Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

Местным органам власти принадлежит  заметная роль в регулировании размещения производительных сил – целевом  использовании земель. Экономические, финансовые и административные меры, принимаемые местными органами власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают  условия для повышения конкурентоспособности  частных предприятий.

Широкое участие местных администраций  в финансировании базисных отраслей экономики, а также в затратах на образование, здравоохранение, охрану и использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды способствует организации  новых рабочих мест, расширению занятости  населения.

Наряду с традиционным финансированием  из местных бюджетов таких служб, как полицейская, пожарная, санитарная, рекреационная, все чаще из бюджетов выделяются средства на развитие экономической  инфраструктуры (в частности, капиталоемких  и требующих государственного контроля объектов: строительство мостов, дорог  и т. д.)

Подобное финансирование – важное условие повышения конкурентоспособности  американских компаний на внешнем и  внутреннем рынках. Кроме того, улучшаются условия для привлечения промышленных предприятий в определенные районы, создается благоприятный инвестиционный климат. Расходы на финансирование инфраструктуры позитивно сказываются на развитии экономики, так как местные органы власти в числе прочих поддерживают базовые отрасли экономики (транспортную, машиностроительную, строительство). Доля местных бюджетов в общегосударственных расходах на инфраструктуру весьма значительна: в среднем за 90-е годы до 40%. Средства местных бюджетов используются для расширения государственного потребления (финансирование закупок товаров и услуг, капиталовложений в торговлю, транспорт и др., выплата зарплаты). В 90-е годы по всем позициям их величина составила около 50%.

Местные органы власти осуществляют жилищное строительство для тех, чьи доходы ниже среднего уровня. Доля местных бюджетов в финансировании жилищных программ в среднем превышает 50% общенациональных расходов.

Самая крупная статья расходов местных  администраций в США приходится на образование. За период с 1990 по 1996 г. затраты на образование из местных  бюджетов выросли почти на 27,2%.

Меньше всего средств из местных  бюджетов выделяется на социальное вспомоществование: на них приходится 17,5 млрд. долл., или 17,8% расходов; 57,2 млрд. долл., или 58,6% этих расходов, берет на себя федеральное правительство; 23,1 млрд. долл., или 23,6% поступает, из бюджетов штатов.

Суммарные расходы всех органов  местного самоуправления в 1990 г. составили 581 млрд. долл. (26,1% консолидированного бюджета США), в 1996 г. – 794 млрд. долл. (примерно 28%). Увеличение расходов местных  бюджетов говорит об усилении экономической  деятельности государства вообще и  о повышении роли местных органов  власти в осуществлении государственных  мероприятий, в частности (см. табл. 1, прил. 1).

Доходные статьи местных бюджетов в основном опираются на поимущественный  налог (в отдельных муниципальных  образованиях до 75% всех налоговых поступлений), общие и выборочные налоги с продаж в некоторых случаях – до 30% всех налоговых поступлений.

Доходная часть бюджетов низших эшелонов власти формируется из трех источников: налоговые поступления; неналоговые поступления; субсидии федерального и штатских правительств.

Федеральная помощь – это средства, получаемые от правительства в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно разделить  на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются  сообразно обстоятельствам –  по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых  федеральных социально-экономических  программ. Федеральная и штатская помощь в местных бюджетов в 1990 г. составляла 190,7 млрд. долл. (32,8%), в 1996 г. – 270,5 млрд. долл. (33,6%).

За исключением помощи федерального и штатского правительства, все  источники поступлений в бюджеты  являются собственными доходами местных  правительств.

К неналоговым источникам доходов  местных бюджетов относятся: доходы от предоставления коммунальных услуг, доходы от продажи муниципальной  собственности, доходы страховых фондов, доходы от продажи облигаций, ряд  административных удержаний, сборы, платежи  за лицензии, штрафы, пошлины и т. д. Всего неналоговые доходы в  собственных источниках дохода в 1990 г. составляли 188,3 млрд. долл., или 48,3 и 32,4% общих доходов местных бюджетов, а в 1996 г. 262,7 млрд. долл. (соответственно 49,2 и 32,6%).

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет на примере РФ.

Оценка структуры  бюджета РФ за 2008-2010 годы.

6 июля 2007 года Государственной  Думой Российской Федерации   был принят Федеральный Закон  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Данный нормативный  акт был одобрен Советом Федерации  11 июля 2007 года. Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию РФ при учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Основные характеристики бюджета на 2008 год, которые закладывались, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35000 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0% (декабрь 2008 года по отношению к декабрю 2007 года):

  1. общий объем доходов федерального бюджета в сумме                             6 644 447 448,0     тыс. рублей, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
  2. общий объем расходов федерального бюджета в сумме  
    6 570 297 744,0 тыс. рублей;
  3. объем нефтегазового трансферта - 2 135 000 000,0 тыс. рублей;
  4. нормативную величину Резервного фонда в сумме  
    3 500 000 000,0 тыс. рублей;
  5. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
  6. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США;
  7. профицит федерального бюджета в 2008 году в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год были определены, исходя из прогнозируемого  объема валового ВВП в размере    44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5% (декабрь 2009 года по отношению  к декабрю 2008 года):

    1. общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме                     2 351 908 015,0 тыс. рублей;
    2. общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме                   7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей;
    3. объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме                                 2 103 570 000,0 тыс. рублей;
    4. нормативную   величину   Резервного    фонда    на   2009  год в сумме     3 969 000 000,0 тыс. рублей;
  1. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей;
  2. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США.
  3. прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме  14 292 951,2 тыс. рублей и  равенство объема доходов и расходов федерального бюджета в 2010 году.

       В 2010 году относительно бюджета 2008 года расходы выросли по всем  статьям и составили 9 886, 9 млрд. руб.

         Доходы в 2010 также увеличились  по сравнению с 2008 годом и  уменьшились по сравнению с  2009. В итоге они составили 6 950, 01 млрд. руб.

Проанализировав  тенденцию  доходов и расходов за период 2008-2010 годов, мы можем сделать следующие  выводы:

    1. Наибольший объём доходов пришёлся на 2009 год, в 2010 году он снизился примерно на 600 млн. руб.
    2. Расходы в 2010 году значительно выросли по сравнению с 2008 и 2009 годом. По сравнению с 2008 годом они увеличились более, чем на млрд. руб., а по сравнению с 2009-более, чем на 2 млрд. руб.

Формализовано структура доходов  и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы представлена в таблице 1.

Таблица 1: «Структура доходов  и расходов бюджета РФ за 2008-2009 годы»1

Показатели

2008 год, млрд. руб.

Удельный  вес, %

2009 год, млрд. руб.

Удельный вес, %

Темп роста, %

Доходы всего

6673,20

100,0

7421,20

100,0

111,21

В том числе:

         

Ненефтегазовые

4207,50

63,05

5035,40

67,85

119,68

Нефтегазовые

2465,70

36,95

2385,80

32,15

96,75

В том числе:

         

Нефтегазовый трансферт

2120,00

31,76

2093,00

28,20

98,73

Резервный фонд

332,00

4,97

292,80

3,95

88,19

Фонд будущих поколений

13,70

0,21

-

-

-

Расходы всего

6500,30

100,0

7361,90

100,0

113,25

В том числе:

         

1) Процентные

188,51

2,90

397,13

5,39

210,66

2) Непроцентные

6311,79

97,10

6964,77

94,61

110,34

Из них:

         

а) Бюджетам других уровней

937,01

14,41

926,26

12,58

98,85

б) Государственным внебюджетным фондам

1326,17

20,40

1504,65

20,63

113,45

3) Условно-утвержденные

-

-

184,00

2,50

-

Ненефтегазовый дефицит

2292,80

35,27

2326,50

31,60

101,47

Нефтегазовый трансферт

2120,00

32,61

2093,00

28,43

98,72

Источники финансирования дефицита:

172,80

2,65

233,50

3,17

135,12

Привлечение

547,07

8,41

569,34

7,73

104,07

Погашение

374,27

5,75

335,84

4,67

89,73

Внешние источники финансирования дефицита:

155,77

2,39

99,66

1,35

63,97

Привлечение

37,46

0,57

28,18

0,38

75,23

Погашение

193,23

2,97

127,84

1,73

66,15

Внутренние источники  финансирования дефицита:

328,57

5,06

333,16

5,78

101,39

Привлечение

509,61

7,83

541,16

9,40

106,19

Погашение

181,04

2,78

208,00

3,61

114,89

Государственный долг РФ:

2911,17

44,74

3325,73

57,75

114,24


Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о  том, что федеральный бюджет за 2008 год исполнен по доходам в сумме 6673,2 млрд. рублей или 103,3% к утвержденным доходам; по расходам – 6500,30 млрд. рублей, или 97,7% к уточненной росписи. Таким  образом, по предварительным оценкам, профицит бюджета предварительно составил 172,90 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета за январь - декабрь 2008 года, принесенные Федеральной налоговой  службой составили 4 072,80 млрд. рублей, что составило 101,5% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2008 год. Доходы Федеральной таможенной службы в бюджет составили 4 трлн. 684,32 млрд. рублей, что составляет 101,6% к  прогнозным показателям доходов  федерального бюджета на 2008 год. Доходы в бюджет, принесенные Федеральным  агентством по управлению государственным  имуществом составили 79,15 млрд. рублей, или 134% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2008 год. Другими федеральными органами было принесено доходов в бюджет за прошлый год в размере 421,8 млрд. рублей, или 149,5% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2008 год.

По состоянию на 1 января 2009 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте  составил 4 027,64 млрд. рублей, Фонда национального  благосостояния - 2 584,49 млрд. рублей.

Дополнительные доходы федерального бюджета в 2009 году составили 618 млрд. рублей, при этом нефтегазовые доходы бюджета составили 1,267 трлн. рублей, но снизились доходы от внешнеэкономической  деятельности (на 346 млрд. рублей), а  также бюджет потерял на курсовой разнице 371 млрд. рублей.2

Таким образом, доходы бюджета  в 2009 году по сравнению с 2008 выросли  на 748,2 млрд. руб., расходы – на 861,6 млрд. руб., следовательно, профицит бюджета  в 2009 году снизился по сравнению с 2008 годом на 113,4 млрд. руб.  и составил 59,3 млрд. руб., вместо 172,9 млрд. руб. в 2008 году. При этом нефтегазовые доходы выросли на 827,9 млрд. руб., а нефтегазовые – сократились на 79,9 млрд. руб., что произошло из-за значительного снижения стоимости барреля нефти.

Резервный фонд в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом на 39,2 млрд. руб., что в процентном отношении  составило 11,8%.

Расходы госбюджета в 2009 году выросли по сравнению с 2008 годом  на 861,6 млрд. руб., или на 13,25% и составили 7361,90 млрд. руб. вместо 6500,30 млрд. руб. в 2008 году.

Определенный интерес  представляет динамика госдолга России.

 

Таблица 2: «Динамика внешнего государственного долга РФ за 2008-2009 года».3

Государственный долг Российской Федерации в 2008 году

Сумма, млрд. руб.

Дата 

01.01.08

01.04.08

01.07.08

01.10.08

01.01.09

Внешний долг Российской Федерации всего:

463,9

483

534,5

540,8

479,4

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении

183,7

183,7

197,4

184,4

161,3

В том числе:

         

Органы государственного управления

37,4

36,9

34,7

32,6

29,5

Краткосрочные обязательства

55,5

57,4

65,9

68,7

46,3

Прочие долговые обязательства

3,6

4,1

4,1

4,2

4,4

Просроченная задолженность

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

Долгосрочные обязательства

168,7

168,2

176,8

162,7

145,5

Долговые ценные бумаги

24,1

23,7

22,1

20,6

17,6

Ссуды и займы

174

199,3

213,7

218

194,9

Органы денежно-кредитного регулирования

1,9

2,6

3,3

3,4

2,8

Наличная национальная валюта и депозиты

1,9

2,6

3,3

3,4

2,8

Банки

162,4

170

191,3

196,4

164,6

Долговые ценные бумаги

2,5

2,4

2,0

1,9

1,5

Текущие счета и депозиты

24,9

23,7

24,3

23,1

17,0

Долговые ценные бумаги

1

0,8

0,7

0,4

0,1

Депозиты

15,8

9,6

13,0

13,5

8,9

Прочие секторы

235,3

246,1

272,5

275,7

249,9

Долговые ценные бумаги

5,8

5

4,6

2,8

0,8

Внешний долг частного сектора

280,2

299,3

337,1

356,5

318,1

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе