Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовой политики государства как в целостном ее проявлении, так и в разрезе основных составляющих.
Исходя из цели исследования, определенны следующие задачи:
разобраться в понятии «финансовая политика», её основных целях и задачах;
проанализировать современную политику РФ, выявить основные проблемы в этой области и пути их разрешения на среднесрочную перспективу;
изучить финансовый механизм и его роль в финансовой политике;

Содержание работы

Введение 2
1 Содержание и задачи финансовой политики 4
2 Современная финансовая политика РФ 7
3 Содержание и структура финансового механизма 11
4 Организация муниципальных финансов 14
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

фин.политика курсач.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Изучение  и корректировка направлений  финансовой политики, на текущем этапе  развития, является одной из наиболее важных задач проводимых в Российской Федерации. Для наиболее точного  отражения сложившейся ситуации в стране и поиска выхода из кризисных  явлений, необходимо прогнозировать ближайшие  события и вырабатывать целевой  план, направленный на среднесрочную  перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, формирование финансовых методов  регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного управления финансами и рационально  обоснованных форм изъятия доходов  юридических и физических лиц  в пользу государства.

 

 

3 Содержание  и структура финансового механизма

 

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой  совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития.  Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя  финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его интересов, что является залогом  эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К основным элементам финансового  механизма относят:

  • финансовые методы;
  • финансовые рычаги;
  • правовое обеспечение;
  • нормативное обеспечение;
  • информационное обеспечение.

Рассмотрим  подробнее данные элементы.

Финансовый  метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. 

Финансовый  рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п. 

Правовое  обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

Информационное  обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается  вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его  участников. В ряде случаев директивный  финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо  интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную  с практическим использованием финансового  механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль.

Все эти  элементы обеспечивают проведение мероприятий  финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических  лиц и граждан.

 

  

4 Организация  муниципальных финансов

 

Основная  задача организации муниципальных  финансов — обеспечение органов  местного самоуправления финансовыми  ресурсами в объеме, достаточном  для самостоятельного решения вопросов местного значения.  Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям. Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, реализующим правомочия муниципального собственника, — один из содержательных признаков муниципальных финансов. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления по смете доходов и расходов обеспечивается деятельность органов управления отдельными населенными пунктами, не являющимися муниципальными образованиями и входящими в состав муниципального образования. Таким образом, организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. 
 Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. 
 Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий. 
 Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти. 
 Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. 
 Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). 
 Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества. 
 Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 
 Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

Рассмотрим на примере Хабаровского края особенности формирования и направления использования средств местного бюджета за последние три года.

Бюджет края на 2010 год формировался в условиях кризисных последствий 2009 года. Благодаря антикризисным мерам ситуация в экономике и социальной сфере улучшилась, укрепилась налогооблагаемая база.  Налогооблагаемая прибыль увеличилась в 2 раза, фонд заработной платы на 10 процентов, среднегодовая стоимость основных фондов на 5,7 процента.

Позитивные  процессы в экономике и социальной сфере края в 2010 году позволили получить в бюджет края дополнительные доходы, обеспечить его сбалансированность.  За 2010 год в доходы бюджета края поступило 74,9 млрд. рублей (118 % к 2008 г), принятые расходные обязательства выполнены в полном объеме - 71,3 млрд. рублей (111 % к 2008 г .), профицит бюджета составил 3,6 млрд. рублей.

В доходах  основная доля поступлений обеспечена за счет собственных налоговых и  неналоговых доходов - 55,6 млрд. рублей или 74,2 процента. Финансовой помощи из федерального бюджета получено 17,7 млрд. рублей, с ростом к уровню 2009 года на 7 процентов. В объеме доходов  она составила 23,6 процента.

По сложившейся  налоговой системе в России основное наполнение доходов бюджета Хабаровского края (свыше 60 %) обеспечивается за счет налогов на прибыль, на доходы физических лиц, налогов на имущество физических и юридических лиц, а также  акцизов.

В исполнении расходной части бюджета основное внимание Правительства края было направлено на сохранение социальных гарантий населению  края.

