Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:28, контрольная работа
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное
задание
Вариант 5
Финансовая система РФ
Студент |
|
Группа |
|
Дата |
|
Подпись |
______________________________ |
Преподаватель |
|
Дата |
______________________________ |
Оценка |
______________________________ |
Подпись |
______________________________ |
Введение
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой
Понятие «финансовая система» используется в различных значениях.
Рассматриваемая с точки зрения экономического содержания, финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений. Поскольку понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связей между ними, с позиций структурной организации финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, опосредствующих формирование, движение и использование доходов в процессе общественного воспроизводства. В институциональном аспекте финансовая система выступает как совокупность финансовых учреждений.
В зависимости от того, какой круг финансовых отношений и опосредствующих их звеньев включают в понятие «финансовая система», можно выделить финансовую систему в широком и в узком смысле слова.
Финансовая система в широком и узком смысле слова
Понимание финансовой системы в широком смысле слова связано с расширительной трактовкой финансов, характерной для западной экономической науки. При данном универсальном подходе в состав финансов входят безвозмездное перечисление средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации и использования денежных ресурсов с целью получения доходов, а также отношения, связанные с кредитной, страховой деятельностью, и обращением финансовых инструментов. В соответствии с этим финансовая система в широком определении охватывает следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы (коммерческих организаций, некоммерческих организаций, населения), финансовые рынки (фондовый, кредитный, страховой и др.). В российской экономической литературе финансовую систему, понимаемую таким образом, часто называют также финансово-кредитной системой.
Под финансовой системой в узком смысле слова принято понимать совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием первичных, производных и конечных денежных доходов. В ее состав не включают кредитные отношения, фондовый рынок, деятельность различных типов финансовых посредников и, соответственно, звенья, опосредствующие функционирование финансовых рынков.
Финансовая система государства, ее специфика и структура во многом определяются типом государственного устройства, сложившимися формами управления и взаимоотношений между членами общества.
Финансовая система России и ее структура
Становление в России государства демократического типа и переход к рыночному способу хозяйствования обусловили необходимость осуществления кардинальных перемен в финансовой системе. Процесс рыночной трансформации российской финансовой системы предполагал развитие новых финансовых отношений и соответствующих звеньев, адекватных рыночному типу, характеризующемуся господством денежного хозяйства и разнообразных форм собственности. Одним из ключевых направлений трансформации финансовой системы России явилась децентрализация финансовых отношений, разделение государственных финансов на самостоятельные оставляющие, отражающие определенную внутреннюю иерархию и особые полномочия различных уровней управления государственных властных структур.
В настоящее время финансовая система России представлена двумя взаимосвязанными подсистемами, различающимися способами формирования и использования фондов денежных средств (рис. 1).
Финансовая система России
Финансы властных структур
Финансы федеральных Финансы коммерческих Финансы коммерческих
органов власти
финансы региональных
органов власти
финансы органов местного
самоуправления
Рис. 1 Структура финансовой системы России
Одной из подсистем финансовой системы России являются финансы властных структур, в состав которых входят финансы государственных и муниципальных органов власти. Необходимость концентрации в распоряжении государства определенных фондов денежных ресурсов обусловлена важной ролью, которую играет государство в экономическом и социальном развитии общества. Финансы государственных и муниципальных органов власти характеризуют формирование доходов и расходов различных уровней власти для достижения соответствующих целей.
Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства России двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы)
Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень. Это объясняется тем, что согласно Конституции РФ местное самоуправление отделено от государственной власти.
Финансы властных
структур каждого уровня включают бюджет,
внебюджетные фонды, кредит и финансы
государственных и
Финансы государственных и муниципальных органов власти
Финансы федеральных Финансы органов власти Финансы органов мест-
органов власти
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Муниципальные бюджеты
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды
Государственный кредит Кредит субъектов РФ Муниципальный кредит
Финансы государственных Финансы государствен- Финансы муниципальных
унитарных и казенных ных унитарных пред- унитарных предприятий
предприятий
Рис. 2. Структура финансов органов власти
Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система России охватывает три уровня: федеральный (государственный) бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ключевая составляющая всей финансовой системы — федеральный бюджет. Он выступает как экономическая форма образования и использования основного фонда денежных ресурсов государства, его финансовый план. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, отражающие движение макроэкономических показателей в ходе реализации государственной финансовой политики.
Бюджеты субъектов Федерации — это региональные бюджеты, к которым относят 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной области, бюджеты крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга). Их общее число составляет 89 (консолидированных и непосредственно администрации субъекта Федерации).
Местные бюджеты составляют низовой уровень бюджетной системы.
Если число региональных бюджетов соответствует количеству субъектов Федерации, то с местными бюджетами — иная ситуация. На местном уровне, представленном городами, сельскими районами, районами в городе, поселками, селами, существует большое разнообразие в организации местных органов власти и наделении их денежными фондами. В соответствии с законодательством денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти лишь того населенного пункта, который имеет статус муниципального образования. Органы власти низового уровня остальных поселений наделяются денежными фондами в виде так называемых смет.
Внебюджетные фонды — это фонды, которые создаются федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для мобилизации средств, предназначенных для финансирования расходов строго целевого назначения,
не включенных в бюджет. Отличительными особенностями внебюджетных фондов являются их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.
Создание внебюджетных фондов в России законодательно закреплено Бюджетным кодексом РФ. Основными внебюджетными фондами по масштабам и значению являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим внебюджетным фондам относятся Российский фонд технического развития, отраслевые фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды.
Крупнейший из социальных фондов — Пенсионный фонд. Его средства формируются посредством страховых взносов работодателей и граждан, дотаций из федерального бюджета, а также доходов, получаемых от инвестиций фонда. Аккумулированные в Пенсионном фонде средства расходуются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца, детских пособий.