Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:51, реферат
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Местным органам власти принадлежит
заметная роль в регулировании размещения
производительных сил – целевом
использовании земель. Экономические,
финансовые и административные меры,
принимаемые местными органами власти,
стимулируют или ограничивают развитие
отдельных отраслей хозяйства, создают
условия для повышения
Широкое участие местных администраций
в финансировании базисных отраслей
экономики, а также в затратах
на образование, здравоохранение, охрану
и использование природных
Наряду с традиционным финансированием из местных бюджетов таких служб, как полицейская, пожарная, санитарная, рекреационная, все чаще из бюджетов выделяются средства на развитие экономической инфраструктуры (в частности, капиталоемких и требующих государственного контроля объектов: строительство мостов, дорог и т. д.)
Подобное финансирование – важное
условие повышения
Местные органы власти осуществляют жилищное строительство для тех, чьи доходы ниже среднего уровня. Доля местных бюджетов в финансировании жилищных программ в среднем превышает 50% общенациональных расходов.
Самая крупная статья расходов местных администраций в США приходится на образование. За период с 1990 по 1996 г. затраты на образование из местных бюджетов выросли почти на 27,2%.
Меньше всего средств из местных бюджетов выделяется на социальное вспомоществование: на них приходится 17,5 млрд. долл., или 17,8% расходов; 57,2 млрд. долл., или 58,6% этих расходов, берет на себя федеральное правительство; 23,1 млрд. долл., или 23,6% поступает, из бюджетов штатов.
Суммарные расходы всех органов
местного самоуправления в 1990 г. составили
581 млрд. долл. (26,1% консолидированного
бюджета США), в 1996 г. – 794 млрд. долл.
(примерно 28%). Увеличение расходов местных
бюджетов говорит об усилении экономической
деятельности государства вообще и
о повышении роли местных органов
власти в осуществлении
Доходные статьи местных бюджетов в основном опираются на поимущественный налог (в отдельных муниципальных образованиях до 75% всех налоговых поступлений), общие и выборочные налоги с продаж в некоторых случаях – до 30% всех налоговых поступлений.
Доходная часть бюджетов низших эшелонов власти формируется из трех источников: налоговые поступления; неналоговые поступления; субсидии федерального и штатских правительств.
Федеральная помощь – это средства,
получаемые от правительства в виде
разного рода дотаций, субсидий, кредитов,
которые условно можно
За исключением помощи федерального
и штатского правительства, все
источники поступлений в
К неналоговым источникам доходов
местных бюджетов относятся: доходы
от предоставления коммунальных услуг,
доходы от продажи муниципальной
собственности, доходы страховых фондов,
доходы от продажи облигаций, ряд
административных удержаний, сборы, платежи
за лицензии, штрафы, пошлины и т.
д. Всего неналоговые доходы в
собственных источниках дохода в 1990
г. составляли 188,3 млрд. долл., или 48,3 и 32,4%
общих доходов местных
Государственный бюджет на примере РФ.
Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2010 годы.
6 июля 2007 года Государственной
Думой Российской Федерации
был принят Федеральный Закон
«О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период 2009
и 2010 годов». Данный нормативный
акт был одобрен Советом
Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год были определены, исходя из прогнозируемого объема валового ВВП в размере 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5% (декабрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года):
В 2010 году относительно бюджета 2008 года расходы выросли по всем статьям и составили 9 886, 9 млрд. руб.
Доходы в 2010 также увеличились по сравнению с 2008 годом и уменьшились по сравнению с 2009. В итоге они составили 6 950, 01 млрд. руб.
Проанализировав тенденцию доходов и расходов за период 2008-2010 годов, мы можем сделать следующие выводы:
Формализовано структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы представлена в таблице 1.
