Финансовая реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительствафлота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700—1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введённая ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны.

Файлы: 1 файл

история((.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

1.Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительствафлота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700—1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введённая ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но были недолговечны. Объяснялось это прежде всего стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).

 Денежная реформа  Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали  часто появляться недоимки за Ратушей - эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег - нет армии и  флота. Для того чтобы исправить  положение дел, Петр Первый велел  начать перечеканку денег. В то время  неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу, но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты. Раньше копейка  не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей. Правда при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок. Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем - русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов. Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься, Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность. Он ввел до 30 разных налогов для населения: налог на рыболовство; налог на ношение бороды для старообрядцев; даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный и еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения. В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота вырастают. Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами. Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ. Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах. Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет. Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной. Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет. Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1. 

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали  вопросы уменьшения населения страны. Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения  население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков. Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе. Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор. При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян. Сумма налога зависела от количества налога платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи. Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью. 

Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства  должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами

 

 

 

2.В 1722 году Петром I была издана Табель о рангах, устанавливавшая 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. 
Табель о рангах – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии госслужбы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года Императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до ноября 1917 года (на территориях, подконтрольнымбелым и казачьим правительствам до октября 1922 года). 
Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената. Кроме Сената, Табель о рангах рассматривалась в Военной и Адмиралтейской коллегиях, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции Табели принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов. 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Петровская «Табель о  рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII веканекоторые исчезли вовсе.

Военные чины объявлялись  выше соответствующих им гражданских  и даже придворных чинов. Такое старшинство  давало преимущества военным чинам  в главном — переходе в высшее дворянское сословие.

При введении в действие табели о рангах древние русские  чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия.

Единственным регулятором  службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении  всякое значение.

Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено  было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского  класса, на закрепление служилого  характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Манифестом 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской  службе был повышен до V, личное дворянство чиновник получал только с IX класса, служащие в более низких чинах  имели право на статус личных почетных граждан. В военной службе потомственное  дворянство стал давать VIII класс, а  низшие, так называемые обер-офицерские чины, – только личное дворянство.

Указом Александра II от 9 декабря 1856 года планка была повышена: личное дворянство начиналось по всем видам служб с IX класса, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

 

 

Гражданские чины (статские)

Военные чины

I

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса

II

  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер

III

  • Тайный советник (с 1724)

IV[5]

  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)

V

  • Статский советник

VI

  • Коллежский советник
  • Военный советник

VII

  • Надворный советник

VIII[6]

  • Коллежский асессор

IX

  • Титулярный советник

X

  • Коллежский секретарь

XI

  • Корабельный секретарь (до 1834)

XII

  • Губернский секретарь

XIII

  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)

XIV

  • Коллежский регистратор

Чины и звания вне табели о рангах[

Военные чины выше табели о рангах

  1. Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

  1. Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии), кондукто́р во флоте.
  2. Фельдфебель, вахмистр в кавалерии, боцман во флоте, (до 1798 сержант).
  3. Старший строевой унтер-офицер (до 1798 каптенармус, фурьер), боцманмат.
  4. Младший унтер-офицер (до 1798 капрал), квартирмейстер во флоте.

 

 

Государственно- правовые реформы Петра I

3. Формы правовых актов

 

 

      Рассмотрение  непосредственно правовых реформ  Петра I я хотел бы начать

именно с рассмотрения форм правовых актов – источников права. Итак,

источники права при Петре I были следующие.

       Главным  Законом в то время было  Соборное Уложение 1649 года.

      Уставы издавались  для определённого ведомства  (Воинский, Морской) или

регулирования определённой отрасли права (Устав о векселях, Воинский,

Краткое изображение процессов  или судебных тяжб).

      Регламенты (акты учредительного характера)  определяли состав,

организацию, компетенцию  и порядок делопроизводства органов  управления

(Генеральный регламент  1720 г., Духовный регламент 1721 г.).

      Указами  оформлялось учреждение новых  государственных органов и

должностей (Указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.),

введение в действие актов  отраслевого законодательства (Указ о форме суда

1723г.), назначение на должности  (Указ о назначении Позднякова

оберсекретарём Сената 1721 г.). Петром I предпринята попытка разделить

указы на временные и постоянные, присоединив последние к уставам и

регламентам.

      В петровский  период в среднем в год издавалось  около ста шестидесяти

указов. Огромное число нормативных  актов, регламентировавших все сферы

жизни, нуждалось в систематизации.

      В 1695 г.  всем приказам было поручено  составить выписки из статей,

дополнявших Уложение и новоуказные статьи. В 1700 г. издан Указ о

составлении нового Уложения. В 1714 г. распоряжение повторилось, однако,

без результатов.

      Новые правовые  акты дополняли Уложение 1694 г.  и регламенты, в случае

разногласий предпочтение отдавалось новым актам. Кодификационные работы

вновь активизировались в 1720 – 1725 гг. За этот период были подготовлены

проекты частей Уложения о  суде, о процессе в криминальных, розыскных и

пыточных делах, о наказаниях и рассмотрении гражданский дел.

      Для законотворческой  деятельности абсолютизма характерна весьма

подробная, тщательная регламентация  всех сторон общественной и частой

жизни. Особое внимание уделялось  формам правовых актов и правового

регулирования.

      Наиболее  распространённые формы в первой  четверти XVIII в.:

      Регламенты. Всего в этот период было  утверждено семь регламентов.  Они

являлись актами, определявшими  общую структуру, статус и направления

деятельности отдельных  государственных учреждений.

      Манифесты.  Издавались только монархом и  за его подписью и были

обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов

объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях

и акциях, начале войны или подписании мира.

      Именные  указы. Также издавались и подписывались  монархом. В них

формулировались решения, адресованные конкретным государственным

учреждениям или должностным  лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные

указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

      Указы. Могли  издаваться монархом или от  его имени Сенатом и были

нацелены на решение конкретного  дела или случая, введение или отмену

конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В  них содержались

правовые нормы и административные предписания. Адресовывались определённому

органу или лицу и были обязательны только для них. В  форме указа выносились

судебные решения Сената.

      Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся  к определённой сфере

государственной деятельности.

      Попытка  синтезировать вновь принятые  правовые нормы и нормы

действующего Соборного  Уложения осуществлялась на протяжении 1714 –1718 гг.

Необходимость рецепции норм иностранного права, связанная с  изменением

геополитической ориентации страны, потребовала значительной работы по

освоению и переработке  иностранных (шведских, германских, французских,

датских) кодексов в 1719 – 1720 гг.[6]

 

Б ольшое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. С

  1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу

  закона. За период правления  Петра I было принято более  трех тысяч

  правовых актов. Возникали  серьезные трудности в обобщении  и толковании

  этих разнородных и взаимоисключающих  норм. Принцип законности не мог

Информация о работе Финансовая реформа