Финансовая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:26, доклад

Описание работы

Несмотря на то, что 2012-й был годом выборов и новое поколение политиков пришло к власти — смена руководства Китая не изменит политический курс, так как управление в стране строится на основе консенсуса и лидеры выбраны заранее, что также имело место с новым премьером Си Цзиньпином. И, несмотря на то, что 2012-й войдет в историю как год, когда Китай бросил вызов гегемонии США в Юго-Восточной Азии, все же, стремления страны не выходят за пределы ее региона и не являются глобальными, что является главнейшей проблемой Китая. Многочисленные региональные проблемы Китая были спровоцированы Америкой, чтобы сдерживать Китай в его регионе.

Файлы: 1 файл

теория финансов.docx

— 40.82 Кб (Скачать файл)

1. Социальная защита, медицинское страхование и пенсионное обеспечение в Китае.

Социальная защита населения - совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Среди наиболее распространенных форм социальной защиты населения обычно выделяют следующие: социальное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь; социальное обслуживание; медицинское обслуживание; защита трудовых прав работников; защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; благотворительность; добровольные формы социального обеспечения. К наиболее важным формам относятся социальное обеспечение и социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями при наступлении страховых случаев. В «Решении по некоторым вопросам становления социалистической рыночной экономики» принятом XIV съездом Коммунистической партии Китая говорится, что социальная защита населения заключается в следующих мерах: социальная помощь; социальное обеспечение; уход и стационарное лечение служащих государственных учреждений и предприятий, а также членов семей жертв революционных событий и их участников; общественные работы, пенсии; пособия по безработице и другие виды социального страхования, а также коммерческие страховые продукты. Отмеченные в документе формы социальной защиты демонстрируют основные цели и задачи проводимой в стране политики, а именно: обеспечение стабильности в обществе и устойчивое экономическое развитие в интересах граждан.

Система социальной защиты населения в КНР, зародившаяся в годы революционной  борьбы как комплекс мер по поддержке  наиболее незащищенных слоев населения  в своем развитии прошел четыре стадии.

Первая  стадия началась вместе с периодом становления КНР и продлилась вплоть до 1966 года. В 1951 году государство  приняло «Нормы (проект) Китайской  Народной Республики в сфере страхования  рабочего класса». Документ включал  в себя следующие определения  и правила: заболевания, травмы, рождение ребенка, медицинское обслуживание, увольнение, смертельный случай на производстве, а также льготы для  временно безработных. Позже данный законопроект был дополнен и расширен серией указов и правоустанавливающих положений. На тот период Всекитайская федерация профсоюзов являлась высшей организацией, реализующей политику социальной защиты трудящегося населения, высшим надзорным органом в сфере  обеспечения гарантий населения  страны провозглашалось Министерство труда. Часть средств страховых фондов формировалось за счет предприятий, - другая поступала от Федерации профсоюзов. Система социальной защиты населения играла значительную роль в восстановлении и развитии производства и сельского хозяйства в стране, обеспечивая минимальный (гарантированный) уровень жизни, а также усиливая роль диктатуры народной демократии.

Вторая  стадия развития системы социальной защиты населения соотносится с  периодом с 1966 по 1976 годы. В течение 10 «смутных» лет произошли процессы и изменения, отбросившие все  прежние положительные достижения далеко назад. Управляющие структуры  были большей частью распущены, федерации  профсоюзов вынуждены свернуть свою деятельность в направлении расширения спектра социальных гарантий населению. Пособия по безработице были упразднены, а система социального страхования  сведена к производственному исключительно за счет и на усмотрение работодателя.

Третья  стадия развития соответствует периоду  между Третьей пленарной сессией XI съезда ЦК КПК в 1978 году и XIV съездом КПК в 1992 году. Наряду с глубинным реформированием экономической системы и предоставлением новых свобод и возможностей, происходит поиск и утверждение новых программ и форм социальной защиты населения, гарантированных государством. В 1984 году некоторые регионы в порядке эксперимента начали вводить альтернативные модели пенсионного обеспечения по старости, в частности было решено ввести обязательные общие отчисления от государственных и коллективных (с точки зрения формы собственности) предприятий в пенсионные фонды региона, а также учредить пенсионные накопительные счета для каждого сотрудника. Некоторые регионы предприняли достаточно смелую на тот момент попытку объединения пенсионного страхового счета с накопительным банковским.

Государственные учреждения и некоторые коллективные сельские хозяйства также приняли  ряд мер по развитию системы пенсионного  обеспечения пожилых граждан.

В отчете о работе Правительства страны на Первой сессии Национального народного конгресса Китая в 1988 году председатель Госсовета Ли Пэн отметил необходимость ускорения реформы системы социальной защиты населения, установления и совершенствования различных систем страхования и постепенного формирования комплекса мер и социальных гарантий, учитывающих особенности китайского общества1.

В 1990-е Ли Пэн неоднократно отмечал, что реформы ЖКХ, системы социальной защиты и здравоохранения должны занимать ведущие позиции в вопросе модернизации экономики в целом, так как именно они имеют передовое значения для населения и затрагивают, поистине, жизненно важные вопросы.

Четвертая стадия развития берет свое начало от XIV съезда КПК и продолжается по настоящее время. Необходимость расширения и утверждения новых принципов социальной защиты населения была неразрывно связана с решением о внедрении модели социалистической рыночной экономики. В этот период процессы, связанные с увеличением числа социальных гарантий населению, а также принятием новых моделей страхования, заметно ускорились.

Если  говорить о сущностных изменениях в  системе социальной защиты населения, за прошедшие 18 лет следует отметить комплекс законодательных и нормативных  актов, направленных на создание независимой  от предприятий и институтов системы, финансируемой из различных источников, что позволяет говорить о ее безопасности и надежности. Основными характеристиками также являются широкое покрытие, жесткая унификация, при этом достаточное количество вариантов услуг, а также ориентация на потребности и ожидания населения, как предлагаемых сервисов, так и менеджмента самой системы. В соответствии с государственной политикой национальной безопасности система социальной защиты населения обеспечивает необходимый уровень жизни для данного этапа экономического развития страны и постепенно распространится на каждого гражданина. Кроме защиты жизненно важных интересов государство также регулярно расширяет спектр предоставляемых услуг социального страхования, что способствует формированию многоуровневой системы, учитывающей самые различные потребности. Спустя более чем полтора десятилетия, основные, с точки зрения западных норм, постулаты системы социального обеспечения, наконец, оформлены и приняты к исполнению – абсолютное большинство городского населения, как трудящиеся, так и временно безработные, а также часть жителей сельских районов, работающих на предприятиях, получили гарантии поддержания минимального уровня жизни. В 2001 году правительство Китая запустило пилотную программу в провинции Ляонин по улучшению программы социальной защиты населения городов.

С середины 1990-х годов руководство  КНР реализовало ряд реформ, направленных на улучшение модели управления в  системе социальной защиты населения  – итогом стало внедрение единого  планирования, управления, и контроля за использование бюджетных средств  и страховых фондов. Социальное страхование, ранее контролируемое несколькими департаментами, сегодня отнесено к сфере ответственности департаментов труда и социальной защиты. Данные департаменты на всех уровнях реализуют комплекс мер, обеспечивающих непрерывную работу системы социального страхования, а также курируют работу офисов для непосредственного обращения граждан. Непосредственно принятие решения о социальном страховании, которое ранее находилось в ведении работодателя, частично отнесено к сфере ответственности общественных организаций, теперь граждане могут получить социальные гарантии со стороны профессиональных союзов, в которых они состоят. Китайское правительство усилило административный и общественный контроль над фондами социального страхования. Финансовая деятельность последних была ограничена несколькими счетами, позволявшими разделить поступления и расходы, что не дает возможности нецелевого использования средств. Департаменты труда и социальной защиты населения учредили специальные надзорные органы, для контроля сбора, управления и компенсационных выплат, производимых страховыми фондами. Также были проведены ряд расследований с целью выявления и наказания виновных в спекуляциях и нецелевом расходовании средств. Кроме того, китайское правительство приняло несколько существенных мер, по увеличению числа источников финансирования фондов социального обеспечения, такие как ужесточение процедуры отчислений в фонды и увеличение соотношения доли социального страхования в общем объеме расходов бюджета. В 2001 году из бюджета было выделено 92,8 млрд. юаней на нужды фондов социального страхования, что в 5,18 раза больше, чем в 1998. Китайское правительство учредило Национальный исполнительный совет Фонда социального обеспечения, ответственный за использование средств, полученных от продажи части государственного пакета акций, поступивших из госбюджета, а также средств из других источников.

С 1998 года правительство страны приняло политику «двух гарантий». Первая – гарантия обеспечения уровня жизни для  попавших под сокращение работников государственных предприятий. Центры социальной поддержки для подобной группы населения открыты при  всех государственных предприятиях. Они выдают пособия соответствующие  прожиточному минимуму, а также пособия  социального страхования – средства на реализацию данной программы поступают  из государственного бюджета, отчислений предприятий, а также специализированного  фонда поддержки безработных. Также  в рамках программы существует серия  мер по профессиональной переориентации попавших под сокращение сотрудников. Вторая гарантия – обеспечение пенсиями всех уволенных по старости сотрудников  государственных предприятий в  полном объеме и вовремя. Для подтверждения указанных выше гарантий были приняты постановления, в соответствии с которыми: сокращенные рабочие государственных предприятий могут получать пособия по безработице максимум в течение трех лет непосредственно в центре социальной защиты предприятия, если за это время не нашли работу, то будут получать только страховые выплаты по безработице еще в течение максимум 2-х лет, если же и за этот период они не устроятся на работу – смогут рассчитывать только на минимальное пособие для поддержания уровня жизни, предусмотренное для городских жителей. Таким образом, политика «двух гарантий» обеспечивает основные права сотрудников государственных предприятий, а также служит основой социальной стабильности в обществе.

Для городских  жителей действует программа  пенсионных накоплений, объединенных с банковским счетом гражданина. –  Каждый работающий горожанин, согласно закону от 1997 года, может участвовать  в основной программе пенсионного  страхования. В настоящее время  приблизительно 20% дохода предприятия  и 8% личной заработной платы сотрудника должны перечисляться в фонд пенсионного  страхования. Часть основных страховых  взносов от предприятий используется, чтобы создать фонды взаимопомощи, - остальное идет на личные счета будущих пенсионеров. Основные страховые взносы по старости, внесенные гражданами, полностью начисляются на личные счета. Основная пенсия по старости делится на две части: основная пенсия и пенсия на личных счетах. Основная пенсия покрыта фондами взаимопомощи, ежемесячная сумма, составляющая 20 процентов среднего уровня заработной платы служащих и ежемесячной пенсии на личных счетах, которая ежегодно увеличивается на 1/120 от накопленного количества средств на счете. Пенсии на личных счетах могут быть унаследованы. Те, кто начал работать до, и был уволен после внедрения данной системы, наделены правом на дополнительную пенсию в течение переходного периода.

Количество  служащих, участвующие в программе  пенсионного страхования, увеличилось  с 86.71 миллионов в конце 1997, до 108.02 миллионов к концу 2001.

Согласно  принятому в 1998 году правительством КНР решению «Об обязательном базовом медицинском страховании  жителей городов» система включает в себя два уровня – фонды взаимопомощи и личные счета горожан. Основная медицинская страховка обязательна  для всех сотрудников предприятий  и служащих. – Все государственные  и муниципальные учреждения, частные  и государственные предприятия  и другие организации обязаны  платить основные страховые взносы. В настоящее время приблизительно 6% дохода предприятия и 2% личной заработной платы должны быть перечислены в  счет системы обязательного медицинского страхования.

Реформа системы базового медицинского страхования  реализуется достаточно долгое время  и ориентирована на максимальное покрытие городского населения. К концу 2001 97 % префектур и городов запустили  процесс реформирования по данной модели, что позволило 76.29 миллионам служащих принять участие в программе  базового медицинского страхования. Кроме  того, бесплатное медицинское обслуживание и другие формы бесплатной медицинской  помощи ориентированы более чем  на 100 миллионов городских жителей. Китайское правительство разрабатывает  программы по включению этих людей  в основную систему медицинского страхования, с целью оптимизации  расходов на здравоохранение и улучшения  качества услуг.     

В КНР также действуют программы  социальной поддержки сотрудников  предприятий, такие как: страхование  детей (новорожденных) и страхование  от производственных травм. Предприятия сами оплачивают данные расходы, не перенося их на сотрудников. Следует отметить, что предприятия, не принявшие участие в страховании сотрудников в случае производственных травм, в полной мере несут расходы на восстановительное лечение или компенсируют потери семье в случае смерти.

Государственные программы гарантируют пособия  для поддержания минимального уровня жизни горожанам, в случае если средний  заработок семьи не превышает  прожиточного минимума для данного  региона. Также существует ряд программ направленных на защиту социально незащищенных слоев населения: пожилых людей, сирот и инвалидов. Государственные  органы обеспечивают необходимый уход и финансовую поддержку, в случае если человек может работать, даже с ограничениями – помогают с  трудоустройством. Разработаны программы  помощи пострадавшим в результате стихийных  бедствий и техногенных катастроф. Расходы по данным программам в период с 1996 к 2010 году превысили 50 млрд. юаней  и позволили помочь более 700 млн. жертв природных катаклизмов и аварий на производствах.

Информация о работе Финансовая система Китая