Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации…….......6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США……….......21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США……………….......26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финанонсвая система стран переделка.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ - бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры4.

Особое финансовое звено  образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей  этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях5.

Государственные предприятия  имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что  деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов6.

С учетом вышеизложенного  можно расширить определение  финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий7.

1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе

 

Определение руководством страны необходимости перехода к  инновационному экономическому росту  обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации  и типу реализуемой финансовой политики.

В реальном процессе эволюции российской экономике вновь необходимо решать проблемы стабилизационного характера, а именно проблемы: снижения инфляции до 7-8%.

Финансовый кризис ведет  к излишней концентрации банковского  капитала в двух-трех финансовых центрах, сокращению сети региональных банков, что может иметь негативные последствия для развития финансов территорий и предоставления банковских услуг населению и малому предпринимательству. Из-за кризиса российская банковская сеть может потерять до 30% кредитных организаций, при этом наиболее пострадает розничное банковское кредитование. Уже в сентябре 2011 г. ипотечным кредитованием занимались не более 10 банков, причем размер ставок по ипотечным кредитам поднялся в этом месяце до 13,5-16% годовых (без учета различных обременении), а к концу года превысит 20-25%8.

Крупнейшие банки обычно руководствуются критериями своей  капитализации и рентабельности и могут ориентироваться на сокращение филиальной сети. Такую политику проводил Сбербанк РФ, сокращая нерентабельные, с его позиций, отделения в отдаленных уголках России. Очевидно, что такая политика противоречит интересам населения и страны и должна была бы быть «поправлена» федеральными властями, чего, однако, не было сделано.

Кстати, такой подход «оптимизации» характерен и для Минфина РФ, который приводит к ликвидации «незаполненных» небольших школ и классов, а также вплоть до сокращения пожарных частей в небольших городах и поселках с соответствующими последствиями. Также не отвечает задачам инновационного развития страны политика сокращения высших учебных заведений с 1050 до 200, поскольку потребует концентрации дополнительно 3-4 млн. студентов в крупнейших городских центрах, существенного возрастания затрат на транспорт, строительства новых общежитий и т. д. «Оптимизация» высших учебных заведений не учитывает, как представляется, эти и другие сложные инфраструктурные проблемы. Это подорвет потенциал инновационного развития регионов. Необходимо повернуть политику в обратную сторону: подтягивать, а не сокращать региональные учебные заведения, оснащать современными научными и учебными техникой и технологиями, развивать территориальную вузовскую и вообще образовательную, научную инфраструктуру, а не оголять регионы исходя из спорного аргумента «неэффективности» вузов и научных учреждений.

Инновационный этап функционирования финансовой системы и проведения финансовой политики потребует существенного  изменения финансовых пропорций  и перераспределения финансовых потоков. Разработанная правительством (экономическим и финансовым блоком) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и соответствующий прогноз лишь имитируют смену приоритетов и иновационность сценария развития, поскольку не выражают закономерностей воспроизводственных процессов в России и не нацелены на формирование реальных механизмов инновационного экономического роста. Российская экономика находится в настоящее время в глубокой «инновационной яме»9:

Таблица 1

Условия функционирования экономики Российской Федерации

 

2007 г.

2008 г.

2009 г

2010 г.

2011 г.

ВВП, %........................................

100

100

100

100

100

В том числе:

         

инновационный сектор................

10,9

10,9

11,0

11,2

11,5

Из него

         

машиностроение........................

2,8

2,9

3,0

3,1

3,2


 

Валовой внутренний продукт  является основным объектом экономической  и финансовой политики, удвоение его  в текущем десятилетии было объявлено  стратегической задачей. Он содержит в  себе долю инновационного продукта (весьма, кстати, условного, учитывая характер нашей статистики, которая относит к инновациям даже незначительные усовершенствования и подвижки в качестве товара) в объеме 10-11% ВВП, в том числе на долю высокотехнологичного машиностроения, от которого зависит весь инновационный процесс, приходится менее 3% ВВП. В перспективе до 2011 г. ситуация, как следует из сценарных условий, на базе которых формировались финансовые пропорции и потоки, изменится с точностью «статистической погрешности», т. е. останется в том же состоянии. В Концепции «мечтается» повысить долю инновационно активных промышленных предприятий с 8,5% в 2007 г. до 40-50% в 2020 г., а долю инновационной продукции в объеме выпуска промышленной продукции - до 25-35% (2007 г. - 5,5%).

