Финансовая система и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:18, лекция

Описание работы

Сущность и функции финансов.
Бюджет как важное звено финансовой системы. Государственный долг.
Налоги как основной источник средств для бюджета.
Фискальная политика государства и ее виды.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

А.Смит писал, что того чтобы поднять  государство с самой низкой ступени  варварства до высокой ступени благосостояния, нужно лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей/-'

Под налогом понимают обязательный взнос  или внебюджетные фонды, осуществляемые по определенным нормам (ставкам), формами налогов являются налоги и сборы. В качестве объектов налогообложения выступают:

а) стоимость товаров;

б) операции с ценными бумагами;

в) недвижимость;

г) пользование природными ресурсами;

д) факторы производства и факторные доходы (рента, зарплата).

Ранее в качестве объектов налогообложения  могли быть: борода (Россия), д$м (Беларусь), зубы (Турция) и др.

Налоги выполняют  следующие функции:

  1. фискальную (обеспечивают необходимыми женежными ресурсами сам бюджет):
  2. социальную (сглаживала?неравенство в распределении):
  3. регулирующую (регулир^ват экономическое развитие);

Налоги представлены определенными видами, которые могут  быть классифицированы:

I. по объектам  обложения:

  1. прямые - налоги на доходы физических и юридических лиц. Сюда относят: налоги на землю, имущество, походный налог, налог на прибыль.
  2. косвенные - на цены товаров и услуг. Через них государство косвенно взимает доход потребителя. Эти налоги включаются в цену товаров массового спроса. К косвенным относят:

а) налог на добавленную стоимость (НДС). Плательщиками его являются юридические и физические лица, платящие за добавленную стоимость при производстве и реализации продукции, а также оказании услуг;

б) акцизы - этот налог устанавливается на отдельные товары, имеющие устойчивый спрос или на товары имеющие монопольно высокие цены. Сюда относят спирт и спиртосодержащие напитки (75%), шампанские и сухие вина (45% изымаемых акцизов), плодово-ягодные вина (50%), пиво (40%), натуральные меха, бензин, шины, холодильники, ювелирные изделия и т.д. Разновидностью акцизов является фискальный монопольный налог, который устанавливается на те товары, производство которых монополизировано государством (золото, спирт, сигареты);

в) таможенные пошлины - взимаются с товаров,, провозимых через границу. На этой основе их делят на ввозные, вывозные и транзитные таможенные пошлины. Сами таможенные пошлины делятся: - преференциальные - устанавливаются на те товары ввоз которых нужно поощрять (новые технологии, ноу-хау, мандарины и т.д.); -протекциональные - защищают внутренний рынок; - антидемпинговые - на товары с очень низкими ценами, которые устанавливаются для разорения местных производителей.

  1. по принципам построения. По этому критерию различают:
  • пропорциональные - ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода;
  • регрессивные - ставка уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика;
  • прогрессивные — ставки возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика;
  1. по характеру использования налогов:
  • общи#- поступает в бюджет государства и используется на разные цели.
  • специальней? (целев#*)-— имеют строго определенное назначение (чрезвычайный налог на ликвидацию последствий ЧАЭС)

Кроме этого налоги классифицируют на государственный  и муниципальный. За счет первых наполняется  общегосударственный, а за счет вторых - местные бюджеты.

Величина  налоговых поступлений предопределяется числом налогоплательщиков, количеством  уплачиваемых налогов и величиной  их ставки.

Налоговая ставка - это размер налога на единицу  обложения. Ее величина является определяющим фактором в государственную казну. При этом правило «чем больше налоговая ставка - тем больше доходы» срабатывает не всегда. Экономист Лаффер доказал связь налоговой ставки с поступлениями в казну в виде кривой, которую назвали его именем - кривой Лаффера.



 

Здесь г - налоговая ставка, а у- доходы

Из  графика видно, что доходы растут только до г о, а затем вместо роста дохода мы имеем их снижение.

Артур Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30% доходов предприятий  и населения. О том как прислушиваются к рекомендациям Даффера говорит  налоговые ставки в ряде стран. В  США она-30%, Англщц- 38%. Германией - 38%, Швеци$- более 55%.

В Республике Беларусь самая  высокая собираемость налогов. В  налоговой службе работает 13,5 тыс.человек. Только на создание компьютерной базы у нас затрачено 25млн.долларов. 80% налогов дает госсектор и 11%- частный. с €/С£>, g

  1. Фискальная политика государства и ее виды.

Государство активно  вмешивается в финансовые отношения  и прежде всего в ту их часть, которую  принято называть бюджетными.

Под фискальной политикой принято понимать те меры, которые предпринимает правительство  по изменению государственных расходов и налогообложение для обеспечения устойчивого развития занятости, снижения инфляции и других целей.

В зависимости  от механизма осуществления фискальной политики делятся на дискретную и  автоматическую. Обычно под дискретной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.

Начнем  с расходов. Как правило, воздействие  государственных расходов на экономику  в чистом виде не прослеживаются. Обычно они связаны с потреблением и инвестициями, чистым экспортом, налогами и др. Но мы от всего этого абстрагируемся.

Представим, что в период спада  правительство хочет поддержать совокупный спрос. И для этого  закупило товаров и услуг, допустим на 40млрд.рублей, а налоги и прочее неизменны. Следствием этого мы имеем такое графическое состояние.



 

Кривая  C+J и есть совокупное потребление и инвестиции, которые имеют до дополнительных расходов государства.

C+J+G - это совокупное потребление и инвестиции плюс дополнительные расходы государством на 40 млрд.

Увеличение  совокупных расходов приведет к росту  ВВП с Q/ до Qo. И точка равновесия переместиться с Е/ в Е2. Рост доходов и рост ВВП связаны между собой эффектом мультипликатора (MG). Он рассчитывается так:

_ реальный ВВП (изменение) государственный расход ( измен ен ие')

Чтобы государственные имели такое  стимулирующее воздействие они  не должны финансироваться за счет налоговых поступлений, так как рост налоговой ставки снизит деловую активность и следовательно возможность роста ВВП. Государство пользуется инструментом расходов в зависимости от фазы циклов. Если это кризис, то государство увеличивает государственный расход, если же это подъем, то государственные расходы снижаются.

Влияние налогов  при проведении дискреционной фискальной политики несколько иной. Дцпусти'что  как в первом случае, государство  с целью увеличения доходов ввело  новый налог.

дающий 40 млрд. рублей поступления при любом  равновесном ВВП. Этот налог берется  с располагаемых доходов населения. А эти доходы, как правило, идут и на потребление и на сбережения (инвестиции). Если предположить что  предельная склонность к потреблению (МРС) равна 3/4^Ца этом основании из 40 млрд. на 30 уменьшается совокупное потребление (оно 30с+10у).

Введение налога в 40 млрд. рублей приведет к уменьшению совокупного потребления  на 30 млрд. Прямая C+J+G сдвинется вниз в положение C/+J+G, и микроэкономическое равновесии переместиться с Е? в Е/. Объем равновесный ВВП сократиться с Q2 до Q/. Учитывая эффект мультипликатора, который действует и применительно к налогам, разница между О 2 и О/ больше 40 млрд.рублей. Этот мультипликатор рассчитывается так:

изменение режима ВНП

MG = -  —

изменение налогов

А этот график имеет вид:



 

Если  налоги будут снижены то будет  иметь место обратный процесс.

Автоматическая (или политика встроенных стабилизаторов) основана на механизмах саморегулирования (автоматически регулирует экономику). В качестве таких саморегуляторов (встроенных регуляторов) называют автоматические изменения поступления налогов, пособий по безработице и социальные выплаты. Сами налоги зависят от доходов населения, а те, в свою очередь, от состояния экономики. Если это спад, то доходы уменьшаются, уменьшается и поступление в казну. При этом потери доходов населения и предприятия будут меньшими, чем казны. Это и замедлит снижение совокупного спроса.

Пособие по безработице, социальные выплаты  оказывают также свое воздействие. Увеличение занятости - это увеличение налогов, за счет которых финансируется  пособие по безработице. При спаде  правительство увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос, однако одновременно растут и суммы выплат по безработице. Это противодействует падению спроса, замедляет падение потребления.

Кроме того существуют и другие автоматические стабилизаторы, помощь фермерам, сбережения населения и корпораций.

Именно  автоматические стабилизаторы сейчас позволяют сократить фазы циклов «спад», т.к. были низкими пособия  по безработице, незначительными, а  налоговая ставка ниже.


Информация о работе Финансовая система и фискальная политика