За три  года расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику возросли в 1,2 раза и в 2010 году составили 46 млрд. рублей, или 64 процента от общей суммы  расходов.

На социальную политику расходы возросли на 29 процентов  и составили 13 млрд. рублей. На своевременную  выплату заработной платы работникам бюджетной сферы направлено 24,7 млрд. рублей, или 35 процентов от общей  суммы расходов. С 1 октября 2010 года заработная плата бюджетников повышена на 10 процентов, расходы возросли   на 1,8 млрд. руб.

В жилищно-коммунальном комплексе   в 2010 году доходы предприятий возросли на 20,5 процентов.    

Из 27,6 млрд. рублей доходов - 55 процентов получено из бюджетов, 30 – платежи населения, 15 процентов -   коммерческих потребителей.

В 2011 году сохраняется тенденция «положительного  формирования бюджета», т.е. бюджет остается в профиците. Консолидированный бюджет Хабаровского края на 2011 год по доходам исполнен в сумме 81,5 млрд. рублей, или с ростом на 8,8 процента к уровню 2010 года.

Как и  в предыдущем году бюджет края формируется преимущественно за счет налоговых и неналоговых поступлений как с физических, так и с юридических лих.  

Налоговых и неналоговых доходов поступило 61,2 млрд. рублей, или 101,4 процента к установленному плану. К уровню 2010 года доходы возросли на 10,1 процента, или на 5,6 млрд. рублей.

Налоговые поступления увеличились на 12,9 процента, из них по налогу на прибыль - на 20 процентов, налогу на доходы физических лиц - на 10,2 процента, налогу на имущество организаций - на 11,6 процента, налогам на совокупный доход - на 17,8 процента, акцизам - на 21 процент.  

Неналоговые доходы снизились к уровню 2010 года на 7,4 процента за счет уменьшения поступлений  доходов от оказания платных услуг  в 2 раза, или на 1,5 млрд. рублей.

Бюджет  края по расходам исполнен в сумме 80,2 млрд. рублей с ростом на 12,2 процента к уровню 2010 года. Расходные обязательства  исполнены без привлечения заемных  средств, снижена кредиторская задолженность, ликвидирован дефицит бюджета. Все  публичные нормативные обязательства  перед жителями края выполнены в  полном объеме. 

Бюджетные ассигнования на финансирование социально-культурной сферы в 2011 году возросли на 22 процента к уровню 2010 года и составили 53,2 млрд. рублей.

Расходы на выплату заработной платы к  уровню 2010 года увеличены на 16,2 процента и составили 28,9 млрд. рублей, или 36 процентов  от общих расходов бюджета края.

В 2011 году местным бюджетам предоставлена  финансовая помощь из краевого бюджета  в размере 17,5 млрд. рублей. 

В целом  краевой бюджет 2011 года остается социально-ориентированным, как и в предшествующем 2010 году.

Формирование  краевого бюджета на очередной 2012год  было осуществлено с учетом существующих тенденции социально – экономической политики, проводимой в целом по всей России. Сюда следует отнести различные социально-ориентированные преобразования, а именно увеличения зарплаты работникам бюджетной сферы, выплаты трансфертов и т.д. В связи с чем уже изначально бюджет края на 2012 год планировался быть социально – ориентированным.

В 2012 году доходы бюджета Хабаровского края составили 68,8 млрд. рублей, а расходы – 78,6 млрд. рублей. Зафиксирован дефицит в размере 9,7 млрд. рублей или 7,3 процента к собственным доходам. Как видно доходы и расходы края существенно уменьшились по сравнению с предыдущими показателями 2010 и 2011 финансового года. К тому же в 2012 наблюдается дефицит. 
 Основные доходы бюджета составили налоговые поступления в размере 56 миллиардов рублей. В структуре налоговых доходов основной объем составили налоги: на доходы физических лиц, на совокупный доход, имущественные налоги. Что же касается неналоговых поступлений, то их доля в доходах городской казны составляет 29 процентов, или 2,1 миллиарда рублей.  
 Основная часть этих денег – это платежи за аренду земли, доходы от продажи муниципального имущества и земли.

Информация о работе Финансовая политика