Таблица 1: «Структура доходов и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы»1
Показатели |
2008 год, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
2009 год, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Темп роста, % |
Доходы всего |
6673,20 |
100,0 |
7421,20 |
100,0 |
111,21 |
В том числе: |
|||||
Ненефтегазовые |
4207,50 |
63,05 |
5035,40 |
67,85 |
119,68 |
Нефтегазовые |
2465,70 |
36,95 |
2385,80 |
32,15 |
96,75 |
В том числе: |
|||||
Нефтегазовый трансферт |
2120,00 |
31,76 |
2093,00 |
28,20 |
98,73 |
Резервный фонд |
332,00 |
4,97 |
292,80 |
3,95 |
88,19 |
Фонд будущих поколений |
13,70 |
0,21 |
- |
- |
- |
Расходы всего |
6500,30 |
100,0 |
7361,90 |
100,0 |
113,25 |
В том числе: |
|||||
1) Процентные |
188,51 |
2,90 |
397,13 |
5,39 |
210,66 |
2) Непроцентные |
6311,79 |
97,10 |
6964,77 |
94,61 |
110,34 |
Из них: |
|||||
а) Бюджетам других уровней |
937,01 |
14,41 |
926,26 |
12,58 |
98,85 |
б) Государственным внебюджетным фондам |
1326,17 |
20,40 |
1504,65 |
20,63 |
113,45 |
3) Условно-утвержденные |
- |
- |
184,00 |
2,50 |
- |
Ненефтегазовый дефицит |
2292,80 |
35,27 |
2326,50 |
31,60 |
101,47 |
Нефтегазовый трансферт |
2120,00 |
32,61 |
2093,00 |
28,43 |
98,72 |
Источники финансирования дефицита: |
172,80 |
2,65 |
233,50 |
3,17 |
135,12 |
Привлечение |
547,07 |
8,41 |
569,34 |
7,73 |
104,07 |
Погашение |
374,27 |
5,75 |
335,84 |
4,67 |
89,73 |
Внешние источники финансирования дефицита: |
155,77 |
2,39 |
99,66 |
1,35 |
63,97 |
Привлечение |
37,46 |
0,57 |
28,18 |
0,38 |
75,23 |
Погашение |
193,23 |
2,97 |
127,84 |
1,73 |
66,15 |
Внутренние источники финансирования дефицита: |
328,57 |
5,06 |
333,16 |
5,78 |
101,39 |
Привлечение |
509,61 |
7,83 |
541,16 |
9,40 |
106,19 |
Погашение |
181,04 |
2,78 |
208,00 |
3,61 |
114,89 |
Государственный долг РФ: |
2911,17 |
44,74 |
3325,73 |
57,75 |
114,24 |
Анализ приведенных данных
позволяет сделать вывод о
том, что федеральный бюджет за 2008
год исполнен по доходам в сумме
6673,2 млрд. рублей или 103,3% к утвержденным
доходам; по расходам – 6500,30 млрд. рублей,
или 97,7% к уточненной росписи. Таким
образом, по предварительным оценкам,
профицит бюджета предварительно составил
172,90 млрд. рублей. Доходы федерального
бюджета за январь - декабрь 2008 года,
принесенные Федеральной
По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния - 2 584,49 млрд. рублей.
Дополнительные доходы федерального бюджета в 2009 году составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической деятельности (на 346 млрд. рублей), а также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей.2
Таким образом, доходы бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 выросли на 748,2 млрд. руб., расходы – на 861,6 млрд. руб., следовательно, профицит бюджета в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 113,4 млрд. руб. и составил 59,3 млрд. руб., вместо 172,9 млрд. руб. в 2008 году. При этом нефтегазовые доходы выросли на 827,9 млрд. руб., а нефтегазовые – сократились на 79,9 млрд. руб., что произошло из-за значительного снижения стоимости барреля нефти.
Резервный фонд в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 39,2 млрд. руб., что в процентном отношении составило 11,8%.
Расходы госбюджета в 2009 году выросли по сравнению с 2008 годом на 861,6 млрд. руб., или на 13,25% и составили 7361,90 млрд. руб. вместо 6500,30 млрд. руб. в 2008 году.
Определенный интерес представляет динамика госдолга России.
Таблица 2: «Динамика внешнего государственного долга РФ за 2008-2009 года».3
Государственный долг Российской Федерации в 2008 году |
Сумма, млрд. руб. | ||||
Дата |
01.01.08 |
01.04.08 |
01.07.08 |
01.10.08 |
01.01.09 |
Внешний долг Российской Федерации всего: |
463,9 |
483 |
534,5 |
540,8 |
479,4 |
Внешний долг государственного
сектора в расширенном |
183,7 |
183,7 |
197,4 |
184,4 |
161,3 |
В том числе: |
|||||
Органы государственного управления |
37,4 |
36,9 |
34,7 |
32,6 |
29,5 |
Краткосрочные обязательства |
55,5 |
57,4 |
65,9 |
68,7 |
46,3 |
Прочие долговые обязательства |
3,6 |
4,1 |
4,1 |
4,2 |
4,4 |
Просроченная задолженность |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Долгосрочные обязательства |
168,7 |
168,2 |
176,8 |
162,7 |
145,5 |
Долговые ценные бумаги |
24,1 |
23,7 |
22,1 |
20,6 |
17,6 |
Ссуды и займы |
174 |
199,3 |
213,7 |
218 |
194,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
1,9 |
2,6 |
3,3 |
3,4 |
2,8 |
Наличная национальная валюта и депозиты |
1,9 |
2,6 |
3,3 |
3,4 |
2,8 |
Банки |
162,4 |
170 |
191,3 |
196,4 |
164,6 |
Долговые ценные бумаги |
2,5 |
2,4 |
2,0 |
1,9 |
1,5 |
Текущие счета и депозиты |
24,9 |
23,7 |
24,3 |
23,1 |
17,0 |
Долговые ценные бумаги |
1 |
0,8 |
0,7 |
0,4 |
0,1 |
Депозиты |
15,8 |
9,6 |
13,0 |
13,5 |
8,9 |
Прочие секторы |
235,3 |
246,1 |
272,5 |
275,7 |
249,9 |
Долговые ценные бумаги |
5,8 |
5 |
4,6 |
2,8 |
0,8 |
Внешний долг частного сектора |
280,2 |
299,3 |
337,1 |
356,5 |
318,1 |
Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе