Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Государственные финансы развитых государств в зависимости от целевого назначения и способов формирования включают следующие звенья финансовых отношений

Файлы: 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

Введение

В развитых зарубежных странах  финансовая система включает несколько  уровней, образующих ее структуру:

  • государственные финансы. В странах с федеративным устройством государственные финансы разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов Федерации. (напр., в США, Индии, Мексике – штаты; в Канаде –провинции; в Германии – земли; в Швейцарии – кантоны). В унитарных государствах (Англия, Франция, Италия, других) государственные финансы представлены финансами центрального правительства, в небольших унитарных государствах, напр. Монако, Люксембург государственные финансы совпадают с финансами страны;
  • местные финансы (тауншипа, графства, района специального обслуживания, муниципалитета, общины);
  • финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

Такое организационное построение финансовой системы характеризуется  отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение управления финансами (Федерация, члены Федерации, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает  и осуществляет финансовую, в том  числе бюджетно-налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты членов Федерации своими доходами и расходами  не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в бюджет соответствующего члена Федерации.

Звенья государственных  финансов

Государственные финансы  развитых государств в зависимости  от целевого назначения и способов формирования включают следующие звенья финансовых отношений:

  • федеральный бюджет (или бюджет центрального правительства);
  • бюджеты членов Федерации (бюджеты исполнительных органов власти субъектов Федерации);
  • специальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит и кредиты членов Федерации;
  • финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном государственных финансов развитых стран являются федеральные  финансы (федеральный бюджет или  бюджет центрального правительства  и правительственные специальные  внебюджетные фонды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Федеральный бюджет и  бюджет субъекта зарубежных стран

Федеральный бюджет (бюджет центрального правительства) представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового  обеспечения задач и функций  государства. Является основным финансовым планом государства на текущий год, имеет силу закона. Федеральный бюджет – главный инструмент перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами федерального бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы  его доходов. За федеральным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины.

Из федерального бюджета  производятся основные расходы: на военные (оборонные) цели, международную деятельность, регулирование экономики, содержание федерального государственного аппарата, социальные расходы, управление федеральным  государственным долгом, субсидии и  кредиты развивающимся странам. При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических  кризисов) правительства опираются  на средства федерального бюджета и  покрывают ими возрастающие государственные  расходы.

По размерам федерального бюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития той  или иной страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.

Федеральный бюджет оказывает  воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя финансовую помощь и бюджетные кредиты органам  государственной власти субъектов  Федерации и местным органам  власти, а также специальным правительственным  фондам, государственным корпорациям.

Федеральные бюджеты большинства  развитых зарубежных стран характеризуются  крупными бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных  займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю  сумму ранее выпущенных и не погашенных государственных займов вместе с  процентами.

Бюджет субъекта Федерации  – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового  обеспечения задач и функций  органов государственной власти членов Федерации.

Финансы субъектов Федерации (бюджеты субъектов Федерации  и территориальные внебюджетные специальные фонды) играют большую  роль в социально-экономическом  развитии субъектов Федерации.

За счет средств бюджетов членов Федерации во многих развитых странах финансируются значимые для населения расходы на социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, жилищное строительство и коммунальное хозяйство, а также дорожное строительство  и содержание дорог, охрану окружающей среды. Структура расходов бюджетов членов Федерации отражает функции, выполняемые правительствами соответствующих  членов Федерации. Например, в США  органы власти на уровне штатов традиционно  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: среднее и высшее образование  на уровне штата, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт, система  общественной безопасности. В Германии земли финансируют основную долю общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования  и здравоохранения, транспорт, дорожное и жилищное строительство, на содержание государственного аппарата, расходов по обслуживанию государственного долга.

Формирование доходов  бюджетов членов Федерации в отдельных  странах осуществляется по-разному. В США бюджеты штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж. Некоторые штаты вводят поимущественные налоги, хотя в основном это прерогатива местных органов власти. Одним из основных источников доходов штатов является налог с продаж. Этот налог обеспечивает около 30 % доходной части бюджетов штатов. В США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами. Налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники доходов формируют сразу три или два бюджета. Так, например, доходы бюджетов земель формируются за счет поступлений (в процентном соотношении) от следующих крупных налогов: подоходного налога с физических лиц (42,5%), налога на корпорации (50%), частично за счет налога на предпринимательскую деятельность, частично за счет налога на добавленную стоимость, соотношения распределения которого в бюджеты разных уровней могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. В доходы земель зачисляются в полном объеме поступления от закрепленных за землями налогов: налога на наследование и дарение, налога на транспортные средства, акциза на пиво, налога на лотереи и казино, налога на противопожарную систему безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Бюджетная система и  специальные внебюджетные фонды  зарубежных

    стран

Специальные внебюджетные фонды  – важное звено государственных  финансов развитых стран. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой и представлены фондами национального  страхования. К основным общенациональным фондам (системам) социального страхования  и социального обеспечения относятся: страхование по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, по социальным пособиям (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям, другие), по безработице, страхование  здоровья.

