Финансовая система и ее звенья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов, образуют финансовую систему страны. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом - это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства. Следовательно, понятие финансовой системы является развитием более общего понятия финансов. Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы.

Файлы: 1 файл

Финансовая система и ее звенья.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

 

Разграничение финансовой системы  на отдельные сферы и звенья обусловлено  особенностями функционирования каждого  звена, различиями в методах распределения  и использования фондов денежных средств и особой ролью в финансовой системе.

Каждое звено финансовой системы выполняет присущие ему  функции. Финансы предприятий участвуют  в создании ВВП, который распределяется внутри предприятий и отраслей экономики. Таким образом финансы предприятий обслуживают материальное производство. Государственный бюджет производит мобилизацию финансовых ресурсов в централизованный фонд государства и производит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, социальными группами населения. Внебюджетные социальные фонды имеют строго целевое назначение. Например, Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий пенсионерам страны.

Таким образом, каждое звено  финансовой системы представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе функционирования которых образуются и используются фонды денежных средств.

Таблица 2. Финансовая система - совокупность финансовых органов  и институтов РФ

 

Государственные финансовые органы и  институты

Негосударственные финансовые институты

Министерство финансов

Фондовые биржи

Федеральное казначейство

Страховые компании

Государственная налоговая служба

Валютные биржи 

Комитет по финансовому мониторингу 

Инвестиционные институты Паевые инвестиционные фонды Инвестиционные чековые фонды Российский союз инвесторов Негосударственные пенсионные фонды

Государственный таможенный

Финансово-промышленные группы Аудиторская  палата России

Комиссия по рынку ценных бумаг 

Союз профессиональных аудиторов 

Российская инспекция государственного страхования

Страховой союз

Федеральное управление по делам о  несостоятельности (банкротстве)

Гильдия финансистов России Федеральный  общественно-государственный фонд по защите вкладчиков и акционеров

Счетная палата Федерального Собрания

 

Государственные социальные фонды (пенсионные, социального страхования, социального  обеспечения)

 

Гильдия финансистов России

 

Государственные специальные экономические  фонды (НИОКР финансового регулирования  в отраслях ТЭК и металлургии, поддержки предпринимательства)

 

Российский финансово-банковский союз

 

Российский центр содействия иностранным  инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли

 

 

В финансовой системе Российской Федерации в последнее десятилетие  произошли существенные изменения  в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход  к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

Современная финансовая система  РФ включает в свой состав следующие элементы:

- государственная бюджетная система:

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- финансы хозяйствующих субъектов.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне экономики, а финансы  хозяйствующих субъектов относятся  к децентрализованным ресурсам и  используются для регулирования  и стимулирования социально-экономических отношении па микроуровне экономики.

Таким образом, финансовая система  РФ состоит из двух сфер: государственные  финансы и финансы хозяйствующих  субъектов. Эти сферы включают в  свой состав звенья финансовой системы .

Центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная  система. Путем ее использования  образуются денежные фонды в форме  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных  или территориальных социально-экономических  планов и программ, обеспечения обороны  и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности  субъектов Федерации, развития местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ бюджетная система -- это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность всех бюджетов страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ включает в свой состав три элемента:

- федеральный бюджет;

- республиканские бюджеты  республик в составе РФ. Краевые  бюджеты, областные бюджеты, городские  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет автономной области, окружные  бюджеты автономных округов;

- бюджеты местных административно-территориальных образований.

Основой построения бюджетной  системы является государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Внебюджетные целевые  государственные фонды - новое звено  финансовой системы Российской Федерации, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Главная причина их создания -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды по целям деятельности делятся на социальные, экономические и отраслевые внебюджетные фонды. Социальные федеральные внебюджетные фонды -- это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, организующие мобилизацию и использование средств в размерах и на цели, регламентируемые государством. К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд обязательного медицинского страхования. Большую часть доходов фондов составляют средства, уплачиваемые работодателями в рамках единого социального налога.

За счет средств Пенсионного  фонда финансируется выплата  государственных пенсий по различным  основаниям, финансируются различные  программы по социальной поддержке  пенсионеров, инвалидов, детей. Фондом осуществляются как постоянные, так  и единовременные денежные выплаты.

Фонд социального страхования  призван способствовать материальному  обеспечению лиц, не участвующих  по разным причинам в трудовом процессе. Средства данного фонда направляются на выплату пособий (в основном, пособий  по временной нетрудоспособности).

Задачами фонда обязательного  медицинского страхования являются: обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации», обеспечение  финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования в регионах, обеспечение прав граждан в системе  обязательного медицинского страхования.

Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита.

Государственный долг может  быть внутренним (порядок образования  и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство  может предоставлять из бюджета  средства для временного использования (в кредит) различным субъектам  в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений  и т.д. Такую форму кредита также  следует считать государственным  кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

Финансы хозяйствующих субъектов  являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают  процесс создания и распределения  общественного продукта и национального  дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий  зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики  на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального  назначения, изыскивают необходимые  им средства для расширения производства продукции, используя кредитные  ресурсы и ресурсы финансового  рынка. Развитие предпринимательской  деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны  государства и вместе с тем  повышению ответственности за фактические результаты работы.

Коммерческими организациями  являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные  организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью  для получения дополнительных доходов  в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы коммерческих предприятий  как часть финансовой системы  охватывает процесс создания, распределения  и использования валового внутреннего  продукта в стоимостном его выражении.

Финансы коммерческих предприятий  представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Некоммерческие организации  занимаются оказанием различного рода услуг. В условиях рыночной экономики  состав финансовых источников этих организаций  и учреждений достаточно широк. Наличие  тех или иных источников формирования финансовых ресурсов у некоммерческих организаций зависят от двух основных факторов: вида услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления.

Услуги могут предоставляться  потребителям на платных, бесплатных началах  и на сочетании тех и других. Если услуги оказываются обществу в  целом, то они, в основном, финансируются  за счет бюджетных источников средств. Часть социально важных услуг  покрывается за счет бюджетных средств  в минимальных объемах, а услуги, связанные с развлечениями граждан  почти полностью финансируются ими же.

Финансы страховых организаций  обслуживают их деятельность, связанную  с оказанием страховой защиты. Страховщик аккумулирует и использует средства страхового фонда в целях  покрытия ущерба страхователей, финансирования затрат по организации страхового дела. Денежный оборот страховщика состоит  из двух относительно обособленных денежных потоков. Один из них связан с оборотом средств, обеспечивающим страховую  защиту, другой -- с организацией страхового дела. Формирование страхового фонда в размерах, достаточных для выполнения финансовых обязательств по возмещению ущерба страхователям, во многом определяет финансовую устойчивость страховщика.

Российское государство  и муниципальные образования  в связи с использованием для  выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих  органов соответствующую -- финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны.

Информация о работе Финансовая система и ее звенья