Финансовая политика в период НЭПА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики.
В 1921 г. финансовая реформа была жизненно важной мерой, которая позволяла стабилизировать товарно-денежные отношения, ликвидировать инфляцию, повысить роль государства как гаранта новой экономической политики.

Содержание работы

Введение
1. Новая экономическая политика
2.Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
2.1. Деноминация.
2.2. «Червонец».
2.3. Фондовые биржи.
2.4. Выкуп совзнаков.
2.5. Налоговая реформа.
2.6. Кредитная система.
2.7.Первый государственный хлебный заем.
2.8. Акционерные банки.
2.9. Коммерческий кредит.
2.10. Внешняя торговля.
3.Крах денежной реформы.
4.Последствия НЭПа.
4.1.Позитивные итоги НЭПа.
4.1.Негативные итоги НЭПа.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика в НЭП.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Новая экономическая  политика 

4

2.Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере

4

2.1. Деноминация.

6

2.2. «Червонец».

6

2.3. Фондовые биржи.

6

2.4. Выкуп совзнаков.

7

2.5. Налоговая реформа.

7

2.6. Кредитная система.

8

2.7.Первый государственный  хлебный заем.

8

2.8. Акционерные банки.

9

2.9. Коммерческий кредит.

9

2.10. Внешняя торговля.

10

3.Крах денежной реформы.

11

4.Последствия НЭПа.

 

4.1.Позитивные итоги НЭПа.

12

4.1.Негативные итоги НЭПа.

13

Заключение

14

Список использованной литературы

16

   

ВВЕДЕНИЕ

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся  в Советской России и СССР в 20-е  годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом  РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики.

В 1921 г. финансовая реформа была жизненно важной мерой,  которая позволяла стабилизировать товарно-денежные отношения,  ликвидировать инфляцию, повысить роль государства как гаранта новой экономической политики.

В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные  дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман.

В данной работе вкратце изложена сущность НЭПа. Рассмотрены основные направления в финансовой реформе периода НЭПа. Сделаны выводы о влиянии изменений в финансовой политике на экономику страны. Вынесены позитивные и негативные итоги.

 

 

 

 

 

 

1. Новая экономическая политика

В марте 1921 года правительство  Советской России принимает решение  о немедленном переходе к Новой  экономической политике (НЭП). Центральным  звеном этого перехода явилась замена так называемой продразверстки продналогом. Если продразверстка периода Военного коммунизма предусматривала практически  полное безвозмездное изъятие сельскохозяйственной продукции у производителей в  общегосударственные фонды на нужды  армии, городского населения и государственного аппарата, то продналог предполагал  дифференцированные по территориям  нормы для сдачи государству  части сельскохозяйственной продукции  по твердым ценам. Оставшуюся после  уплаты продналога продукцию крестьяне  использовали по своему усмотрению и  могли свободно продавать по договорным ценам или обменивать на продукцию  промышленности.

Промышленность переводилась на коммерческий расчет. Промышленным предприятиям предоставлялось право  самостоятельно распоряжаться своими ресурсами и устанавливать условия оплаты труда работников в зависимости от качества и количества труда. Вся продукция должна была продаваться, а материальные ресурсы и рабочая сила оплачивались из вырученных денег. Вводились платные услуги населению. Предусматривались выпуски различных займов и ликвидация бюджетного дефицита.

Таким образом новые экономические отношения были непосредственно связаны с расширением и совершенствованием товарно-денежных отношений.

 

2.Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере.

 

У истоков этой сложной  и огромной работы  стоял  нарком  финансов  Г.Я.

Сокольников, который еще  в 1918 году возражал против  безудержной  денежной эмиссии. Но в тот момент Сокольников не был понят, эмиссия продолжалась,  и только чудом не был воплощен в жизнь план  полного  аннулирования  денег  и закрытия наркомата финансов за ненадобностью. Позже В.И.  Ленин  признавал, что этот важнейший  наркомат  в  годы  гражданской  войны  был  практически разрушен, ликвидирован на 90%.

Теперь, в новых хозяйственных  условиях,  для  оздоровления  финансовой

системы следовало, с одной  стороны, снять запреты на все  виды  торговли.  С

другой стороны, надо было ликвидировать огромный  бюджетный  дефицит  путем резкого  сокращения  государственных  расходов   и   развития   эффективной налоговой системы. Эти  мероприятия  позволяли  ликвидировать  колоссальный «денежный навес», образовавшийся за предыдущие годы. Наркомфин во  главе с Сокольниковым настаивал на том, чтобы снять с государственного  обеспечения массу мелких  убыточных  предприятий,  сократить  огромный  бюрократический аппарат советских учреждений и численность бойцов Красной Армии.

Г. Сокольников постоянно  подчеркивал,  что  государство  и  предприятия

промышленности и торговли не должны ничего давать друг другу  бесплатно,  а

только на  основе  хозяйственного  (финансового)  расчета.  Но  большинство

«красных хозяйственников» не соглашались с  этим  и  требовали  все  больше

денег,  настаивали  на  дополнительной  эмиссии.   Они   выступали   против

Сокольникова, упрекая его  в стремлении к «диктатуре Наркомфина».

Под руководством Г. Сокольникова заново создавались финансовые органы вцентре и на  местах,  подбирались квалифицированные работники.  Так,  для подготовки денежной реформы был приглашен опытный  финансист  Н.Н.  Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы, С.Ю. Витте в 1895-1897 годах.

В течение всего 1922 года шла  острая дискуссия  о  том,  как  проводить

денежную реформу, что  взять  за  мерило  ценности  при  переходе  на  новые

деньги. Предлагался так  называемый «товарный рубль». Который  был бы  связан лишь со средним курсом товаров, или с  товарным  индексом.  Сокольников  же настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922 года было  решено  проводить реформу на основе золотого стандарта.

 

2.1. Деноминация.

Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных  знаков,  то есть  изменение их нарицательной  стоимости  по  определенному  соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году  были  выпущены  так  называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей.  В 1923  году были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1  млн.  прежних денег и 100 рублям образца 1922 года.

 

2.2. «Червонец».

Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922 года  была выпущена в обращение новая советская валюта – «червонец», приравненный к 7,74 г чистого золота, или к дореволюционной золотой десятирублевой   монете. Новые  «золотые  банкноты»   на   25%   обеспечивались   золотом,   другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75% -  легко  реализуемыми товарами, векселями и  прочими  обязательствами.  Выпуск  червонца  означал перелом  в  развитии  финансовой  системы  России.  Было  строго  запрещено использовать   червонцы   для    покрытия    бюджетного    дефицита.    Они предназначались,  прежде   всего,   для   кредитования   промышленности   и коммерческих операций в оптовой торговле. И хотя на 1 января 1923 года  доля  червонцев  в  денежной  массе  была ничтожна – всего 3%, во втором полугодии они почти  вытеснили  совзнаки  из крупного хозяйственного оборота. Уже осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы, порой даже снижая цены, лишь бы получить «золотые банкноты». Устойчивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк  обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу.

 

2.3. Фондовые биржи.

Осенью 1922 года были созданы  фондовые биржи,  где  разрешалась  купля-продажа валюты, золота,  облигаций  государственных  займов  по  свободному курсу. Если курс червонца поднимался выше  официального  паритета,  Госбанк скупал золото  и  иностранную  валюту  на  бирже,  выпуская  дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в  течение  1923  года курс червонца повышался  по отношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января 1924 года курс доллара на московской  бирже  составлял  2  рубля  20 копеек, то к 1 апреля 1924 года он достиг 1 рубля 95,5  копеек  и  на  этом уровне остановился. То же самое происходило с фунтом  стерлингов,  франком, маркой и другими валютами. Уже в 1925  году  червонец  стал  конвертируемой валютой, он официально котировался  на различных валютных биржах мира.

 

2.4. Выкуп совзнаков.

    Заключительным  этапом реформы была процедура   выкупа совзнаков. В марте 1924 года был определен фиксированный курс  из  расчета 50  тыс.  рублей совзнаками 1923 года за 1 рубль золотом казначейскими билетами. Но так как деноминация 1923 года приравняла в свое время 1 руб. образца 1923 года к  1 млн. руб. знаками дореволюционного и революционного образцов до  1921  года включительно, то это означало обесценивание бумажного рубля в 50 млрд. раз. Но это была не самая рекордная цифра. Если говорить о мировой практике,  то в тот период Германия превзошла ее.

 

2.5. Налоговая  реформа.

Одновременно с денежной была проведена и налоговая реформа. Уже в конце 1923  года  основным  источником  доходов государственного  бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а  не  налоги  с  населения.  Логическим следствием возврата к рыночной экономике, был  переход  от  натурального  к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. И, хотя  процесс проходил очень медленно, основная линия просматривалась  достаточно  четко.  В  этот период активно разрабатываются  новые источники получения денежного налога.

В период между августом 1921  и февралем 1922 годов были установлены  налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные  воды  и  другие товары. К последнему кварталу 1922 года Сокольников заявил, что треть  всех поступлений бюджета получена за сет денежного налогообложения, меньше трети – за счет выпуска банкнот, а остальная часть – за счет натурального налога.

 

2.6. Кредитная система.

Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возобновил  свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кредитование предприятий промышленности и торговли на коммерческой  основе.  До  тех  пор,  пока  не произошла стабилизация рубля., Госбанк выдавал  ссуды  под  весьма  высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране  возникли  специализированные   банки:   Торгово-промышленный   банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк  для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (1924 года – Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного  строительства  (Цекомбанк)  и   др.   Эти   банки   осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование,  распределяли  ссуды,  назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам.

 

2.7.Первый государственный  хлебный заем.

Летом 1922 года был предпринят еще один шаг к  стабилизации  финансовой системы: была открыта подписка на первый государственный  хлебный  заем  на общую сумму в 10 млн. пуд. ржи в зерне. Государство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, которые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922 года по 31 января 1923 года натурой или наличными деньгами  по полной рыночной цене ржи в день оплаты. Вслед за этим  был  выпущен  6%-ный заем на 100 млн. золотых рублей. Все это  проводилось  с  целью  подготовки условий для  денежной  реформы,  поскольку  облигации  служили  в  качестве внутреннего кредита, а также средством выкупа  обесцененных бумажных денег.

 

2.8. Акционерные  банки.

Была создана целая  сеть акционерных банков,  среди  акционеров  которых

были Госбанк, синдикаты,  кооперативы,  частные  лица  и  даже  иностранные

предприниматели. Эти  банки  кредитовали,  в  основном,  отдельные  отрасли

промышленности. Для  кредитования  предприятий  потребительской  кооперации открывались  кооперативные  банки,  для  сельскохозяйственного  кредита - сельскохозяйственные  банки,  для  кредитования  частной  промышленности  и торговли -  общества взаимного кредита, для мобилизации денежных  накоплений населения  учреждались  сберегательные  кассы.  В  1923   году   в   стране существовало 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло  до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.

 

2.9. Коммерческий  кредит.

Подтверждением рыночного  характера экономики может служить  конкуренция, возникавшая между банками в борьбе  за  клиентов  путем  предоставления  им особо выгодных условий кредитования. Зачастую одни  и  те  же  организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение получил коммерческий  кредит,  то  есть  кредитование  друг друга  различными  предприятиями   и   организациями.   Примерно   половина краткосрочного банковского  кредита  осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в  стране  уже  функционировал  единый денежный рынок со всеми его атрибутами.

 

 

2.10. Внешняя торговля.

Большое  внимание  уделялось  внешней  торговле.  Нарком  финансов   Г.

Сокольников неоднократно подчеркивал, что успешное  экономическое  развитие страны возможно лишь в том случае, если она сможет «хозяйственно  примкнуть к мировому рынку». Вопреки  мнению  Ленина,  который  твердо  настаивал  на государственной монополии внешней торговли. Сокольников (особенно  в 1922 году) выступал за ее  некоторую  либерализацию,  поскольку  это  не  только позволило бы пополнить золотой запас страны, но и обеспечило бы поступления в бюджет от таможенных пошлин, а также  увеличило  бы  емкость  внутреннего рынка. Монополия  внешней  торговли,  по  мнению  Сокольникова,  не  давала возможности полнее использовать   экспортный  потенциал  страны,  поскольку крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту.

Информация о работе Финансовая политика в период НЭПА