Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:59, курсовая работа
Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Главной ее целью является создание финансовых условий для социально- экономического развития страны.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства…………………………………………………………………………6
Особенности финансовой политики государства……………………….....6
Состав финансовой политики государства…………………………………7
Цели и задачи финансовой политики……………………………………....13
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………………..7
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики…..18
2.2. Управление финансами………………………………………………………..22
2.3. Проблемы развития финансов и направления совершенствования в Российской Федерации…………………………………………………………….24
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………………………27
3.1. Классический тип финансовой политики……………………………………27
3.2. Планово - директивный тип финансовой политики………………………....28
3.3. Регулирующий тип финансовой политики…………………………………..30
3.4. Неоконсервативный тип финансовой политики……………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………...36
Источник: [8]
Увеличение объема Фонда национального благосостояния прогнозируется за счет положительных курсовых разниц от размещения средств фонда на счетах в долларах США, евро и фунтах стерлингов в Банке России, образующихся в результате прогнозируемого снижения курса рубля по отношению к указанным иностранным валютам.
Средства Фонда национального благосостояния в 2014-2016 годах планируется использовать только на софинансирование формирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации.
С учетом планируемого размещения в 2014–2016 годах средств Фонда национального благосостояния в объеме до 450 млрд. рублей в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, к концу 2016 года объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных в финансовые активы на территории Российской Федерации, составит 872,6 млрд. рублей (28,7% объема Фонда). [8]
Несмотря на достигнутые успехи, в области финансов остается много проблем, которые требуют корректировки финансовой политики:
- рост ВВП достигается
преимущественно за счет
- сохраняется высокая зависимость государственных финансов от нефтегазовых доходов;
- средства Инвестиционного
фонда РФ направляются опять
же в основном на
- сохраняется практика построения бюджета преимущественно от доходов с характерными для него искусственным профицитом и избыточными финансовыми резервами, не используемыми в интересах развития национальной экономики;
- сохраняется низкий уровень оплаты труда основной массы работников.
1.2. Состав финансовой политики государства
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную, таможенную, социальную, фискальную политику.
Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. [2, стр. 91]
Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики:
- проведение бюджетной
реформы, позволяющей более эффективно
управлять ограниченными
- формирование бюджета
исходя из долгосрочных
- повышение качества «
- обеспечение полного
и устойчивого выполнения
- устранение дестимулирующих
и развитие стимулирующих
- оптимизация бюджетной сети, внедрение новых методов бюджетирования в зависимости от результатов выполняемых функций и эффективности работы;
- значительное уменьшение
долговой нагрузки на
- создание эффективной
системы межбюдженых отношений
на основе четкого
- увеличение результативности бюджетных расходов, причем рост последних не должен опережать темп роста ВВП;
- повышение роли среднесрочного финансового планирования;
- приведение обязательств
государства в соответствии с
его ресурсами путем отмены
или приостановления
- оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
- четкое разграничение
расходных полномочий между
- максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета.
[4, стр. 63]
Основными целями бюджетной политики на 2013 г. и среднесрочную перспективу являются:
Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:
- без налогов государство не может существовать;
- суммарные налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е экономика саморазрушается;
- в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;
- налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;
- суммарная величина налогов
имеет устойчивую тенденцию к
росту только при такой
- налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной;
- основной налоговой базой
должны служить налоги на
К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:
- снижении и структурное
выравнивание налогового
- упрощение налоговой системы;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;
- создание условий для
легализации прибылей
- сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышение ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администратирования;
- налоговое стимулирование инновационной деятельности. [4, стр. 65]
Денежно – кредитная политика формируется Правительством РФ и Банком России, ее задачами являются:
- снижение инфляции, чтобы
обеспечить уменьшение
- создание новых систем,
основанных на расчетах в
- достижение реальной конвертируемости рубля;
- снятие большинства
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление – увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если по каким - то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют, и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.) [4, стр. 66]
Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. [2, стр. 91] Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы.
Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Как часть финансовой политики инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.
Важной задачей на долгосрочную перспективу (2020-2030) будет модернизация и повышение конкурентоспособности страны. В целях обеспечения условий для развития инновационной и научно-технических сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности российской продукции, в 2007 году были созданы государственные корпорации, каждая из которых имеет свою специализацию.
Необходимым условием перехода экономики на инновационный путь развития является активная инвестиционная политика государства и более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.
Построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий потребует повышения государственных расходов на научные исследования.
С учетом рассмотренных направлений объем расходов инновационного бюджета в общем объеме расходов бюджетной системы составит в 2020 г. около 15% ВВП, а его доля в расходах бюджетной системы увеличится к 2020 г. до 40-45%. [2, стр. 94]
В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь и др. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных социальных фондов. Социальная направленность федерального бюджета реализуется прежде всего путем предоставления трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по следующим основным направленностям: выплату базовой части трудовой пенсии; выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению; покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ; осуществление ежемесячных денежных выплат; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; индексацию социальных пособий и компенсаций; продолжение реализации демографической программы, в том числе индексации материнского капитала. [2, стр. 95]
Объемы межбюджетных трансфертов в 2014 году составят 7,5 млрд. рублей, в 2015 году – 1,0 млрд. рублей, в 2016 году – 1,1 млрд. рублей. [8]
Таможенная политика представляет собой объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими объектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. В настоящее время это направление во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.
Важным направлением развития институтов внешнеэкономической деятельности для реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации является применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий. [2, стр. 97]