Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:27, курсовая работа
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов [1. c. 7].
Финансы - денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования финансов выступают деньги.
Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы. Финансовая политика — целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы.
Введение 3
1. Содержание и значение финансовой политики 4
2. Тактика и стратегия финансовой политики 11
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе 13
4. Тестовые задания 15
Заключение 17
Список литературы 18
ПЛАН
Введение 3
1. Содержание и значение
2. Тактика и стратегия
3. Государственная финансовая
4. Тестовые задания 15
Заключение 17
Список литературы 18
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов [1. c. 7].
Финансы - денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования финансов выступают деньги.
Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы. Финансовая политика — целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы.
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.
В финансовой политике государства конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Актуальность данной темы очевидна: управление финансами в масштабе, как государства, так и отдельного хозяйствующего субъекта невозможно без разработки финансовой политики.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть цели, задачи, формы финансовой политики государства.
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Финансовая политика – это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию. Финансовая политика является лишь средством осуществления государством своей социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
Наряду с государственной
(а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
(б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
(в) лидерство в борьбе с конкурентами;
(г) максимизация рыночной
(д) устойчивые темпы роста
экономического потенциала
(е) рост объемов производства и реализации;
(ж) максимизация прибыли;
(з) минимизация расходов;
(и) обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
К основным задачам финансовой политики государства можно отнести:
(1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
(2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
(3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
(4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
(5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
(1) налоговой политики;
(2) бюджетной политики;
(3) денежно-кредитной политики;
(4) ценовой политики;
(5) таможенной политики;
(6) социальной политики;
(7) инвестиционной политики;
(8) политики в области международных финансов [1. c. 20].
1. Налоговая политика государства.
Налоговая политика – это самая важная часть финансовой политики. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Без налогов государство не может существовать.
Налоговая политика характеризует деятельность государства в сфере налогообложения - установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков и подходов к ним (унифицированный или дифференцированный), установление ставок налогообложения, предоставление налоговых льгот и т.п. Она отображает как потребности государства в средствах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан.
Принципы налогообложения:
(1) Налогообложение не должно носить конфискационного характера.
(2) В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.
(3) Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.
(4) Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.
(5) Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов.
(6) косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.
2. Бюджетная политика
Бюджетная политика представляет собой деятельность по формированию бюджета государства, его сбалансирование, распределение бюджетных средств и т.п. В зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или военное направление. Кроме того, бюджетная политика определяет основы бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы, а также организацию межбюджетных отношений.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему и важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.
В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:
(1) повсеместную экономию государственных средств;
(2) централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
(3) реструктуризацию государственного долга;
(4) инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
В демократическом государстве бюджет — законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям.
3. Денежно-кредитная политика
ЦБ РФ ежегодно представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены кредита» – процента.
Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.
Денежно-кредитная политики имеет несколько элементов: эмиссионная политика; политика стабилизации национальной валюты; кредитная политика.
В рамках проведения эмиссионной политики обеспечивается оптимизация необходимой массы денег в обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также на некоторое увеличение доходов бюджета – так называемых эмиссионных доходов. Второе направление требует особой осмотрительности, поскольку при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции. Если государство не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальное богатство может быть обесценено либо в значительной степени утеряно.
По закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены кредита» выступает как метод влияния на кредитную систему, как рычаг, регулирующий спрос и предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований у ЦБ РФ и удорожание коммерческого кредитования. Предложение денег снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении.
4. Ценовая политика
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.
5. Таможенная политика
Таможенная политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Однако, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами.
6. Социальная политика
Социальная политика государства сводится к следующим мероприятиям: согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов; разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы; реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; регулированию вынужденной миграции.
7. Инвестиционная политика
Инвестиционная политика предполагает: повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами