Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовой политики государства как в целостном ее проявлении, так и в разрезе основных составляющих.
Исходя из цели исследования, определенны следующие задачи:
разобраться в понятии «финансовая политика», её основных целях и задачах;
проанализировать современную политику РФ, выявить основные проблемы в этой области и пути их разрешения на среднесрочную перспективу;
изучить финансовый механизм и его роль в финансовой политике;

Содержание работы

Введение 2
1 Содержание и задачи финансовой политики 4
2 Современная финансовая политика РФ 7
3 Содержание и структура финансового механизма 11
4 Организация муниципальных финансов 14
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

фин.политика курсач.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1 Содержание и задачи финансовой политики 4

2 Современная финансовая политика РФ 7

3 Содержание и структура финансового механизма 11

4 Организация муниципальных финансов 14

Заключение 20

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любое государство  можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных, взаимосвязанных  звеньев дополняющих и развивающих  друг друга.

От правильной работы каждого зависит, как в целом будет функционировать  государство. Одной из таких составляющих является финансовая политика государства, изучению которой посвящена данная работа.

Финансовая  политика является сложным объектом для изучения, т.к. включает в себя большое количество структурных  элементов, без которых невозможно само её существование. Кроме того на сегодняшний день в данной области существует много нерешенных проблем, требующих немедленного разрешения и пристального внимания.

Таким образом, решение данной проблемы имеет как теоритическое, так и практическое значение. От правильности их решения зависит эффективность функционирования всего государства в целом.

Целью данной работы является изучение финансовой политики государства как в целостном ее проявлении, так и в разрезе основных составляющих.

Исходя из цели исследования, определенны следующие  задачи:

  1. разобраться в понятии «финансовая политика», её основных целях и задачах;
  2. проанализировать современную политику РФ, выявить основные проблемы в этой области и пути их разрешения на среднесрочную перспективу;
  3. изучить финансовый механизм и его роль в финансовой политике;
  4. рассмотреть, как осуществляется организация муниципальных финансов на конкретном примере.

Объектом  исследования является социально –  экономическая политика государства. Предмет исследования – финансовая политика государства.

Методологической  основой исследования в курсовой работе явились научные труды  выдающихся ученых, экономистов, нормативно – правовые акты РФ, а также публикации по данной теме.

  Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа.

 

 

1 Содержание и задачи финансовой политики

 

Финансовая  политика государства - это особая форма  деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и  использование для осуществления  его функций.

Финансовая  политика государства является лишь средством осуществления его  социально-экономической политики и выполняет вспомогательную  роль. При этом через финансовую политику осуществляется воздействие  на экономическое и социальное развитие общества.

Проявляется финансовая политика в виде форм и  методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные  потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области  финансов различных государственных  структур.

Содержание  финансовой политики раскрывается в  ее структурных элементах, к которым  относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Финансовая  политика состоит из следующих главных  компонентов:

  1. налоговой политики;
  2. бюджетной политики;
  3. денежно-кредитной политики;
  4. ценовой политики;
  5. таможенной политики;
  6. социальной политики;
  7. инвестиционной политики;
  8. политики в области международных финансов.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение  ВВП между отраслями народного  хозяйства, социальными группами населения, территориями.

К основным задачам финансовой политики можно  отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Субъектами  финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и  исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления  развития финансовых отношений, разрабатывают  конкретные пути их организации в  интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает  стратегию основных направлений  финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и  пути их достижения. В зависимости  от характера поставленных задач  финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических и социальных стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая  тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая  стратегия и тактика тесно  взаимосвязаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

 

 

2 Современная финансовая политика РФ

 

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется большое внимание. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.

Мировой кризис 2008 года негативно повлиял  на экономику Российской Федерации  и указал на слабые места финансовой системы страны. Наиболее ощутимыми  его последствиями стали высокий  уровень безработицы, инфляции, темпы  падения экономических показателей. Снизился ВВП, произошло падение  курса рубля по отношению к  евро и доллару, значительно выросли  процентные ставки по кредитам.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали  влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная  бюджетная политика, позволившая  исполнить в 2011 году федеральный  бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики  Российской Федерации к внешним  негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Правительством  РФ подготовлен многовариантный  прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу 2013-2015 гг.

Проанализируем основные направления финансовой политики в разрезе её основных составляющих – бюджетной, налоговой, таможенной политики, политики в области государственного долга.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. 

В соответствии с Конституцией РФ и ст. 170 БК РФ приоритет  в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Основными задачами бюджетной политики России в среднесрочной перспективе должны стать:

  1. Сокращение нефтегазового дефицита. Бюджетная система Российской Федерации сильно зависит от нефтегазовой отрасли.
  2. Изменение структуры бюджетных расходов, так как в настоящее время она не является оптимальной для стимулирования экономического развития.
  3. Повышение качества финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам.
  4. Повышение эффективности бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект должен соответствовать затраченным средствам.
  5. Проведение реформ межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  6. Избегание постоянных изменений налогового законодательства.

В связи  с задачами бюджетной политики необходимо отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства.

Налоговая политика - это важнейшая часть  финансовой политики курс действий, система  мер, проводимых государством в области  налогов и налогообложения.

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики придерживаются прежнего направления  – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  перспективе. Основными целями налоговой  политики продолжают оставаться поддержка  инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный  уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Таможенно-тарифная политика также является одним из ключевых элементов финансовой политики государства.

В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов  таможенно-тарифная политика будет  осуществляться на условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

На 2013 год  и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу  о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 года. В основном это  коснется таких отраслей, как мясомолочное производство, растениеводство, металлургия, машиностроение.

В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного  позиционирования Таможенного союза  в международной торговой системе  станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ.

Помимо  вышеперечисленных составляющих финансовой политики России невозможно не упомянуть  о политики в области государственного долга РФ.

Министерство  финансов считает необходимым в среднесрочной перспективе ограничить объем госдолга России для сохранения контроля уровня долговой нагрузки.

Планируется, что политика государственных заимствований будет исходить из необходимости стабилизации объема государственного долга Российской Федерации на уровне, не превышающем 15% ВВП, при повышении доли внутреннего долга.

В настоящее время объем госдолга России составляет около 11% ВВП.

Такой подход обеспечит устойчивость федерального бюджета, поскольку позволит в случае внешних шоков увеличить объем госдолга (в основном за счет внешних заимствований) при сохранении контролируемого уровня и структуры долговой нагрузки.

Информация о работе Финансовая политика