Финансовая система Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

• Гибкость денежно-кредитной политики ограничивается высоким уровнем долларизации.
• Выпуск казначейских обязательств после 2009 г. является первым шагом в развитии рынков капитала.
• Банковский сектор продемонстрировал положительное значение рентабельности в прошлом году, но его зависимость от внешнего финансирования увеличивается.
• Количество инструментов денежно-кредитной политики ограничено.

Файлы: 1 файл

Финансовая система Грузии.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Дипломатическая академия 
Министерства иностранных дел Российской Федерации

 

 

 

 

 

Экономический анализ

 

 

На тему:

 

«Финансовая система Республики Грузия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Слушатель 2 курса  
Вечернего отделения  
Факультета Мировая экономика 
Иванов Сергей Иванович

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

РЕСПУБЛИКА ГРУЗИЯ

Республика Грузия находится  на юго-востоке Европы и занимает центральную и западную часть  Закавказья. Граничит на севере с Россией (длина границы 723 км), на востоке с Азербайджаном (длина границы 322 км), на юге с Арменией (164 км) и Турцией (длина границы 252 км). На западе омывается Черным морем. Длина береговой линии 352 км. Общая площадь 57,2 тыс.кв. км. (до августа 2008 года 69,7 тыс.кв.км.).

Столица: г. Тбилиси с населением около 1,1 млн. жителей (данные ООН на 2007 год).

Население: 4 585 874 чел. (данные  CIA на июль 2011 г.); состоит из грузин — 83,8%, азербайджанцев – 6,5%, армян — 5,7%, русских — 1,5%, других народов - осетины, греки, курды, ассирийцы, абхазы и др. Плотность населения 61,8 чел. на кв. км. Темпы роста населения на 2011 год -0.326%. Рождаемость 10.73 чел/1,000 жителей (июль 2011г.), смертность 9.92 чел/1,000 жителей (июль 2011). Средняя продолжительность жизни 77,12 лет. Уровень урбанизации 53%. Уровень безработицы 16,4% (2009 г.).

Официальный язык: грузинский.

Климат: Климат Грузии находится под влиянием субтропического климата с запада и Средиземноморского климата с востока. Большой Кавказский хребет служит барьером против холодного ветра с севера. Вдоль побережья Черного моря, от Абхазии до турецкой границы, а также в районе, известном как Колхидская низменность, доминирует субтропический климат с высокой влажностью и обильными осадками (от 1000 до 2000 мм в год, а в черноморском порту Батуми даже 2500 мм в год). В январе-феврале средняя температура составляет 5 °C, а в июле-августе — +24 °C.

Рельеф: сочетаются высокогорный, среднегорный, холмистый, низменно-равнинный, плоскогорный и платообразный рельефы. В полосе Большого Кавказа расположена самая высокая географическая точка страны — вершина Шхара (5068 м). На севере Грузии находится Южный склон Большого Кавказского хребта. Хребты Южного склона Кавказского Хребта — Гагрский, Бзыбский, Кодорский, Сванетский, Харульский, Ламисский, Гудисский, Картлийский, Кахетский; северного — Хохский, Шавана, Кидеганский, Хевсуретский и Пирикитский. В высокогорной полосе страны ярко выражены горно-эрозионные, горно-гляциальные и нивальные формы рельефа, в создании которых главную роль сыграли ледники.

Реки: Речная сеть развита неравномерно. Наибольшей густотой она отличается в Западной Грузии.

 

Природные ресурсы: древесина, гидроэнергетика, месторождения марганца, железной руды, медь, уголь и нефтяные месторождения; приморский климат и почвы способствуют развитию производства чая и росту цитрусовых.

Минеральные ресурсы: Минерально-ресурсный потенциал страны представлен 450 месторождениями полезных ископаемых 27 видов, основными из которых являются: высококачественные марганцевые руды (Чиатура, запасы — 200 млн. т., ежегодная добыча — до 6 млн. т.), каменный уголь (Ткибули; запасы — 400 млн. т.), медные руды (Марнеули, запасы — 250 тыс. т.), нефть (Самгори, Патардзеули, Ниноцминда, промышленные запасы — 30 млн. т.).

Грузия располагает  значительными запасами строительных материалов: бентонитовой глины (17 млн т), доломитов, известняка (200 млн т), глины для производства цемента (75 млн т) и кирпича (47 млн м3), гипса, талька, формовочного песка.

Сельское хозяйство: В Грузии выращиваются пшеница, ячмень, кукуруза, фасоль, табак, подсолнечник, соевые бобы, картофель, овощи, дыни, кормовые культуры, чай, виноград, фрукты, цитрусовые. Наибольшее хозяйственное значение имеют чайные и цитрусовые плантации, виноградники. Пригодные для сельского хозяйства площади составляют 16% общей территории страны. Пригодная для эффективного сельхозоборота площадь земель сокращается вследствие хронической нехватки удобрений, падения культуры обработки земли и т.п. В горных районах развито пастбищное животноводство. Население разводит овец, коз, крупный рогатый скот, свиней.

