Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:28, реферат
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Финансовая система……………………………………………………………...5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
2. Анализ финансовой системы России…………………………………………..15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39
1) Финансы государственных
Государственные предприятия со всеми закреплёнными за ними средствами представляли собой государственную общенародную собственность, на долю которой приходилось более 90% производственных фондов, решающая часть национального дохода и основная часть денежных доходов и накоплений. К числу финансов государственного сектора относились также финансы министерств, совнархозов, главков, с помощью которых мобилизовались высвободившаяся из кругооборота часть фондов отдельных предприятий и включающаяся в общий кругооборот внутри отраслей и административно - экономических районов.
Доля прибыли, остававшаяся у предприятий и в отраслях хозяйства для финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% - 40%.15
В процессе формирования и кругооборота оборотных средств у
Порядок финансирования предприятий был таков, что покрытия внутрихозяйственных расходов должно было быть обеспечено за счет собственных накоплений и только в недостающей части - за счет средств бюджета. Невыполнение плана по прибыли могло привести к срыву финансирования. Поэтому финансовые органы, анализируя результаты деятельности предприятий, осуществляли постоянный контроль рублем за эффективным использованием выделенных средств и выполнением финансовых планов, что способствовало дальнейшему укреплению хозяйственного расчета. Активный финансовый контроль осуществлялся в связи с платежами в бюджет.
2) Финансы колхозов и кооперации включались в систему финансов социалистического государства.
По своей экономической природе они были однотипны с финансами государственных предприятий: те и другие имели единую экономическую основу - социалистическую собственность на средства производства, в контрольной и распределительной функциях обслуживали процесс производства, распределения и использования денежных доходов и накоплений, их развитие осуществлялось в соответствии с единым народнохозяйственным планом. Однако наличие двух форм социалистической собственности обусловливали некоторые особенности в организации и использовании финансов в каждом секторе общественного производства.16
Колхозы, хотя и являлись
по своему содержанию организациями
Имелись особенности финансовых
отношений, складывающихся и в процессе
расширения колхозного производства.
Государство оказывало колхозам финансовую
поддержку. Особенность состояла в том,
что оказание финансовой помощи государством
производилось в форме
3) Финансы потребительской
Советы и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной и производственной деятельностью.
Финансовая деятельность потребительской кооперации отражалась в финансовом плане, который составлялся по упрощенной форме. В плане находили отражение прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.
4) Районный промышленные
5) Финансы министерств слагались
из финансов промышленных
Финансовые показатели министерств в основном те же, что и показатели, установленные для промышленных объединений (прибыль, рентабельность, капиталовложения, платежи в бюджет, ассигнования из бюджета). Финансовые ресурсы министерств слагались за счёт различного рода отчислений промышленных объединений. Финансовое управление министерства проводило работу по финансовому обеспечению отрасли, по перераспределению оборотных средств, прибыли, амортизации, кредитов банка, бюджетных ассигнований и прочему. Оно осуществляло контроль за финансово-хозяйственной деятельностью объединений и предприятий, организовало автоматизированную систему управления финансами.17
б) Государственный бюджет СССР.
Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.
Ежегодно на основе
заданий народнохозяйственного плана министерства
финансов союзных республик и Министерство финансов
СССР разрабатывали проекты
1) Доходы государственного
После прибыли шли в бюджет
налог с оборота, отчисления предприятий
органам социального
2) Расходы государственного
Затраты на развитие народного хозяйства составляли более половины государственного бюджета. В условиях социалистической системы хозяйства они носили производительный характер и выражали использование на практике той части национального дохода, которая шла на накопление. Затраты на социально-культурные мероприятия составляли примерно 1/3 общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы на оборону трактовались, как не вытекающие из внутренней природы советского государства, но необходимые для борьбы с империалистическими странами - противниками социализма и коммунизма во всем мире. Затраты на управление - затраты по содержанию органов власти и государственного управления.
в) Государственное страхование.
В имущественном страховании
- посевы;
- животные и птица;
- здания, сооружения, машины, инвентарь.
Имущество граждан страховалось
в обязательном порядке в размере 40%
его стоимости. Остальная часть стоимости
В личном страховании различали
- смешанное страхование жизни. Страховались граждане в
- страхование детей (обычное и свадебное).
Важным видом личного страхования являлось также страхование от несчастных случаев (добровольное и обязательное) и обязательное страхование пассажиров в пути.19
Госстрах республики и его местные органы находились в ведении министерства финансов республики и свою деятельность организовали на началах хозрасчета. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% - в бюджет, 20% - в фонды Госстраха республики.20
Все финансовые отношения в СССР концентрировало на себе государство. Основными источниками финансовых средств были государственные предприятия. Государственные органы решали, какие объемы продукции будут выпущены на том или ином предприятии, сколько денежных средств необходимо предприятиям для обновления основных фондов, куда пойдет прибыль предприятий и др. Средствами, поступающими в качестве страховых взносов, государство также распоряжалось по своему усмотрению, и не всегда они шли на страховые выплаты. При такой организации звеньев финансовой системы очень много денежных средств уходило на развитие неперспективных отраслей, особенно в союзных республиках, которые впоследствии отделились от СССР.
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.
За последние несколько лет
Положительная динамика финансового баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие темпы экономического роста.
Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.
Следует заметить, что в последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. С 2006 года произошли изменения в одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов власти появились бюджеты муниципальных образований и городских поселений. Также не так давно были внесены изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".22 В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:
- общие требования к прогнозам
социально-экономического
- условия прогнозирования
- состав показателей,
Информация о работе Финансовая система РФ: ее структура и направления развития