Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: охарактеризовать финансовую политику и наметить основные направления ее совершенствования на современном этапе.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть цели, содержание и виды финансовой политики;
2. Описать финансовый механизм России;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая политика государства: цели, содержание и виды
1.1 Цели и задачи финансовой политики
1.2 Содержание и значение финансовой политики
1.3 Виды финансовой политики
Глава 2. Финансовая политика России в современных условиях
2.1 Финансовый механизм
2.2 Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе
2.3 Пути совершенствования финансовой политики в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

28 тема 2.docx

— 21.50 Кб (Скачать файл)

• определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

В современных условиях к актуальным задачам бюджетной политики следует отнести:

принятие мер по экономии государственных средств;

централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

реструктуризацию государственного долга; инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие ее задачи — укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения. Денежно-кредитная политика включает: реструктуризацию банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

оптимизацию объема и структуры денежной массы; установление рыночной ставки процента; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

активизацию закупок добываемого золота для пополнения государственного фонда.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от изменения цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика государства имеет социальную направленность; Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

• выплате в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнению графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязке перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживанию роста безработицы и созданию условий для расширения занятости;

• реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрению элементов накопительного финансирования пенсий;

• упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулированию вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли бюджета РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

 

1.3 Виды финансовой политики

 

Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики:

• политика экономического роста;

• политика стабилизации;

• политика ограничения деловой активности. [9. с.11]

Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

• рост государственных расходов;

• снижение налогового бремени.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:

• уменьшение правительственных расходов;

• увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и снижения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или Политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, т.е. встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

 

 

 

Глава 2. Финансовая политика России в современных условиях

 

2.1 Финансовый механизм

 

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок. [8. с.87]

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.[8. с.81]

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

4) Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг их продажи и покупки на фондовых биржах.

6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

 

2.2 Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе

 

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. [9. с.32]

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

§ обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

§  реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

§  установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

§ стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

§ сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

§ реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

§ ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

 

2.3 Пути совершенствования финансовой политики в Российской

Федерации

 

С обострением финансового кризиса в России и за рубежом отечественные власти приняли беспрецедентные решения по поддержанию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе. Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки. На наш взгляд, политика поддержания финансовой стабильности в России должна пройти настройку по нескольким направлениям. [5. с.51]

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях