Финансовая политика России: основные направления и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов государственной финансовой политики, а также в характеристике финансовой политики Российской Федерации на современном ее этапе.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи работы:
 уточнить социально-экономическое содержание финансовой политики, её сущностные характеристики;
 исследовать противоречия современного состояния финансовой политики.

Содержание работы

Введение……..………………………………………………………………...3
1. Теоретический аспект……………………………………………………...4
2. Основные направления современной финансовой политики России…..8
3. Перспективы развития финансовой политики России…………………11
Заключение…………………………………………………………….……..13
Список литературы…………………………………………….…………….14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!Чеклецовой Кристины, гр.205Ф(2).docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика включает:

  • политику в области бюджетных доходов и расходов;
  • управления государственным долгом и государственными активами;
  • реализацию принципов бюджетного федерализма;
  • управление государственными финансами в целом.

Налоговая политика - это важнейшая часть финансовой политики курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Взаимозависимые цели налоговой  политики:

  • обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
  • содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
  • обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется  и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.

Денежно-кредитная  политика - комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают банки, прежде всего  центральный банк.

Валютная  политика – это совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Таможенная  политика  - это часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

Ценовая политика – это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.

 

  1. Перспективы развития финансовой политики России

Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью  целой системы финансовых рычагов  может оказывать воздействие  на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы  участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство  может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия  на экономические процессы, то надо назвать следующие:

  • бюджет: средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;
  • цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность - в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;
  • налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.
  • экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно  и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

Можно обозначить следующие  проблемы финансовой политики России на современном этапе:

  • высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • большие расходы по обслуживанию государственного долга;
  • местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами;
  • принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей;
  • несбалансированность Пенсионного фонда РФ;
  • значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках;
  • значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики;
  • недопоступление налоговых платежей. 

Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний  день в финансовой политике России. 

В соответствии с этими  проблемами и стратегическим развитием  Российской Федерации определяются следующие цели и задачи: 

  • снижение государственного долга;
  • стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
  • переход к среднесрочному планированию;
  • сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • совершенствование модели бюджетного федерализма;
  • повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования;
  • увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных;
  • необходимость пересмотрения фискальной политики. 

Таким образом, посредством  этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного  роста экономики и повышении  уровня жизни населения, ускорения  инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. 

 

Заключение

Главной целью государственной  финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным  фактором развития экономики государства  и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом.

Правительством Российской Федерации на современном этапе  выполняется большая работа по стабилизации финансовой политики, разработке необходимых  мер по улучшению всех сторон финансовой деятельности, вырабатывается четкая финансовая стратегия, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Выделяются основные тенденции  развития финансов, формируются основные концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбираются долговременные концепции  и целевые программы, необходимые  для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое  внимание уделяется гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации  задач финансовых связей, перегруппировки  финансовых ресурсов.

Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует  расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии  и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики.

В настоящее время требуется  дальнейшая модернизация всей финансовой системы в целях создания комфортных условий для перехода отечественной  экономики на инновационный путь развития.

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: “Издательство ЭЛИТ”, 2011г.;
  2. Семенченков М.Г. Финансовая политика государства. - М.: Дашков и Ко, 2010г.;
  3. Месгальянов С.А. Экономическая теория: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010г.;

Интернет-ресурсы

    1. http://www.budgetrf.ru
    2. http://www.minfin.ru

 


Информация о работе Финансовая политика России: основные направления и перспективы развития