Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.
Введение………………………………………………………………………….......3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации…….......6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США……….......21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США……………….......26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36
В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос. Структура доходов и расходов федерального бюджета США показана ниже в таблицах 2 и 3:
Таблица 2
Расходы федерального бюджета США в 2001-2011, млрд. долл.
Расходы |
2001 |
2009 |
2011 |
Всего расходов |
590,9 |
1 253,2 |
2 140,4 |
Национальная оборона |
134,0 |
299,3 |
376,3 |
Социальное развитие |
313,4 |
619,3 |
1419,6 |
Образование |
31,8 |
37,2 |
86,3 |
Здравоохранение |
23,2 |
57,7 |
223,1 |
Бесплатная медицинская помощь |
32,1 |
98,1 |
244,7 |
Помощь малоимущим |
86,6 |
148,7 |
330,1 |
Социальная защита |
118,5 |
248,6 |
478,5 |
Пенсии и государственная помощь ветеранам |
21,2 |
29,1 |
57,1 |
Экономическое развитие |
66,0 |
126,0 |
115,2 |
Энергетика |
10,2 |
3,3 |
0,7 |
Полезные ископаемые и окружающая среда |
13,9 |
17,1 |
30,6 |
Коммерческий и потребительский кредит |
9,4 |
67,6 |
1,3 |
Транспорт |
21,3 |
29,5 |
64,2 |
Региональное развитие |
11,3 |
8,5 |
18,5 |
Административные расходы |
52,5 |
184,4 |
161,4 |
Внешняя политика |
12,7 |
13,8 |
20,7 |
Таблица 3
Доходы федерального бюджета США в 2002-2011, млрд. долл19.
Доходы |
2001 |
2009 |
2011 |
Всего доходов |
517,1 |
1032,0 |
1836,2 |
Подоходные налоги с физических лиц |
244,1 |
466,9 |
849,1 |
Налоги на доход корпораций |
64,6 |
93,5 |
143,2 |
Социальное страхование |
157,8 |
380,0 |
726,6 |
Акцизы |
24,3 |
35,3 |
68,4 |
Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран она составляла в 2012 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%.
В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют по разным оценкам в среднем около 16%20.
Таблица 4
Доходы и расходы государственного бюджета России, которые были запланированы в федеральном бюджете на 2011 г.
Статьи доходов |
млрд. руб. |
Статьи расходов |
млрд. руб. |
Налоговые доходы, |
2 071,385 |
Обслуживание государственного долга |
287,570 |
из них: | |||
налоги на прибыль |
164,587 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы |
813,970 |
налоги на товары и услуги (НДС, акцизы |
1 088,390 |
Национальная оборона и вооружение |
430,185 |
платежи за пользование природными ресурсами |
279,381 |
Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ |
203,854 |
налоги на внешнюю торговлю |
532,538 |
Социальная политика |
161,194 |
прочие налоги |
6,489 |
Суды, правоохранительная деятельность |
343,828 |
ГО и ЧС, окружающая среда |
38,651 | ||
Организация народного хозяйства |
149,000 | ||
Функционирование органов власти и международная деятельность |
122,052 | ||
Целевые фонды |
14,061 |
Финансовые системы России и США в целом имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период.
За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.
Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.)
Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов21.
Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (10-35 %), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов.
