Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 00:29, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.
Теоретической и методической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме развития финансовой системы государства.
Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов.
Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.
Тем не менее, координация денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан u1086 от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».
Так, в истекшем году регулирование и вектор развития финансового рынка были направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.
В январе 2008 года по вопросам регулирования деятельности банков второго уровня и банковских конгломератов Правлением Агентства были приняты постановления:
- «О внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 марта 2007 года №76 «О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам представления документов в Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.»;
- «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника банка, банковского холдинга, крупного участника страховой (перестраховочной) организации, крупного участника открытого накопительного пенсионного»;
- «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года №262 «Об утверждении Инструкции по размещению части средств банков во внутренние активы»;
- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 года №6 «Об утверждении Правил назначения и деятельности временной администрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда».
В январе 2008 года по вопросам регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов Правлением Агентства было приняты постановления:
- «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 12 июня 2004 года №153 «Об утверждении Правил по ведению учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков (получателей) в накопительных пенсионных фондах».
На очередном заседании Правления Агентства в целях дальнейшего усовершенствования регуляторных и надзорных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг было рассмотрено и принято постановление:
- «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 27 октября 2006 года №223 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами».
В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва 2 сентября 2007 года Глава государства Н.А. Назарбаев поставил перед Правительством Республики Казахстан ряд задач по осуществлению структурной трансформации экономики, необходимой для реализации программы «30 корпоративных лидеров Казахстана» и укрепления финансового рынка страны. В связи с чем, в настоящее время выработаны меры, направленные на развитие фондового рынка Казахстана как альтернативного источника вложений свободных средств населения, создание законодательных механизмов, способных реально обеспечить наполнение фондового рынка.
Так, 27 июня 2007 года утверждена постановлением Правительства Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения.
В настоящее время разработан и находится на согласовании план мероприятий по развитию фондового рынка и повышения инвестиционной активности населения на фондовом рынке на 2007-2009 годы, приложением к которому является перечень организаций с государственным участием, ценные бумаги которых предполагается реализовать через фондовый рынок.
Также следует отметить, что идет работа по разработке Государственной Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», которая определит основные подходы и механизмы реализации прорывных проектов, направленных на диверсификацию экономики, четко обозначит ответственность государства и приоритетность мер государственной поддержки субъектов - участников реализации проектов, что в конечном результате позволит Казахстану войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Со дня принятия Стратегии 2030 прошло десять лет, а это - треть пройденного пути, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что системность подхода Правительства Республики Казахстан к постановке среднесрочных и долгосрочных задач, направленных на реализацию Стратегии «Казахстан-2030» и достижения Казахстана в экономике подтвердили правильность и обоснованность выбранных стратегических приоритетов.
На современном этапе развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты.
Осуществление государственных регулирующих и надзорных функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами: Правительством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.
В связи с этим в конце 90-х годов в республике начали формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам - по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).
В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
Основной целью реформы государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.
Важным фактором развития финансового сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка.
Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
Законодательно определенными задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:
1) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
В своей деятельности Агентство сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется, прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка - создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.
Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Целями государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
2. Принципами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;
2) прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора;
3) стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков;
4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;
5) ответственность органов финансовой организации.
Задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
Не допускается осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы