Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:28, контрольная работа
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.
Следующим по масштабам мобилизуемых средств является Фонд социального страхования РФ, созданный на основании Указа Президента РФ. Фонд предназначен для целевого финансирования выплат различных социальных пособий и компенсаций, он призван обеспечить государственные гарантии в системе социального страхования и повышение контроля за эффективным расходованием средств социального страхования. Источниками формирования средств Фонда являются страховые и добровольные взносы физических и юридических лиц, ассигнования из государственного бюджета, доходы от капитализации средств Фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования образован в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Он обеспечивает гражданам медицинскую помощь в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, определяющей объем и условия оказания медицинской помощи. Средства фонда формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и дотаций федерального бюджета.
Финансы органов власти всех уровней в качестве одного из составных звеньев могут включать кредит. Особо важное место в финансовой системе принадлежит государственному кредиту.
Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой. Государство может выступать в качестве заемщика, кредитора, гаранта.
Основную роль
в государственном кредите
При выполнении роли кредитора государство может предоставлять внутренние и внешние кредиты. Преимущественной формой предоставления кредитов являются краткосрочные бюджетные ссуды.
Выступая в качестве гаранта, государство в лице федерального правительства осуществляет предоставление гарантированных обязательств под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы охватывают финансы коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов), финансы некоммерческих организаций, финансы населения (домашних хозяйств).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации рассматриваются как организации, цель и основная деятельность которых связаны с получением прибыли. Коммерческие организации иначе могут именоваться предприятиями. Основными организационными формами предприятий являются хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, унитарные предприятия, производственные кооперативы.
Финансовые ресурсы коммерческих организаций складываются из собственных, привлеченных и заемных средств. Собственные средства предприятий в зависимости от организационно-правовой формы собственности формируются за счет бюджетных ресурсов, долевых средств учредителей, паевых взносов членов кооперативов, средств акционеров.
Финансы коммерческих организаций — основа финансовой системы страны. Предприятия реального сектора экономики создают материальные блага, производят товары, оказывают услуги. Коммерческие организации сосредоточивают основную часть первичных финансовых ресурсов общества и являются базой обеспечения финансовыми средствами централизованных денежных фондов. Устойчивость финансового состояния предприятий определяет стабильность всей финансовой системы.
Некоммерческие организации согласно Гражданскому кодексу РФ — это организации, целью которых не является получение прибыли. К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации, учреждения, ассоциации и союзы, благотворительные и иные фонды. Финансы некоммерческих организаций формируются главным образов за счет взносов.
Финансы населения (домохозяйств) представляют собой средства населения, совокупные доходы и расходы в разрезе семей, отдельных социальных групп.
Основные источники доходов домохозяйств включают:
• доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций;
• оплату труда наемных работников, премии и надбавки к зарплате, социальные и другие выплаты, осуществляемые работодателем;
• государственные выплаты (заработную плату в бюджетных учреждениях, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные платежи).
Значение финансов населения в условиях развития рыночных отношений определяется тем, что рост доходов населения является существенным фактором подъема производства. Именно население формирует основную часть конечного спроса. Кроме того, доходы населения выступают ключевым источником сбережений в экономике, а следовательно, важнейшим инвестиционным ресурсом, определяющим экономический подъем.
Институциональная структура финансовой системы России представлена совокупностью финансовых учреждений. Финансовые ведомства или аппарат управления финансовой системой в РФ имеет следующую структуру.
На федеральном уровне аппарат управления финансовой системой РФ включает:
• комитеты Государственной думы и Совета Федерации;
• Министерство финансов РФ и в его составе департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ, департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ;
• Центральный банк РФ;
• Министерство РФ по налогам и сборам;
• Счетную палату РФ;
• Государственный таможенный комитет РФ;
• Федеральную службу налоговой полиции РФ;
• Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку;
• Федеральную службу России по валютному контролю;
• исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На уровне субъектов РФ финансовые ведомства представлены:
• Комиссией по бюджету и финансам в законодательном органе и соответствующим федеральным структурам исполнительной власти:
• Министерством (управлением, департаментом) финансов субъекта РФ, в том числе региональным аппаратом департамента контроля Минфина РФ, органом федерального казначейства Министерства финансов РФ или органом казначейства субъекта Федерации, территориальным органом федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью;
• Главным управлением ЦБ РФ субъекта Федерации;
• Государственной налоговой службой (инспекцией) субъекта Федерации;
• Контрольно-счетной палатой (комиссией) субъекта РФ;
• Таможенным управлением субъекта РФ;
• Федеральной службой налоговой полиции РФ субъекта Федерации;
• территориальным органом Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;
• территориальным органом Федеральной службы по валютному контролю;
• региональными дирекциями (правлениями) федеральных внебюджетных фондов.
На муниципальном уровне в состав аппарата управления финансами могут входить:
• комиссия по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
• управление (департамент, отдел) финансов;
• аппарат департамента контроля Минфина РФ;
• городской (районный) орган (отделение) федерального казначейства или муниципальное казначейство;
• городское (районное) управление главного управления ЦБ субъекта Федерации;
• городские (районные) налоговые службы;
• счетная комиссия представительного органа местного самоуправления;
• городская (районная) таможня.
На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.
Вышеизложенное дает общее представление о том, каково место муниципальных финансов в структуре финансовой системы России.
Заключение
С точки зрения экономического содержания финансовая система представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования, движения и использования доходов в процессе общественного воспроизводства; с позиций структурной организации — совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, опосредствующих движение доходов в процессе общественного воспроизводства; в институциональном аспекте — совокупность финансовых учреждений.
В зависимости от того, какой круг финансовых отношений и опосредствующих их звеньев включают в понятие «финансовая система», финансовая система рассматривается как совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием первичных, производных и конечных денежных доходов и опосредствующих их звеньев. В широком определении финансовая система помимо безвозмездного перечисления средств в рамках бюджетной системы, платных форм мобилизации и использования денежных ресурсов с целью получения доходов охватывает также отношения, связанные с кредитной, страховой деятельностью и обращением финансовых инструментов.
Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения. финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. Так же рассматриваются денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций.
Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функциональнологического проектирования финансовой системы.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.
Список литературы
Финансы: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Л.А.Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.Родионовой – М.: Финансы и статистика 1995.
Муниципальные финансы: Учеб пособие/Л.Л. Игонина-М.: Экономисть,2003-330с.
Ресурсы мировой компьютерной сети Internet.