За рубежом к инновационно активным промьшшенным предприятиям уже по состоянию на 1998-2003 гг. относились в Австрии 52,7%, Германии - 65,8, Италии - 40,0, Франции - 45,5, Великобритании - 39,0, Канаде -67,4, Мексике - 45,8, Словении - 28,0, Турции - 35,0, Эстонии - 38,0, Румынии -19,0%10.

Реального рывка в инновационном развитии России до 2020 г. не намечается как по прогнозируемым масштабам, так и из-за отсутствия механизма инновационного развития у государственных ведомств.

Ни финансового обеспечения, ни программы развертывания сети новых инновационных предприятий и инновационных «кластеров» Концепция не содержит. Упования на скачкообразное изменение пассивности инновационности искусственно созданного российского капитализма недостаточно обоснованы. Поэтому главным двигателем инновационного развития России может быть только государственный сектор.

Вместе с тем из концептуальных документов правительства  следует, что вплоть до 2023 г. предусматривается продолжение политикиограничительного использования растущего российского финансового потенциала, не отменяется «стерилизация» его в финансовые резервы, размещенные, несмотря на мировой финансовый кризис, в зарубежных финансовых системах, в основном в государственных облигациях, за счет которых западные правительства финансируют свои бюджетные депозиты. В разгар финансового кризиса правительство приняло решение о размещении дополнительных ресурсов стабилизационного фонда в облигациях Международного валютного фонда, чтобы он мог, в том числе и за счет российских валютных резервов, кредитовать страны, находящиеся на грани банкротства, включая Польшу, Венгрию, Эстонию, Латвию, Украину, Грузию.

Возможности государственного финансирования инновационного развития России в правительственной стратегии  ограничены: потолком расходов бюджетной  системы на уровне 33% ВВП и ниже, который установлен вплоть до 2025 г.; продолжением практики выведения нефтегазовых доходов из российской экономической системы, занижения макроэкономических параметров (ВВП, инфляции), что дает правительству свободу в определении бюджетных расходов, в том числе на инновационное развитие, оборонный заказ, индексацию финансирования социальной сферы; ошибочным прогнозированием как текущих, так и среднесрочных процентов, не говоря о долгосрочных как на внутреннем, так и мировом рынках. Это особенно проявляется в ошибочном прогнозировании мировых цен на энергоносители, инфляционных процессов11.

Опасность отодвигания  решения проблемы инновационного развития весьма реальна..Так, в разработанных Минэкономразвития РФ Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 гг. «оптимистически» утверждается, что в инновационном варианте сохранится тенденция роста государственных затрат на проведение отраслевых и междисциплинарных НИОКР и что указанные расходы дадут значительный макроэкономический эффект через 8-10 лет12.

Такая стратегия предлагалась еще до кризиса осени 2008 г. Поэтому  следует ожидать ее «углубления», т. е. предложений отодвинуть «инновационный эффект» еще в более отдаленное будущее, снять ответственность власти за последствия.

 

2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран

2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ

 

Финансовая система Германии состоит из трех звеньев: федерального бюджета; региональных (земельных) бюджетов; местных бюджетов (более 11 тыс. общин). Кроме того, в финансовую систему входят специальные правительственные и внебюджетные фонды, Фонды Федеральной железной дороги и Федеральной почты,  государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.

Вся страна разбита  на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

 Формально все звенья бюджетной системы самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Бюджетный год  в ФРГ совпадает с календарным.

Федеральный бюджет состоит из запланированных расходов и запланированных расходов федерации. Доходы формируются путем аккумуляции налоговых и неналоговых платежей. Налоговые поступления составляют четыре пятых всех доходов бюджета. Неналоговые поступления складываются из прибыли государственных предприятий и рентных платежей.

Информация о работе Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)