Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение финансовой политики государства как в целостном ее проявлении, так и в разрезе основных составляющих.
Исходя из цели исследования, определенны следующие задачи:
разобраться в понятии «финансовая политика», её основных целях и задачах;
проанализировать современную политику РФ, выявить основные проблемы в этой области и пути их разрешения на среднесрочную перспективу;
изучить финансовый механизм и его роль в финансовой политике;
Введение 2
1 Содержание и задачи финансовой политики 4
2 Современная финансовая политика РФ 7
3 Содержание и структура финансового механизма 11
4 Организация муниципальных финансов 14
Заключение 20
Список литературы 22
Изучение
и корректировка направлений
финансовой политики, на текущем этапе
развития, является одной из наиболее
важных задач проводимых в Российской
Федерации. Для наиболее точного
отражения сложившейся ситуации
в стране и поиска выхода из кризисных
явлений, необходимо прогнозировать ближайшие
события и вырабатывать целевой
план, направленный на среднесрочную
перспективу. Комплекс этих мер позволит
обеспечить условия для формирования
максимально возможных
Для реализации
финансовой политики используется финансовый
механизм, который представляет собой
совокупность способов организации
финансовых отношений, применяемых
обществом в целях обеспечения
благоприятных условий для
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.
Структура
финансового механизма
Рассмотрим подробнее данные элементы.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный
финансовый механизм, как правило, разрабатывается
для финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует
В этом случае
государством детально разрабатывается
вся система организации
Регулирующий
финансовый механизм определяет основные
правила игры в конкретном сегменте
финансов, не затрагивающем прямо
интересы государства. Такая разновидность
финансового механизма
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Основная
задача организации муниципальных
финансов — обеспечение органов
местного самоуправления финансовыми
ресурсами в объеме, достаточном
для самостоятельного решения вопросов
местного значения. Финансовые средства органов местного
самоуправления должны быть соразмерны
их полномочиям. Принадлежность финансовых
ресурсов органам местного самоуправления,
реализующим правомочия муниципального
собственника, — один из содержательных
признаков муниципальных финансов. За
счет финансовых ресурсов органов местного
самоуправления по смете доходов и расходов
обеспечивается деятельность органов
управления отдельными населенными пунктами,
не являющимися муниципальными образованиями
и входящими в состав муниципального образования.
Таким образом, организация муниципальных
финансов «привязана» к муниципальным
образованиям, в границах которых осуществляется
местное самоуправление.
Необходимость разделения государственных
и муниципальных финансов продиктована
обособленным положением органов местного
самоуправления в системе органов власти.
В своей деятельности органы местного
самоуправления обеспечивают реализацию
права граждан на самостоятельное и под
свою ответственность решение всех вопросов
местного значения, определенных федеральным
законодательством.
Статья 12 Конституции РФ гарантирует,
что местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно. Это
предусматривает, что органы местного
самоуправления приобретают право на
формирование собственных финансовых
ресурсов и самостоятельный выбор направлений
и форм использования денежных средств.
Запрет на произвольное отчуждение финансовых
ресурсов органов местного самоуправления
(ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи
органам местного самоуправления дополнительных
финансовых ресурсов в порядке обеспечения
делегируемых им государственных полномочий.
Самостоятельность местного самоуправления
подкрепляется организационным обособлением
органов местного самоуправления от органов
государственной власти. В соответствии
со ст. 12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Это предопределяет
самостоятельность установления муниципальным
образованием структуры органов управления
местными финансами, форм их взаимодействия,
полномочий конкретных органов и их должностных
лиц. Федеральное законодательство предусматривает
меры по защите органов местного самоуправления,
в том числе органов управления местными
финансами от вмешательств в их деятельность
со стороны органов государственной власти.
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком
местного самоуправления является самостоятельное
формирование местных бюджетов.
Бюджет муниципального образования (местный
бюджет) — форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления
(ст. 14 БК РФ).
Местные бюджеты — центральное звено
местных финансов, в котором мобилизуется
основная часть финансовых ресурсов муниципальных
образований и за счет средств которого
финансируются основные потребности местного
сообщества.
Средства местных бюджетов находятся
в собственности муниципального образования,
что закреплено ст. 49 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Формирование местных бюджетов осуществляется
посредством мобилизации налоговых доходов,
неналоговых доходов, безвозмездных перечислений,
других доходов местных бюджетов.
Рассмотрим на примере Хабаровского края особенности формирования и направления использования средств местного бюджета за последние три года.
