовой политики………………………....28
3.3. Регулирующий тип финансовой политики…………………………………..30
3.4. Неоконсервативный тип финансовой политики……………………………..31
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально- экономического развития страны.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.[1, стр. 537]
Финансовая политика государства может быть тактической и стратегической, стимулирующей или деструктивной.
В разработке финансовой политики России участвуют все ветви государственной власти. В силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ. О современной финансовой политике можно судить и по ежегодным посланиям Президента РФ Федеральному собранию. Успех финансовой политики во многом определяет мощь России и стабильность выполнения важнейших государственных функций.
Главными составляющими финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике. В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
В курсовой работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что финансовая политика всегда занимала важное место в жизни и развитии любого государства. От ее рациональности во многом, а иногда и в решающей степени зависели и зависят темпы экономического и, следовательно, социального развития, возможности укрепления безопасности и обороноспособности всех стран, включая Российскую Федерацию.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства. Для достижения цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
- рассмотреть экономическое содержание и структуру финансового механизма, а именно: понятие, финансовые рычаги и стимулы, формы финансового обеспечения и соответственно организационные структуры финансового механизма.
1.1. Особенности финансовой политики государства
В современной России определяющей является федеральная политика. Она строится на правительственных программных документах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны, бюджетного и межбюджетного реформирования, бюджетных и иных посланиях Президента РФ и других стратегических документах.
Важнейшей стратегической целью современной финансовой политики является разработка и реализация эффективной системы полноценного финансового обеспечения и финансового стимулирования ускоренного стабильного экономического роста в стране, позволяющего в относительно короткие сроки выйти на лидирующие позиции в мировом экономическом пространстве и повысить благосостояние граждан.
Современная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовая политика Российской Федерации определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу».
Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития в Российской Федерации на период до 2020 г. [2, стр. 82]
Цели разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России на мировом сообществе.
По объему ВВП Россия входит сейчас в десятку наиболее развитых стран.
Государственный долг России снизился до 10% ВВП – это один из самых низких уровней среди развитых стран. На базе государственно-частного партнерства создаются Венчурная компания, авиастроительная, судостроительная и другие корпорации. [3, стр. 187]
Бывший Стабилизационный фонд РФ разделен на два – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
В 2014 – 2016 годах будет продолжено пополнение средств Резервного фонда (таблица 1). [8]
Таблица 1 Прогноз объема Резервного фонда
млрд. рублей
Показатель |
2013 год (Закон |
2014 год |
2015 год |
2016 год (проект) | ||
Закон № 216-ФЗ |
проект |
Закон № 216-ФЗ |
проект | |||
Объем Резервного фонда на начало года |
2 781,8 |
3 173,8 |
3 157,0 |
3 882,3 |
3 593,5 |
4 025,7 |
%% ВВП |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
Курсовая разница |
18,5 |
112,1 |
58,8 |
21,9 |
81,1 |
251,2 |
Средства Резервного фонда (пополнение) |
373,4 |
596,3 |
377,7 |
818,6 |
351,1 |
368,4 |
Объем Резервного фонда на конец года |
3 173,7 |
3 882,2 |
3 593,5 |
4 722,7 |
4 025,7 |
4 645,3 |
%% ВВП |
4,8 |
5,2 |
4,9 |
5,7 |
4,9 |
5,1 |
Источник: [8]
К концу 2016 года Резервный фонд составит 4 645,3 млрд. рублей или 5,1% ВВП, вместо предполагаемых ранее 6,4% ВВП. По прогнозу объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП к концу 2019 года. [8]
В 2014 – 2016 годах не планируется зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния (таблица 2).
Таблица 2 Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд. рублей
Показатель |
2013 год (Закон |
2014 год |
2015 год |
2016 год (проект) | ||
Закон № 216-ФЗ |
проект |
Закон № 216-ФЗ |
проект | |||
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 759,6 |
2 769,6 |
2 848,0 |
2 843,0 |
2 882,6 |
2 923,1 |
%% ВВП |
4,1 |
3,7 |
3,9 |
3,4 |
3,5 |
3,2 |
Курсовая разница |
15,9 |
80,9 |
44,0 |
13,3 |
51,2 |
131,1 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) |
-5,9 |
-7,5 |
-9,4 |
-8,9 |
-10,8 |
-12,4 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 769,6 |
2 843,0 |
2 882,6 |
2 847,5 |
2 923,1 |
3 041,8 |
%% ВВП |
4,2 |
3,8 |
3,9 |
3,4 |
3,6 |
3,3 |
Справочно: |
||||||
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовые активы |
674,1 |
622,6 |
772,6 |
872,6 | ||
В % к объему средств Фонда национального благосостояния |
24,3 |
21,6 |
26,4 |
28,7 |