Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:40, курсовая работа
В данной работе, я попытаюсь изложить в краткой форме теоретические аспекты финансовой политики, а также дать характеристику финансовой политики Российской Федерации на современном ее этапе. Кроме того, я опишу основные запланированные направления развития РФ в будущем.
Введение
Глава 1. Финансовая политика: сущность, особенности формирования и реализации
1.1 Государственная финансовая политика
1.2 Финансовая политика предприятий
Глава 2. Финансовая политика РФ на современном этапе
2.1 Черты современной политики РФ
2.2 Проблемы развития РФ
Глава 3. Перспективы развития финансовой политики России
3.1 Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р
Заключение
Список литературы
3. Политика ограничения
деловой активности (сдерживающая)
направлена на уменьшение
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта. [7]
Ресурсами финансовой политики являются:
1. Величина развития
2. Величина собственного финансового капитала.
3. Степень развития финансовой инфраструктуры.
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. [9]
Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, возможна лишь при принятии соответствующих нормативных документов. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством с одной стороны, субъектами хозяйствования и населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности, взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом.
В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.
Финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны, они ограничиваются бюджетом и местными налогами. [5]
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые проводятся в процессе решения основных задач государства в области управления. К этим преобразованиям, в частности, относятся:
н капитализация просроченной налоговой задолженности предприятий в акции и их последующая продажа государством;
н передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
н инвентаризация федеральной недвижимости и создание полного реестра федеральной собственности;
н вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
н разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий;
н усиление государственного регулирования в сферах управления приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, процедурой банкротства, погашением задолженности перед федеральным бюджетом субъектов естественных монополий и их контроля. [3]
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Финансовая политика обслуживается государственным бюджетом. Целевая направленность финансовой политики определяет источники формирования государственного бюджета. Наряду с традиционными источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в государственные внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления - доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле. При превышении расходов над доходами государственного бюджета финансовая политика предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций. [13]
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста ВВП и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества. [7]
1.2 Финансовая политика предприятий
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижения целей ведения бизнеса.
Цели финансовой политики предприятий:
а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
в) лидерство в борьбе с конкурентами;
г) максимизация рыночной стоимости предприятия;
д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
е) рост объемов производства и реализации;
ж) максимизация прибыли;
з) минимизация расходов;
и) обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Приоритетность той или иной цели предопределяется, прежде всего, целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм. [6]
Основные направления финансовой политики предприятия:
1) анализ финансово-
2) разработка учетной и налоговой политики;
3) выработка кредитной политики предприятия;
4) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
5) управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
6) выбор дивидендной политики. [15]
Глава 2. Финансовая политика РФ на современном этапе
На протяжении 90-х гг. Россия приближалась к финансовому кризису. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения привели к резкому снижению уровня жизни населения.
Все это стало предпосылкой финансово-банковского кризиса. [3] Производились крупные заимствования для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. [5] Государственная финансовая политика была долгое время оторвана от решения задач социально-экономического развития общества, зачастую носила самодостаточный характер. Она была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Однако реформы осуществлялись со значительными издержками для населения. [6] В августе 1998г. государство оказалось не в состоянии погасить свои обязательства по заимствованиям. Финансовый кризис привел к перераспределению ресурсов и накоплению национального богатства в пользу небольшой группы лиц из финансово-банковского сектора, участвующих в спекулятивной игре на рынке капиталов, валютном и фондовом рынках и переводе валютных активов на зарубежные счета. [3]
Цель финансовой политики должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. В качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека. При этом в отдельных регионах целью финансовой политики должно быть временное сохранение уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения. [9] Также можно привести более конкретные примеры предпочтительных направлений развития финансовой политики: в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики. [14]
2.1 Черты современной политики РФ
1. Признание свободы
2. Введение разнообразных форм хозяйствования.
3. Приватизация государственной собственности и переход к рыночной экономике.
4. Отказ государства от директивного управления.
5. Переход отношений предприятия и государства на налоговую основу. [4]
На смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.
Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, применяется и горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.
Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов.
Появился страховой рынок - создаются независимые частные страховые компании, вводятся новые отрасли и виды страхования, изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней. [7]
Российская Федерация, как и большинство ее субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, некомплексное освоение месторождений и т.д.). В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж.
Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в том числе тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов. [9]
Финансовую систему РФ можно представить в виде схемы (см. Приложение).
Правительство России планирует финансовую политику исходя из того, что цена на нефть сорта Urals в 2006г. будет составлять около 34 доллара за баррель, а в 2007 - 2008 - примерно 33 - 33,5 доллара за баррель. Об этом сообщил министр финансов России А. Кудрин на банковской конференции в Вашингтоне. Он отметил, что данные оценки “консервативны”, то есть сознательно занижены. По мнению министра, это разумно, поскольку ослабляет зависимость российской экономики от сохранения сверхвысоких цен на энергоносители. А. Кудрин сообщил, что накануне были утверждены основные параметры бюджета России на ближайшие 3 года. Предусмотрено сохранение устойчивого профицита, который в будущем году должен составить 1,6% ВВП. [14]
Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода, высказался об актуальной финансовой политике России:
“Состояние российского бюджета позволяет утверждать, что в ближайшие несколько лет страна будет успешно контролировать
экономическую ситуацию и сможет избежать серьезных кризисов. Об этом свидетельствует и достаточно ответственная и консервативная финансовая политика предшествующих лет. В пользу этого тезиса говорит и то, что последний период высоких цен на нефть мы прошли без бурной экспансии бюджетных обязательств. Это и накопленные резервы, которые многократно превышают резервы, которыми когда-либо располагал Советский Союз. Все это создает задел прочности на ближайшие 2 - 3 года. Разумеется, речь идет именно о двух - трех годах. Советский Союз в 1985г. имел безупречный валютный рейтинг. И мог привлекать кредитные ресурсы в практически неограниченных масштабах. После того как цены на нефть упали в 6 раз, это помогло ему ровно на 3 года. С 1988г. ситуация стала очевидно неуправляемой.
Мы сегодня находимся в более комфортном положении. Мы не являемся крупнейшим в мире импортером зерна. В этой связи каждодневная жизнь не зависит от колебаний платежного баланса в краткосрочной перспективе. Экономика куда более гибкая по сравнению с советской. Но все это, разумеется, не избавляет от рисков в более длительной перспективе, которые существуют у всех стран, зависящих в значительной степени от колебаний сырьевых рынков.
Истекающий срок полномочий действующего президента в этом смысле - не более чем фон. Мы не видим серьезных факторов риска для дестабилизации экономической ситуации в России до 2008г. Разумеется, это не означает, что их вовсе нет. Риски связаны с объективными ограничениями мощностей инфраструктуры. [8]
2.2 Проблемы развития РФ
Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:
а) низкая эффективность государственного управления;
Информация о работе Финансовая политика: сущность, особенности формирования и реализации