Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.

Файлы: 1 файл

ПКЗ Госуд и мун управление.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

(кафедра)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ФИНАНСЫ

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное  задание  
Вариант 5

Финансовая система  РФ

 

 

 

 

Студент

 

Группа

 

Дата

 

Подпись

______________________________________

   

Преподаватель

 

Дата

______________________________________

Оценка

______________________________________

Подпись

______________________________________


 

 

 

 

Введение

Предметом науки  о финансах является  определенная  система  экономических отношений,  связанных  с  формированием,  распределением  и   использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств  (государства, предприятий,  организаций  и  других  хозяйствующих   субъектов)   в   целях выполнения функций и задач государства и  обеспечения  условий  расширенного воспроизводства.   Финансы отличаются от денег, как по  содержанию,  так  и  по  выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде  всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а  финансы  же  это экономический  инструмент   распределения   и   перераспределения   валового внутреннего  продукта   и   национального   дохода,   орудие   контроля   за образованием и использованием фондов денежных средств.

Считается, что  понятие  финансовой  системы  является  развитием  общего определения - финансы. При этом,  как  отмечалось  ранее,  финансы  выражают экономические  общественные  отношения

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

 

  1. Понятие  и структура финансовой системы РФ

 

Понятие «финансовая система» используется в различных значениях.

Рассматриваемая с точки зрения экономического содержания, финансовая система представляет собой  совокупность финансовых отношений. Поскольку понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связей между ними, с позиций структурной организации финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, опосредствующих формирование, движение и использование доходов в процессе общественного воспроизводства. В институциональном аспекте финансовая система выступает как совокупность финансовых учреждений.

В зависимости  от того, какой круг финансовых отношений и опосредствующих их звеньев включают в понятие «финансовая система», можно выделить финансовую систему в широком и в узком смысле слова.

Финансовая  система в широком и узком  смысле слова

Понимание финансовой системы в широком смысле слова  связано с расширительной трактовкой финансов, характерной для западной экономической науки. При данном универсальном подходе в состав финансов входят безвозмездное перечисление средств в рамках бюджетной системы, платные формы мобилизации и использования денежных ресурсов с целью получения доходов, а также отношения, связанные с кредитной, страховой деятельностью, и обращением финансовых инструментов. В соответствии с этим финансовая система в широком определении охватывает следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы (коммерческих организаций, некоммерческих организаций, населения), финансовые рынки (фондовый, кредитный, страховой и др.). В российской экономической литературе финансовую систему, понимаемую таким образом, часто называют также финансово-кредитной системой.

Под финансовой системой в узком смысле слова  принято понимать совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием первичных, производных и конечных денежных доходов. В ее состав не включают кредитные отношения, фондовый рынок, деятельность различных типов финансовых посредников и, соответственно, звенья, опосредствующие функционирование финансовых рынков.

Финансовая система государства, ее специфика и структура во многом определяются типом государственного устройства, сложившимися формами управления и взаимоотношений между членами общества.

Финансовая  система России и ее структура

Становление в  России государства демократического типа и переход к рыночному способу хозяйствования обусловили необходимость осуществления кардинальных перемен в финансовой системе. Процесс рыночной трансформации российской финансовой системы предполагал развитие новых финансовых отношений и соответствующих звеньев, адекватных рыночному типу, характеризующемуся господством денежного хозяйства и разнообразных форм собственности. Одним из ключевых направлений трансформации финансовой системы России явилась децентрализация финансовых отношений, разделение государственных финансов на самостоятельные оставляющие, отражающие определенную внутреннюю иерархию и особые полномочия различных уровней управления государственных властных структур.

В настоящее  время финансовая система России представлена двумя взаимосвязанными подсистемами, различающимися способами формирования и использования фондов денежных средств (рис. 1).

 

 

 

Финансовая система России


 

Финансы властных структур                                 Финансы самостоятельных


                                                                                  экономических субъектов


 

Финансы федеральных             Финансы коммерческих      Финансы коммерческих  


органов власти                            органов власти                        организаций


 

финансы региональных                                       Финансы населения


органов власти                                             

 

финансы органов  местного

самоуправления


 

Рис. 1 Структура  финансовой системы России

 

  1. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы

 

Одной из подсистем  финансовой системы России являются финансы властных структур, в состав которых входят финансы государственных и муниципальных органов власти. Необходимость концентрации в распоряжении государства определенных фондов денежных ресурсов обусловлена важной ролью, которую играет государство в экономическом и социальном развитии общества. Финансы государственных и муниципальных органов власти характеризуют формирование доходов и расходов различных уровней власти для достижения соответствующих целей.

Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства России двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы)

Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень. Это объясняется тем, что согласно Конституции РФ местное самоуправление отделено от государственной власти.

Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы  государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности (рис.2).

 

                               Финансы государственных и муниципальных органов власти


 

Финансы федеральных     Финансы органов власти      Финансы органов мест-

органов власти                            субъектов РФ                ного самоуправления


 

Федеральный бюджет              Региональные бюджеты                 Муниципальные бюджеты

Внебюджетные  фонды             Внебюджетные фонды                   Внебюджетные фонды

Государственный кредит         Кредит субъектов РФ                     Муниципальный кредит

Финансы государственных    Финансы государствен-                  Финансы муниципальных

унитарных и  казенных            ных унитарных пред-                      унитарных предприятий

предприятий                             приятий субъектов РФ

 

Рис. 2. Структура финансов органов власти

Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система  России охватывает три уровня: федеральный (государственный) бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Ключевая составляющая всей финансовой системы — федеральный бюджет. Он выступает как экономическая форма образования и использования основного фонда денежных ресурсов государства, его финансовый план. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, отражающие движение макроэкономических показателей в ходе реализации государственной финансовой политики.

Бюджеты субъектов Федерации — это региональные бюджеты, к которым относят 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной области, бюджеты крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга). Их общее число составляет 89 (консолидированных и непосредственно администрации субъекта Федерации).

Местные бюджеты  составляют низовой уровень бюджетной  системы.

Если число  региональных бюджетов соответствует  количеству субъектов Федерации, то с местными бюджетами — иная ситуация. На местном уровне, представленном городами, сельскими районами, районами в городе, поселками, селами, существует большое разнообразие в организации местных органов власти и наделении их денежными фондами. В соответствии с законодательством денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти лишь того населенного пункта, который имеет статус муниципального образования. Органы власти низового уровня остальных поселений наделяются денежными фондами в виде так называемых смет.

Внебюджетные  фонды — это фонды, которые  создаются федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для мобилизации средств, предназначенных для финансирования расходов строго целевого назначения,

не включенных в бюджет. Отличительными особенностями  внебюджетных фондов являются их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности.

Создание внебюджетных фондов в России законодательно закреплено Бюджетным кодексом РФ. Основными внебюджетными фондами по масштабам и значению являются социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим внебюджетным фондам относятся Российский фонд технического развития, отраслевые фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды.

 

  1. Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы

 

Крупнейший  из социальных фондов — Пенсионный фонд. Его средства формируются посредством страховых взносов работодателей и граждан, дотаций из федерального бюджета, а также доходов, получаемых от инвестиций фонда. Аккумулированные в Пенсионном фонде средства расходуются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца, детских пособий.

Информация о работе Финансовая система РФ