Финансовая система и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:18, лекция

Описание работы

Сущность и функции финансов.
Бюджет как важное звено финансовой системы. Государственный долг.
Налоги как основной источник средств для бюджета.
Фискальная политика государства и ее виды.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

' Тема 12. Финансовая система и фискальная политика

  1. Сущность и функции финансов.
  2. Бюджет как важное звено финансовой системы. Государственный долг.
  3. Налоги как основной источник средств для бюджета.
  4. Фискальная политика государства и ее виды.

Практические занятий

  1. Сущность и роль финансов в жизни общества.
  2. Звенья финансовой системы.
  3. Бюджетные системы.
  4. Налоговая система и налоговая политика. .. v... .
  5. Фискальная политика.

Рефераты

  1. Дефицит бюджета и пути его преодоления.
  2. Проблема налогового обложения в РБ.
  3. Государственный долг и его проблемы в РБ.

Литература

  1. Экономическая теория: Учебник под ред. В.Д.Комиева -М.:2001. с.377-411
  2. Экономическая теория под ред. БазалеваН.И. - Мн.: 1997, с.414-432
  3. Курс экономической теории под ред. Киселевой. Изд. АСА - Киров 1997, с.407-423
  4. Современная экономика под ред.Мимедова-Ростов-на-Дону 1997, с.255-264, с280-306.
  5. Курс экономической теории под ред. А.В.Сидоровича- М.:2001, с.271-280
  6. Экономика под ред. Булатова с.500-531

Вопрос 1. Сущности и функции финансов

Рыночная  экономика представлена не только движением товаров, но и движением денежных средств. В самом общем виде под финансами понимают систему экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств для удовлетворения потребности общества. Субъектами этих отношений могут быть: государство, юридические и физические лица. В финансах денежные отношения реализуются в особых формах. Однако не всякое денежное отношение может быть финансовым. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономические инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Они выполняют следующие функции:

  1. распределительные - эта функция проявляется в обеспечении субъектов хозяйствования денежными фондами. Целевые назначения (целевые программы развития науки, развития отраслей, сохранение экологии и других сфер развития социальной инфраструктурах).
  2. контрольная - контролирует ход складывающихся, в обществе пропорций, сам воспроизводственный процесс.
  3. стимулирующая функция - она осуществляется по средствам регулирования доходов, льгот, условий развития. Для этого используют штрафу, льготы, лицензии, налоги.
  4. фискальная функция - через налоги изымается ц доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны, непроизводственной сферы, науки.

Таких функций деньги не выполняют. Финансовые отношения, в отличии от денежных, более узкие. В них не входят такие денежные отношения как дарение, обмен, обслуживание различного товарооборота и др.

В основе финансов лежат финансовые ресурсы  или средства идущие на создание финансов. В качестве их выступают:

  1. разного рода платежи, штрафы населения.
  2. налоги с фирм, организаций.

-3. пенсионные  средства, свободные средства предприятий.

  1. проценты по факторным доходам (налоги на прибыль, недвижимость, налоги на дивиденды).

Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики образуют финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из:

  1. централизованных финансов
  2. децентрализованных финансов.
  3. финансов домохозяйств.

Централизованные  финансы - это:

а) государственная бюджетная система;

б) государственный кредит;

в) специальные внебюджетные фонды;

г) фонды имущественного и личного страхования.

Децентрализованные  финансы - это финансы фирм, предприятий  различных форм собственности. Это  финансовые отношения между, юридическими лицами, юридическими лицами и государством, физическими и юридическими лицами.

Финансы домохозяйств - это личные финансы  или отношения между физическими  лицами, пррживающих совместно и  ведущих совместное хозяйство (домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять из одного человека, и, также, включают людей не являющимися членами семьи и вносящих в домохозяйство свои деньги).

Перечисленные элементы финансовой системы выполняют  свои, свойственные им, функции. Так, централизованные финансы мобилизуют ресурсы в доход государства, а затем осуществляется их перераспределение между сферами деятельности, отраслями экономики, регионами, населением. Государство дает кредит, контролирует средства для пенсионного обеспечения, страхует от разных, непредвиденных обстоятельств.

Финансы фирм обслуживают  производство.

Финансы домохозяйств — материальная основа жизни людей, их расходы, доходы.

С точки  зрения макроэкономического анализа  особое место играют государственные  финансы, через них проходит примерно 2/3 всех финансовых ресурсов. Это, по сути, государственные финансы. Их основной задачей в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы для выполнения экономических и политических функций. Через государственные финансы мобилизуются ресурсы в доход государства, а затем осуществляется их перераспределение между сферами деятельности, регионами, населением.

Наиважнейшее  место в этом принадлежит государственному бюджету. О чем рассматривается  особо во втором вопросе.

Особым  звеном централизованных финансов является внебюджетные доходы. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относят фонды социального  страхования, пенсионные' фонды, фонды  занятости населения, специальные  правительственные фонды. К последним, чаще всего, относятся: военные фонды, инвестиционные фонды, научно-исследовательские и др. фонды. Часть этих фондов может быть бюджетными. При этом они могут быть как централизованными, так и местными. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные. В соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. Что касается государственного кредита, то он используется для финансирования государстветшых^эасходов. Его основными формами являются государственные займы, казначейсхс*^за^мствованщ?£ средства «-£/ fyoрст*■&&(-!с .

Государственный займ связан с привлечением свободных  средств населения, предприятий, организаций, путём выпуска в продажу на финансовом рынке казначейских обязательств, облигаций и др.