Промышленность: Основной рост промышленности в последние годы обеспечивается за счёт пищевой промышленности, добычи металлических руд (в основном марганцевых), а также производства металлических и неметаллических изделий. Суммарная доля этих отраслей в структуре промышленного производства (без энергетики) в 2005 году составляла 76 %.

Ведущими отраслями промышленности Грузии являются: пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, эфиромасличных культур, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов), лёгкая (шёлковое, шерстяное, хлопчатобумажное, обувное, трикотажное, швейное производства), машиностроение (производство электровозов, автомобилей, станков в Тбилиси, Кутаиси, Батуми), чёрная металлургия (металлургический комбинат в Рустави, Зестафонский завод ферросплавов, комбинат Чиатурмарганец), цветная металлургия (Марнеульский комбинат), химическая (производство азотных удобрений, химволокна, красок, бытовой химии — в Рустави).

 

Инфраструктура: Аэропорты 22 (в том числе с мощеным покрытием взлетно-посадочной полосы 18, с грунтовым 4). Протяженность автодорог 20329 км., железных дорог 1612 км., газопроводов 1596 км., нефтепроводов 1258 км. Крупные морские порты Батуми и Поти.

Значительная часть  транспортной системы находятся  в плохом состоянии   из-за нехватки обслуживания и ремонта

 

ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

Экономика Грузии имела устойчивый рост ВВП более чем на 10% в 2006-2007 годах, основанный на большом притоке иностранных инвестиций и строгом контроле за государственными расходами. Тем не менее, темпы роста ВВП замедлились в 2008 году после августовского конфликта с Россией, и стали отрицательными.

В 2009 году в результате глобального финансового кризиса сократились прямые иностранные инвестиции и денежные переводы. Основными видами экономической деятельности Грузии являются выращивание сельскохозяйственных продуктов, таких как виноград, цитрусовые и орехи, добыча марганца и меди, а также производство алкогольных и безалкогольных напитков, металлов, машин, самолетов и химических веществ. Страна импортирует почти все свои необходимые запасы природного газа и нефтепродуктов. Грузия имеет значительный потенциал гидроэнергетики. Грузия стремится преодолеть хроническую нехватку энергии и перебоев в поставках газа, произвести ремонт гидроэлектростанций и больше полагаться на импорт природного газа из Азербайджана, а не из России.

Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум, а также железной дороги Карс-Ахалкалаки являются частью стратегии использовать стратегическое географическое положение Грузии между Европой и Азией и развивать свою роль в качестве страны-транзитера газа, нефти и других товаров.

Уровень безработицы  по сотсоянию на 2010 год составил 16,3 %.

 

 

ВВП: в 2011 г. ВВП (по паритету покупательской способности) составил 24,51 млрд. долларов США (около 5,4 тыс. долл. на душу населения). Темп роста ВВП 6,8% (2011 г.), 6.3% (2010 г.), - 3.8% (2009 г.), 2.4% (2008 г.).

 

Финансы: денежной единицей Грузии является грузинский лари, официальный курс которого на апрель 2012 г. составляет 1,628 лари за 1 доллар США, 2,154 за 1 евро. Инфляция в 2010 г. составила 11,2%, в 2011 г. 2%. Бюджет: доходы – 4,07 млрд. долларов США, расходы 4, 73 млрд. долларов США, Дефицит бюджета 4,8% ВВП. Темпы роста промышленности 4%.

Совокупный государственный  долг Грузии на 31.12.2011 г. составил 11,08 млрд. долларов США и 10,77 млрд. долларов США на 31.12.2010 г.

Золотовалютный резерв в 2011 году 2,81 млрд. долларов США, в 2010 году 2,264 млрд. долларов США, в 2009 году 2,11 млрд. долларов США.

Ставка центрального банка Грузии на 31.01.2012 г. 6,5 %.

 

Дефицит бюджета сократился с 9,2% ВВП в 2009 г. до 6,6% в 2010 г. Бюджетные  правила обязывают правительство  сократить дефицит бюджета до 3% ВВП к 2013 г., ограничить расходы  уровнем в 30% ВВП, а долг общественного  сектора - в 60% ВВП. По оценкам S&P, правительство сократит дефицит бюджета до 3% к 2014 г. Правительство планирует провести сокращение расходов опережающими темпами, чтобы повысить устойчивость государственных финансов. Корректировки, обеспечивающие достижение целевого показателя дефицита бюджета на уровне 4,3% в 2011 г., будут затрагивать преимущественно расходную часть бюджета. Экономический рост будет поддерживать увеличение налоговых доходов. Правительство Грузии гордится введением прогрессивных и сравнительно низких налогов, и вряд ли будет их повышать. В январе 2011 г. был принят новый Налоговый кодекс, который предусматривает дальнейшее повышение собираемости налогов за счет улучшения прозрачности, а также повышения акцизов на алкогольную продукцию, черные и цветные металлы. Требование, обсуждавшееся парламентом в 2010 г., в соответствии с которым в случае решения правительства об увеличении ставок основных налогов или введении новых налогов должен быть проведен референдум, не было принято. По нашему мнению, эти меры привели бы к чрезмерным ограничениям на гибкость бюджета.

