Финансовая система РФ: ее структура и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Финансовая система……………………………………………………………...5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
2. Анализ финансовой системы России…………………………………………..15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……….3

1. Финансовая система……………………………………………………………...5    

1.1. Понятие финансовой  системы……………………………………………....5    

1.2. Состав и структура  финансовой системы……………………………….…6

2. Анализ финансовой системы  России…………………………………………..15   

2.1. Дореволюционная финансовая  система России………...…...…………...15   

2.2. Финансовая система  советского периода………………………….……...19    

2.3. Российская финансовая  система с 90-х годов и по  наше время….……...26

3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32

Заключение……………………………………………………………..………......36

Список  используемой литературы……………….…………………….…………39  

 

 

      ВВЕДЕНИЕ     

Финансовая  система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.     

Финансовая  система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.     

Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.     

Именно  поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.      

Актуальность  данной темы курсовой работы также  определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.     

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы  РФ и рассмотрение направлений развития.      

Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:      

- рассмотреть понятие и сущность  финансовой системы в экономике;     

- проследить эволюцию структуры  финансовой системы;     

- проанализировать современную структуру  финансовой системы РФ и ее состояние;     

- выявить основные направления  изменения финансовой системы РФ.     

Объектом  курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические  отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.     

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Литовченко В.П., Грязнова А.Г., Дадашев А.З. и другие.      

Информационной  базой курсовой работы послужили  статьи таких периодических изданий, как «Вопросы экономики», «Проблемы  прогнозирования», «Финансы и кредит», «Государство и право», «Финансовое  право», «Мировая экономика и международные  отношения», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др. 

 

1 Финансовая  система     

1.1 Понятие финансовой  системы     

Имея  ввиду финансовую систему, рассматривается  вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.1      

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.     

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых отношений можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.     

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в  отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.     

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.       

1.2. Состав и структура финансовой системы     

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:     

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;     

б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.      

Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.2     

Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:     

1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.     

2) Государственные внебюджетные фонды  (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).3     

3) Фонды страхования.     

4) Государственный кредит.      

5) Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).     

6) Фондовый рынок. 

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.     

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических  процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.     

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы  кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей  степени осуществляют регулирование  экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.      

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы.5     

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).     

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.     

Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.     

Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.     

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.     

Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.     

- Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.      

Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.     

- Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.     

- Государственный кредит отражает  кредитные отношения по поводу  мобилизации государством временно  свободных денежных средств предприятий,  организаций и населения на  началах возвратности, платности  и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.     

Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую  государственную задолженность. Различают  государственный внутренний долг и  внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.6      

Государственный внешний долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.     

- Звеном финансовой системы являются  фонды страхования, которые обеспечивают  возмещение возможных убытков  при наступлении страховых случаев.      

Страхование, с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:      

- бюджетами всех уровней бюджетной  системы;     

- финансами предприятий;      

- организациями кредитно-банковской системы.     

Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.      

Информация о работе Финансовая система РФ: ее структура и направления развития