Казначейские  ссуды - государство выдает ссуды  на льготных условиях предпринимателям, организация.

•Заимствованные средства государственного ссудного фонда  имеет место тогда, когда центральный  банк дает ссуду правительству. Но это  порождает инфляцию и используется мало.

Децентрализованные финансы - представлены как финансы фирм, предприятий  разных форм собственности. На этой основе возникают отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, физическими и юридическими лицами. Децентрализованные финансы обслуживают производство. При их участии создаются условия для увеличения производства ВВП, экономический рост в хозяйственных подразделениях.

Финансы домохозяйств - являются материальной основой изменения жизни людей. По сути это личные финансы. Эти отношения возникают между физическими лицами ведущими совместное хозяйство. Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять из одного человека. В него могут входить и те люди которые вносят в него деньги, но членами семьи не являются.

Таким образом каждый из перечисленных элементов финансовой системы выполняет свои функции, решает свои задачи.

  1. Бюджет как важное звено финансовой системы. Государственный долг.

Под бюджетом понимают роспись доходов  и расходов на определенную дату, получивших законодательную основу. Структуры бюджета определяются государственным устройством. В странах имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджет республик (Россия), земель '(Германия), штатов (США). В центральном бюджете концентрируется основное число денежных средств. Потому он так и важен. Бюджет строиться на основе принципов:

  1. полноты охвата (учитываются все расходы и доходы);
  2. гласности (свободный доступ к информации);
  3. реальности (отражать реальность положения дел);
  4. единство (в стране только один бюджет и он включает все доходы и расходы).

Бюджет выполняет  ряд функций:

  1. распределительную (распределяет неизменный доход);
  2. контрольную (контролирует движение бюджетных средств, состояние экономики);
  3. регулирующая (регулирует сгибы расходов и доходов, меняет приоритетность развития, стабилизирует экономику).

Обычно  бюджет имеет годовое исполнение. Но его сроки с началом года не совпадают. В Японии, Канаде и Англии он начинается с 1 апреля, в США с 1 октября и т.д, В самой упрощенной форме бюджет можно представить как баланс доходной и расходной численности. При этом в каждой стране он имеет свои особенности, которые обусловлены функциями, выполняемыми государством.

Основным  источником доходов бюджеты являются налоги. В доходах центрального бюджета  они составляют от 80-90%. В местных  бюджетах налоги дают до 50% всех поступлений. В России в 1997 году из общей суммы  доходов бюджета составляют налоговые доходы - 86%, неналоговые доходы - 5,8%. Среди налоговых поступлений выделяют доходы от федеральной собственности, дохода от внешнеэкономической деятельности, дохода от реализации государственных земств в РБ.

Расходы бюджета связаны с функциями государства. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства;
  • финансирование социально-культурных мероприятий;
  • финансирование обороны;
  • финансирование управлений;
  • расходы связанные с внешнеэкономической деятельностью;
  • обслуживание государственного долга.

Каждая из групп  имеет свои подгруппы, уточняющие их целевое назначение.

По доходам  в РБ бюджет формируется так:

  • налоги на добавочную стоимость;

-акцизы;

  • налог на доходы и прибыль:
  • налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • доходы от внешней торговли и экономических операций;
  • доход свободных экономических зон.

В доход  бюджета РБ включены средства целевых  бюджетных фонов - фонда поддержки  правительством сельскохозяйственной продукции, охраны природы, фонда занятости, дорожные фонды. Результативность исполнения бюджета характеризуют понятия профицит и дефицит бюджеты. Состояние профицита возникает когда доходная его часть превышает расходную. Дефицит - это сумма на которую расходу превышают доход. Причем дефициты мцого. Расходы на войну, кризисы, стихийные бедствия, неумелое руководство страной, социальные расходы, расходы на управление.

Если  дефицит заложен в структуру  расходов и доходов за ранее, то такой  дефицит называется структурным. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом - он происходит под воздействием циклического спада в экономике.

Существую ряд  вариантов финансирования дефицита бюджета:

  1. рост налогового обложения;
  2. эмиссия;
  3. государственный займ внутри и вне государства;
  4. поиск новых источников дохода.'

Так рост налогового обложения и эмиссия  снижают дельную активность, усиливают  инфляцию, то чаще прибегают к внешним  и внутренним займам. На этой основе и возникает внутренний и внешний  долг.

Внутренний долг - это долг государства населению, юридическим лицам.

Внешний долг - задолженность иностранным  гражданам, фирмам, иностранным государствам.

Для государства предпочтительнее иметь  внутренний долг, во подтверждении  которого оно выделяет краткосрочные (3-12 месяцев), долгосрочные (до 30 лет) облигации, облигации внутреннего валютного займа, казначейские векселя и обязательства, золотые сертификаты. Хотя при внутреннем долге не происходит «утечки» товаром и услуг за границу, но это, во- первых, увеличивает неравенство (налоги платят все, а доходы от ценных бумаг получают богатые), во вторых, это ведет к росту налогов, в третьих, выпуск ценных бумаг ведет к росту ставки процента (а это сложение инвестиции), в четвертых - это уверенность в будущем.

При внешнем долге страны вынуждены отдавать другим странам , > ценные товары. За дол нужно платить в любой договоренной форме. Очень опасный внешний долг если он составляет 60% от годового ВВП. Обычно используют показатель б(%о$юсти внешнего долга объем выплаты объем поступления

Он не должен превышать 25%. Большой  внешний долг - это потери доверия  государству как партнеру.

  1. Налоги как основной источник средств для бюджета.

Информация о работе Финансовая система и фискальная политика