В октябре 2008 г. Грузия получила помощь от международных организаций  в размере 4,5 млрд долл., включая 1,2 млрд долл. на финансирования проектов частного сектора. К настоящему времени перечислено 2,1 млрд долл., в основном на поддержку бюджета. К концу 2010 г. была утверждена помощь в размере почти 4 млрд долл. Вся сумма (4,5 млрд долл.) может быть одобрена до июля 2011 г., хотя перечисление средств может занять более пяти лет. Основная часть финансирования будет направлена на развитие инфраструктуры. Мы полагаем, что длительность процесса перечисления средств отчасти обусловлена необходимостью обеспечить сокращение дефицита бюджета.

Бремя задолженности и процентных расходов правительства

По оценкам S&P, доля долга в ВВП достигла почти 43% в 2010 г., после чего будет постепенно сокращаться до 38% ВВП. Более 60% совокупного долга Грузии имеет льготные процентные ставки, а более 70% составляет долг международным финансовым организациям.

Внебюджетные и условные обязательства

Уровень финансового посредничества в Грузии оценивается как умеренный. Внутреннее  кредитование частного сектора составляет 33% ВВП и, по оценкам, незначительно повысится - до 35% ВВП - к 2014 г. Банковская система Грузии постепенно восстанавливается после рецессии и войны. В 2010 г. совокупный объем кредитов, выданных банковской системой, увеличился почти на 20%, темпы роста депозитов оказались еще выше - почти 40%, в результате чего отношение объема кредитов к объему депозитов достигло почти 120%. Однако в январе 2011 г. 75% кредитов и 73% депозитов банковской системы были номинированы в иностранной валюте, что, по нашему мнению, может оказать негативное влияние на качество активов и устойчивость показателей банковской системы Грузии. В нашем наименее благоприятном сценарии мы исходим из допущения о том, что доля валовых проблемных активов банковской системы может достичь 35-50% внутреннего кредитования частного сектора.

После агрессивно проводившейся  приватизации 2004-2007 гг. в собственности  государства осталось очень мало крупных предприятий. К ним относятся почтовые, железнодорожные, электрораспределительные и нефтегазовые компании. В ближайшее время приватизация этих компаний не планируется, однако она может произойти в будущем. Большинство условных обязательств связано с принадлежащей государству «Грузинской государственной электросистемой» и ООО «Грузинская железная дорога», которое в 2010 г. выпустило еврооблигации объемом 250 млн долл. Уровень задолженности государственных предприятий ограничивает Министерство финансов, которое является единственным органом, уполномоченным вести переговоры о предоставлении внешних кредитов. ООО «Грузинская железная дорога» - единственная государственная компания, которой было предоставлено это право.

Денежно-кредитная политика: Национальный банк Грузии поставил задачу дедолларизации и снижения уровня инфляции

  • Гибкость денежно-кредитной политики ограничивается высоким уровнем долларизации.
  • Выпуск казначейских обязательств после 2009 г. является первым шагом в развитии рынков капитала.
  • Банковский сектор продемонстрировал положительное значение рентабельности в прошлом году, но его зависимость от внешнего финансирования увеличивается.
  • Количество инструментов денежно-кредитной политики ограничено.

Основным направлением денежно-кредитной политики Национального банка Грузии (НБГ) является политика в отношении валютного курса, а основным монетарным инструментом - 7-дневная возобновляемая кредитная линия по ставке, равной ставке рефинансирования плюс-минус 1,5%. Вместе с тем грузинский лари используется главным образом для трансакционных целей; на фоне сильной зависимости страны от внешнего финансирования это ограничивает влияние денежно-кредитной политики. Порядка 70% депозитов и кредитов номинированы в иностранной валюте, в основном в долларах США. Инфляция по-прежнему составляет почти 10% и в значительной степени зависит от цен на импортируемые продукты питания и сырьевые товары. Под давлением цен на продукты питания и энергоносители в первые месяцы 2011 г. инфляция превысила 10%, и НБГ сосредоточивает внимание на ограничении вторичного влияния этого фактора, добиваясь, чтобы во 2-м полугодии 2011 г. инфляция вернулась на уровень менее 10%.

Кроме того, НБГ корректирует требования к резервам и ликвидности, повысив их в последние месяцы - после снижения в период кризиса. Требования к резервам по валютным депозитам и другим краткосрочным валютным заимствованиям составляют 15% - выше, чем по облигациям в национальной валюте (10%), которые являются одним из многих инструментов денежно-кредитной политики НБГ, направленных на содействие дедолларизации. Резервные требования устанавливаются в большей степени для целей денежно-кредитной политики, чем для целей пруденциального регулирования, и они компенсируются. Кроме того, НБГ применяет более высокие критерии взвешенности по риску для валютных активов. Однако ограничений на использование доллара нет. После 2009 г. валютный курс стал более гибким, а НБГ проводит интервенции реже.

Внешнеторговый  оборот Грузии: в 2011 г. экспорт 2,189 млрд. долл. США, импорт 7,058 млрд. долларов США. Сохраняется устойчивая тенденция роста отрицательного сальдо торгового баланса.

Информация о работе Финансовая система Грузии