Федеральный бюджет пополняется
в основном за счет НДС (косвенного
налога), что характеризует
Таблица 5
Структура доходов бюджета США и России
Параметр |
США |
Россия |
Иерархичность бюджетной системы |
+ |
+ |
Самостоятельность бюджетов нижних уровней |
Практически полная |
Достаточно полная |
Налоговые доходы бюджета |
Все возможные налоги, сборы, штрафы, пени |
федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени |
Основные бюджетообразующие налоги |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Неналоговые доходы |
Подарки и вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов |
Доходы от использования и продажи гос.имущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней |
Наиболее крупные статьи расходов бюджета за последние годы |
Образование Наука Здравоохранение Социальное обеспечение |
Социальные расходы Сокращение различий в соц.-эк. развитии регионов Здравоохранение Безопасность Научный потенциал |
Дефицит гос.бюджета |
+ |
- |
Начало бюджетного года - федерального бюджета - региональных и местных бюджетов |
01 октября 01 января |
01 января 01 января |
Иерархия банковской системы |
3 уровня |
2 уровня |
Управление и контроль банковской деятельности |
Совет управляющих, ФКОР, Федеральный консультационный совет |
Центральный банк России |
Высшая власть в иерархии банковской системы |
Совет управляющих |
Председатель ЦБ, Совет директоров ЦБ |
Страхование: добровольное обязательное |
+ + |
+ + |
Наиболее предпочитаемые страховые услуги |
жизни; имущества; автомобильное. |
медицинское; автомобильное. |
Ассортимент страховых услуг |
Разнообразный |
Ограниченный |
Инфраструктура фондового рынка |
Крайне развитая |
Зарождающаяся |
Контроль сегмента фондовых сделок |
Высокий уровень |
Противоречивый, слабо подкрепленный правовой базой |
Обращение капитала на фондовом рынке |
Половина всего мирового оборота |
Незначительный |
В финансовых системах России и ФРГ можно выделить как сходства, так и различия.
Обеим странам присуще то, что принятие бюджета в обеих странах происходит ежегодно, проходя несколько стадий. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Интересно отметить, что структура доходной и расходной части бюджетов как России, так и Германии претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом она имела социальную направленность, как в ФРГ, так и в России.
Важно отметить и тот факт, что в последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала на мировом экономическом рынке.
Усиление процессов концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны, в отличие от России, где большинство концернов переходят в частные руки22.
Местные бюджеты России и ФРГ имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в Германии основными налогами, образующим федеральный бюджет, являются прямые налоги, к которым относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.
В РФ налог на доходы физических
лиц является главной составляющей
доходной статьи местных бюджетов (50-70%).
Федеральный бюджет пополняется
в основном за счет НДС (косвенного
налога), что характеризует
Как в России, так и
в Германии финансы играют различную
роль в деятельности организационно-
Здесь наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.
Таким образом, в структуре финансовых систем этих двух держав можно увидеть как сходства, так и отличия, изучая и анализируя которые, можно позаимствовать все лучшее для развития финансовой системы нашей страны.
Анализ финансовых систем стран (Таблица 6) выявил схожие черты у России и ФРГ: продолжительность, дефицитность, социальную направленность бюджетов, схожие антикризисные меры (создание специальных антикризисных фондов), тенденция интеграции специальных фондов в более общие конструктивы23.
Таблица 6
Анализ финансовых систем России и Германии
РФ |
ФРГ | |
Бюджетный год |
01.01.-31.12 |
01.01.-31.12 |
Валюта |
рубли |
евро |
Сальдо за 2011 г. в национальной валюте |
2,9 трлн. |
86 млрд. |
Кол-во уровней бюджета |
3 |
3 |
Особенность бюджета 2011г |
Резкое увеличение веса и значения резервного фонда. |
Самый большой дефицит в истории страны |
Если сравнивать финансовые системы ФРГ и России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между бюджетными звеньями.
Отличие финансовой системы России от ФРГ определяется в большей степени формированием бюджета, в Германии поступления от прямых налогов превалируют над поступлениями от косвенных налогов примерно в два раза, в России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет.
Являясь существенной реальностью
сегодняшнего рынка, финансовая система
любого государства на фоне кризисных
явлений и всё большей
В настоящее время
в России формируется новая финансовая система государства,
в которой происходит трансформация не
только форм регулирования финансов, но
и их принципиально-концептуальных основ
-расширение содержания функций финансов
- переход от контроля за затратностью финансов к контролю за результатом,
к обеспечению прозрачности финан
Эффективная финансовая
система основывается на сложных институтах, например, бюджетная система, фондовый рынок, страховой рынок
и т.д.), которые не только снижают риски,
минимизируют транзакционные из
Для повышения эффективности функционирования финансовых институтов и недопустимости институциональных разрывов необходимо разработать систему их адаптации в процессе трансформации финансовых институтов в различных звеньях финансовой системы страны.
Информация о работе Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)