Финансовая политика России: основные направления и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов государственной финансовой политики, а также в характеристике финансовой политики Российской Федерации на современном ее этапе.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:
 уточнить социально-экономическое содержание финансовой политики, её сущностные характеристики;
 исследовать противоречия современного состояния финансовой политики.

Содержание работы

Введение……..………………………………………………………………...3
1. Теоретический аспект……………………………………………………...4
2. Основные направления современной финансовой политики России…..8
3. Перспективы развития финансовой политики России…………………11
Заключение…………………………………………………………….……..13
Список литературы…………………………………………….…………….14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!Чеклецовой Кристины, гр.205Ф(2).docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……..………………………………………………………………...3

  1. Теоретический аспект……………………………………………………...4
  2. Основные направления современной финансовой политики России…..8
  3. Перспективы развития финансовой политики России…………………11

Заключение…………………………………………………………….……..13

Список литературы…………………………………………….…………….14

 

Введение

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Я считаю тему реферата очень актуальной в настоящее время, так как в любом обществе государство использует финансы для осуществления стоящих перед ним задач.

Проблема выбора путей  реализации финансовой политики во все  времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов.

Финансовая политика состоит  из таких этапов, как определение  ее целей, обеспечение необходимой  величины ресурсов и выработки для  этого наиболее рациональных путей  их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для  правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач  требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и  механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят  темпы развития промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Цель работы состоит в  исследовании теоретических вопросов государственной финансовой политики, а также в характеристике финансовой политики Российской Федерации на современном ее этапе.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:

  • уточнить социально-экономическое содержание финансовой политики, её сущностные характеристики;
  • исследовать противоречия современного состояния финансовой политики.

Объектом данной работы является деятельность, осуществляемая органами государственной финансовой политики. Предметом выступают экономические отношения, возникающие в системе государственной финансовой политики в процессе её реализации.

Структура реферата состоит из введения, трех частей основного содержания, заключения и списка литературы.

 

  1. Теоретический аспект

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной  сферой деятельности государства. Она  имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: 

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; 
  • создание адекватного финансового механизма; 
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 

Основными целями финансовой политики являются: 

  • обеспечение устойчивого экономического роста; 
  • эффективное использование государственных финансов; 
  • обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка. 

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Важной составной часть  финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового  механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система  законодательных норм и нормативов, которые используются при определении  доходов и расходов государства, организации и регулирования  бюджетной сферы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг. 

В зависимости от длительности периода и характера ее задач, финансовая политика подразделяется на: 

  • финансовую стратегию; 
  • финансовую тактику. 

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия  определяет направление, в котором  должно происходить решение тактических  задач. Тактика путем применения эффективных способов организации  финансовых связей позволяет с наименьшими  потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией. 

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами  приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических  связей со странами мира, обеспечивая  условия для осуществления совместных мероприятий.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие  экономисты разделяют последнюю  на три вида: 

  • политика экономического роста; 
  • политика стабилизации; 
  • политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: 

  • рост государственных расходов;
  • снижение налогового бремени.

Если же правительство  использует меры фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, и применяется правительством в период подъема или бума, с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Механизм воздействия  финансовой политики на хозяйство страны проводится в три этапа:

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы;
  • собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования. 

Типы финансовой политики:

Классическая. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

Регулирующая. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса  и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Неоконсервативная. В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово-директивная. Данная политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами  осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве.  

  1. Основные направления современной финансовой политики России

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, которые  осуществляет государство для регулирования  процессов формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

Основными направлениями  финансовой политики являются налоговая, денежно-кредитная, бюджетная, валютная, таможенная и ценовая политики. На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты, для достижения которых необходимо проведение соответствующих  направлений финансовой политики.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.  Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с Конституцией РФ и ст. 170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной  политики, представляет их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры.

Информация о работе Финансовая политика России: основные направления и перспективы развития