Бюджет края на 2010 год формировался в условиях кризисных последствий 2009 года. Благодаря антикризисным мерам ситуация в экономике и социальной сфере улучшилась, укрепилась налогооблагаемая база. Налогооблагаемая прибыль увеличилась в 2 раза, фонд заработной платы на 10 процентов, среднегодовая стоимость основных фондов на 5,7 процента.
Позитивные процессы в экономике и социальной сфере края в 2010 году позволили получить в бюджет края дополнительные доходы, обеспечить его сбалансированность. За 2010 год в доходы бюджета края поступило 74,9 млрд. рублей (118 % к 2008 г), принятые расходные обязательства выполнены в полном объеме - 71,3 млрд. рублей (111 % к 2008 г .), профицит бюджета составил 3,6 млрд. рублей.
В доходах основная доля поступлений обеспечена за счет собственных налоговых и неналоговых доходов - 55,6 млрд. рублей или 74,2 процента. Финансовой помощи из федерального бюджета получено 17,7 млрд. рублей, с ростом к уровню 2009 года на 7 процентов. В объеме доходов она составила 23,6 процента.
По сложившейся налоговой системе в России основное наполнение доходов бюджета Хабаровского края (свыше 60 %) обеспечивается за счет налогов на прибыль, на доходы физических лиц, налогов на имущество физических и юридических лиц, а также акцизов.
В исполнении
расходной части бюджета
За три года расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику возросли в 1,2 раза и в 2010 году составили 46 млрд. рублей, или 64 процента от общей суммы расходов.
На социальную политику расходы возросли на 29 процентов и составили 13 млрд. рублей. На своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы направлено 24,7 млрд. рублей, или 35 процентов от общей суммы расходов. С 1 октября 2010 года заработная плата бюджетников повышена на 10 процентов, расходы возросли на 1,8 млрд. руб.
В жилищно-коммунальном комплексе в 2010 году доходы предприятий возросли на 20,5 процентов.
Из 27,6 млрд. рублей доходов - 55 процентов получено из бюджетов, 30 – платежи населения, 15 процентов - коммерческих потребителей.
В 2011 году
сохраняется тенденция «
Как и в предыдущем году бюджет края формируется преимущественно за счет налоговых и неналоговых поступлений как с физических, так и с юридических лих.
Налоговых
и неналоговых доходов
Налоговые поступления увеличились на 12,9 процента, из них по налогу на прибыль - на 20 процентов, налогу на доходы физических лиц - на 10,2 процента, налогу на имущество организаций - на 11,6 процента, налогам на совокупный доход - на 17,8 процента, акцизам - на 21 процент.
Неналоговые доходы снизились к уровню 2010 года на 7,4 процента за счет уменьшения поступлений доходов от оказания платных услуг в 2 раза, или на 1,5 млрд. рублей.
Бюджет
края по расходам исполнен в сумме 80,2
млрд. рублей с ростом на 12,2 процента
к уровню 2010 года. Расходные обязательства
исполнены без привлечения
Бюджетные ассигнования на финансирование социально-культурной сферы в 2011 году возросли на 22 процента к уровню 2010 года и составили 53,2 млрд. рублей.
Расходы на выплату заработной платы к уровню 2010 года увеличены на 16,2 процента и составили 28,9 млрд. рублей, или 36 процентов от общих расходов бюджета края.
В 2011 году местным бюджетам предоставлена финансовая помощь из краевого бюджета в размере 17,5 млрд. рублей.
В целом краевой бюджет 2011 года остается социально-ориентированным, как и в предшествующем 2010 году.
Формирование краевого бюджета на очередной 2012год было осуществлено с учетом существующих тенденции социально – экономической политики, проводимой в целом по всей России. Сюда следует отнести различные социально-ориентированные преобразования, а именно увеличения зарплаты работникам бюджетной сферы, выплаты трансфертов и т.д. В связи с чем уже изначально бюджет края на 2012 год планировался быть социально – ориентированным.
В 2012 году
доходы бюджета Хабаровского края составили
68,8 млрд. рублей, а расходы – 78,6 млрд. рублей.
Зафиксирован дефицит в размере 9,7 млрд.
рублей или 7,3 процента к собственным доходам.
Как видно доходы и расходы края существенно
уменьшились по сравнению с предыдущими
показателями 2010 и 2011 финансового года.
К тому же в 2012 наблюдается дефицит.
Основные доходы бюджета составили налоговые
поступления в размере 56 миллиардов рублей.
В структуре налоговых доходов основной
объем составили налоги: на доходы физических
лиц, на совокупный доход, имущественные
налоги. Что же касается неналоговых поступлений,
то их доля в доходах городской казны составляет
29 процентов, или 2,1 миллиарда рублей.
Основная часть этих денег – это платежи
за аренду земли, доходы от продажи муниципального
имущества и земли.