Доходы этих фондов образуются за счет налоговых и неналоговых  поступлений, а также за счет средств  федерального бюджета. Самыми значительными  являются взносы на социальное страхование, уплачиваемые работодателями и индивидуальными  предпринимателями, самозанятыми лицами.

Расходуются средства этих фондов строго по целевому назначению.

Таким образом, специальные  внебюджетные фонды представляют собой  совокупность денежных ресурсов, имеющих  целевое назначение. Денежные средства специальных внебюджетных фондов и  их имущество являются собственностью Правительства страны и территориальных  органов власти. Эти фонды функционируют  обособленно от соответствующих  бюджетов, как самостоятельные финансово-кредитные  учреждения. США – единственная страна, где фонд национального страхования  объединен с федеральным бюджетом. Финансирование выплат по безработице  во многих странах (например, Германии) осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Помимо социальных к специальным  внебюджетным фондам в большинстве  стран относятся и другие фонды, экономические, предназначенные для  регулирования экономики, ее структурной  перестройки, научно-исследовательские, используемые для финансовой поддержки научных исследований в приоритетных отраслях и сферах экономики, военно-политические фонды, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, прочие.

В развитых странах ведущая  роль в финансовой системе принадлежит  бюджетной системе. Структура бюджетной  системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах (Финляндии, Испании, Италии, Швеции, Франции, Великобритании, Дании, Ирландии, Лихтенштейн, Люксембург, Болгарии, Норвегии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории, Чехии, Японии, других, а  также практически всех республик  быв. СССР, кроме России) бюджетная  система включает два звена: бюджет центрального правительства и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах (Австралии, Австрии, Бельгии, Федеративной Республики Германии, Канаде, Португалии, Российской Федерации – России, Соединенных Штатов Америки –  США, Швейцарии, других) бюджетная система  состоит из трех звеньев: федерального бюджета, бюджетов членов Федерации (штатов, провинций, ландов и т.п.) и местных  бюджетов.

Местные финансы включают муниципальные бюджеты, финансы  предприятий, принадлежащих муниципальным  образованиям и автономные муниципальные  фонды. Ведущее значение имеют местные  бюджеты. Основным источником доходов  местных бюджетов являются местные  поимущественные налоги. В муниципальных  бюджетах по сравнению с федеральным (или бюджетом центрального правительства) и региональными бюджетами более  высокая доля средств направляется на социальные цели.

 

 

 

3.Особенности в управлении  финансами, органы финансово контроля 

В каждой стране имеются  особенности в управлении финансами. Так, в США помимо министерства финансов имеется административно-бюджетное  управление при Президенте, которое  составляет расходную часть федерального бюджета. В ФРГ управление финансами  также возложено на федеральное  министерство финансов. Во Франции  управление финансами возложено  на министерство экономики, финансов и  бюджета. В Великобритании управление финансами осуществляет в основном министерство финансов, именуемое казначейством.

Важное значение в управлении финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые  независимы от правительства и подотчетны парламенту.

В США – это Главное  контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с законом  о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят: толкование финансовых нормативных актов; контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами; оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам; контроль за выполнением отдельных платежных операций; установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях. Фактически деятельность Главного контрольного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок.

В ФРГ контрольные функции  в сфере финансов находятся в  ведении Федеральной Счетной  палаты. Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и нарушениях, связанных со злоупотреблением государственными средствами.

Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.

В Великобритании специальным  органом финансового контроля является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г. Возглавляет Управление государственного контроля Генеральный контролер – ревизор, который назначается правительством пожизненно и может быть смещен только по решению обеих палат парламента. Полномочия контрольного органа Великобритании более ограничены, чем в США. В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб правительственных ведомств. В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать Парламент о результатах таких проверок.

Управление финансами  членов Федерации и местных органов  власти в федеративных государствах и финансами местных органов  власти в унитарных государствах осуществляют финансово-бюджетные  советы, которые составляют проекты  соответствующих бюджетов и организуют их исполнение.

Управление финансами  частных национальных и транснациональных  корпораций.

Управление финансами  частных национальных и транснациональных  корпораций в странах с развитой рыночной экономикой (финансовый менеджмент) осуществляют финансовые управления и  финансовые менеджеры.

Информация о работе Финансовая система РФ