Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:18, лекция
Сущность и функции финансов.
Бюджет как важное звено финансовой системы. Государственный долг.
Налоги как основной источник средств для бюджета.
Фискальная политика государства и ее виды.
' Тема 12. Финансовая система и фискальная политика
Практические занятий
Рефераты
Литература
Вопрос 1. Сущности и функции финансов
Рыночная экономика представлена не только движением товаров, но и движением денежных средств. В самом общем виде под финансами понимают систему экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств для удовлетворения потребности общества. Субъектами этих отношений могут быть: государство, юридические и физические лица. В финансах денежные отношения реализуются в особых формах. Однако не всякое денежное отношение может быть финансовым. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономические инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Они выполняют следующие функции:
Таких функций деньги не выполняют. Финансовые отношения, в отличии от денежных, более узкие. В них не входят такие денежные отношения как дарение, обмен, обслуживание различного товарооборота и др.
В основе финансов лежат финансовые ресурсы или средства идущие на создание финансов. В качестве их выступают:
-3. пенсионные
средства, свободные средства
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образуют финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из:
Централизованные финансы - это:
а) государственная бюджетная система;
б) государственный кредит;
в) специальные внебюджетные фонды;
г) фонды имущественного и личного страхования.
Децентрализованные финансы - это финансы фирм, предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между, юридическими лицами, юридическими лицами и государством, физическими и юридическими лицами.
Финансы
домохозяйств - это личные финансы
или отношения между
Перечисленные элементы финансовой системы выполняют свои, свойственные им, функции. Так, централизованные финансы мобилизуют ресурсы в доход государства, а затем осуществляется их перераспределение между сферами деятельности, отраслями экономики, регионами, населением. Государство дает кредит, контролирует средства для пенсионного обеспечения, страхует от разных, непредвиденных обстоятельств.
Финансы фирм обслуживают производство.
Финансы домохозяйств — материальная основа жизни людей, их расходы, доходы.
С точки зрения макроэкономического анализа особое место играют государственные финансы, через них проходит примерно 2/3 всех финансовых ресурсов. Это, по сути, государственные финансы. Их основной задачей в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы для выполнения экономических и политических функций. Через государственные финансы мобилизуются ресурсы в доход государства, а затем осуществляется их перераспределение между сферами деятельности, регионами, населением.
Наиважнейшее место в этом принадлежит государственному бюджету. О чем рассматривается особо во втором вопросе.
Особым звеном централизованных финансов является внебюджетные доходы. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные' фонды, фонды занятости населения, специальные правительственные фонды. К последним, чаще всего, относятся: военные фонды, инвестиционные фонды, научно-исследовательские и др. фонды. Часть этих фондов может быть бюджетными. При этом они могут быть как централизованными, так и местными. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные. В соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. Что касается государственного кредита, то он используется для финансирования государстветшых^эасходов. Его основными формами являются государственные займы, казначейсхс*^за^мствованщ?£ средства «-£/ fyoрст*■&&(-!с .
Государственный займ связан с привлечением свободных средств населения, предприятий, организаций, путём выпуска в продажу на финансовом рынке казначейских обязательств, облигаций и др.
Казначейские ссуды - государство выдает ссуды на льготных условиях предпринимателям, организация.
•Заимствованные средства государственного ссудного фонда имеет место тогда, когда центральный банк дает ссуду правительству. Но это порождает инфляцию и используется мало.
Децентрализованные финансы - представлены
как финансы фирм, предприятий
разных форм собственности. На этой основе
возникают отношения между
Финансы домохозяйств - являются материальной основой изменения жизни людей. По сути это личные финансы. Эти отношения возникают между физическими лицами ведущими совместное хозяйство. Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять из одного человека. В него могут входить и те люди которые вносят в него деньги, но членами семьи не являются.
Таким образом каждый из
перечисленных элементов
Под бюджетом понимают роспись доходов и расходов на определенную дату, получивших законодательную основу. Структуры бюджета определяются государственным устройством. В странах имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджет республик (Россия), земель '(Германия), штатов (США). В центральном бюджете концентрируется основное число денежных средств. Потому он так и важен. Бюджет строиться на основе принципов:
Бюджет выполняет ряд функций:
Обычно бюджет имеет годовое исполнение. Но его сроки с началом года не совпадают. В Японии, Канаде и Англии он начинается с 1 апреля, в США с 1 октября и т.д, В самой упрощенной форме бюджет можно представить как баланс доходной и расходной численности. При этом в каждой стране он имеет свои особенности, которые обусловлены функциями, выполняемыми государством.
Основным источником доходов бюджеты являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80-90%. В местных бюджетах налоги дают до 50% всех поступлений. В России в 1997 году из общей суммы доходов бюджета составляют налоговые доходы - 86%, неналоговые доходы - 5,8%. Среди налоговых поступлений выделяют доходы от федеральной собственности, дохода от внешнеэкономической деятельности, дохода от реализации государственных земств в РБ.
Расходы бюджета связаны с функциями государства. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:
Каждая из групп имеет свои подгруппы, уточняющие их целевое назначение.
По доходам в РБ бюджет формируется так:
-акцизы;
В доход бюджета РБ включены средства целевых бюджетных фонов - фонда поддержки правительством сельскохозяйственной продукции, охраны природы, фонда занятости, дорожные фонды. Результативность исполнения бюджета характеризуют понятия профицит и дефицит бюджеты. Состояние профицита возникает когда доходная его часть превышает расходную. Дефицит - это сумма на которую расходу превышают доход. Причем дефициты мцого. Расходы на войну, кризисы, стихийные бедствия, неумелое руководство страной, социальные расходы, расходы на управление.
Если дефицит заложен в структуру расходов и доходов за ранее, то такой дефицит называется структурным. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом - он происходит под воздействием циклического спада в экономике.
Существую ряд вариантов финансирования дефицита бюджета:
Так рост налогового обложения и эмиссия снижают дельную активность, усиливают инфляцию, то чаще прибегают к внешним и внутренним займам. На этой основе и возникает внутренний и внешний долг.
Внутренний долг - это долг государства населению, юридическим лицам.
Внешний долг - задолженность иностранным гражданам, фирмам, иностранным государствам.
Для государства предпочтительнее иметь внутренний долг, во подтверждении которого оно выделяет краткосрочные (3-12 месяцев), долгосрочные (до 30 лет) облигации, облигации внутреннего валютного займа, казначейские векселя и обязательства, золотые сертификаты. Хотя при внутреннем долге не происходит «утечки» товаром и услуг за границу, но это, во- первых, увеличивает неравенство (налоги платят все, а доходы от ценных бумаг получают богатые), во вторых, это ведет к росту налогов, в третьих, выпуск ценных бумаг ведет к росту ставки процента (а это сложение инвестиции), в четвертых - это уверенность в будущем.
При внешнем долге страны вынуждены отдавать другим странам , > ценные товары. За дол нужно платить в любой договоренной форме. Очень опасный внешний долг если он составляет 60% от годового ВВП. Обычно используют показатель б(%о$юсти внешнего долга объем выплаты объем поступления
Он не должен превышать 25%. Большой внешний долг - это потери доверия государству как партнеру.
Информация о работе Финансовая система и фискальная политика