Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации…….......6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США……….......21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США……………….......26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финанонсвая система стран переделка.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

3.Сравнение финансовых  систем России и других стран

3.1.Сходства и отличия финансовых  систем России и США

 

В США федеративная бюджетная система во многом схожа  с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят  из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос. Структура доходов и расходов федерального бюджета США показана ниже в таблицах 2 и 3:

 Таблица 2

Расходы федерального бюджета США в 2001-2011, млрд. долл.

Расходы

2001

2009

2011

Всего расходов

590,9

1 253,2

2 140,4

Национальная оборона

134,0

299,3

376,3

Социальное развитие

313,4

619,3

1419,6

Образование

31,8

37,2

86,3

Здравоохранение

23,2

57,7

223,1

Бесплатная медицинская  помощь

32,1

98,1

244,7

Помощь малоимущим

86,6

148,7

330,1

Социальная защита

118,5

248,6

478,5

Пенсии и государственная  помощь ветеранам

21,2

29,1

57,1

Экономическое развитие

66,0

126,0

115,2

Энергетика

10,2

3,3

0,7

Полезные ископаемые и окружающая среда

13,9

17,1

30,6

Коммерческий и потребительский кредит

9,4

67,6

1,3

Транспорт

21,3

29,5

64,2

Региональное развитие

11,3

8,5

18,5

Административные расходы

52,5

184,4

161,4

Внешняя политика

12,7

13,8

20,7


 

Таблица 3

Доходы федерального бюджета США в 2002-2011, млрд. долл19.

Доходы

2001

2009

2011

Всего доходов

517,1

1032,0

1836,2

Подоходные налоги с  физических лиц

244,1

466,9

849,1

Налоги на доход корпораций

64,6

93,5

143,2

Социальное страхование

157,8

380,0

726,6

Акцизы

24,3

35,3

68,4


 

Необходимо  отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран она составляла в 2012 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%.

В России военные  расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют по разным оценкам в среднем около 16%20.

 Таблица 4

Доходы и расходы государственного бюджета России, которые были запланированы в федеральном бюджете на 2011 г.

 

Статьи доходов

млрд. руб.

Статьи расходов

млрд. руб.

Налоговые доходы,

2 071,385

Обслуживание государственного долга

287,570

из них:

налоги на прибыль

164,587

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

813,970

налоги на товары и  услуги (НДС, акцизы

1 088,390

Национальная оборона  и вооружение

430,185

платежи за пользование природными ресурсами

279,381

Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ

203,854

налоги на внешнюю  торговлю

532,538

Социальная политика

161,194

прочие налоги

6,489

Суды, правоохранительная деятельность

343,828

   

ГО и ЧС, окружающая среда

38,651

   

Организация народного  хозяйства

149,000

   

Функционирование органов  власти и международная деятельность

122,052

   

Целевые фонды

14,061


 

Финансовые системы России и США в целом имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период.

За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год  начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это  означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.)

Структура доходов бюджета  США отличается тем, что в нее  не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов21.

Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (10-35 %), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов.

Федеральный бюджет пополняется  в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое  состояние России не лучшим образом.

Таблица 5

Структура доходов  бюджета США и России

Параметр

США

Россия

Иерархичность бюджетной  системы

+

+

Самостоятельность бюджетов нижних уровней

Практически полная

Достаточно полная

Налоговые доходы бюджета

Все возможные налоги, сборы, штрафы, пени

федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени

Основные бюджетообразующие  налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

Неналоговые доходы

Подарки и вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации  ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов

Доходы от использования  и продажи гос.имущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней

Наиболее крупные статьи расходов бюджета за последние годы

Образование

Наука

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Социальные расходы

Сокращение различий в соц.-эк. развитии регионов

Здравоохранение

Безопасность

Научный потенциал

Дефицит гос.бюджета

+

-

Начало бюджетного года

   - федерального  бюджета

   - региональных  и местных бюджетов

 

01 октября

01 января

 

01 января

01 января

Иерархия банковской системы

3 уровня

2 уровня

Управление и контроль банковской деятельности

Совет управляющих, ФКОР, Федеральный консультационный совет

Центральный банк России

Высшая власть в иерархии банковской системы

Совет управляющих

Председатель ЦБ, Совет  директоров ЦБ

Страхование: добровольное

 обязательное

+

+

+

+

Наиболее предпочитаемые страховые услуги

жизни;

имущества;

автомобильное.

медицинское;

автомобильное.

Ассортимент страховых  услуг

Разнообразный

Ограниченный

Инфраструктура фондового  рынка

Крайне развитая

Зарождающаяся

Контроль сегмента фондовых сделок

Высокий уровень

Противоречивый, слабо  подкрепленный правовой базой

Обращение капитала на фондовом рынке

Половина всего мирового оборота

Незначительный


3.2. Различие и сходство финансовых систем России и ФРГ

В финансовых системах России и ФРГ можно выделить как сходства, так и различия.

Обеим странам присуще  то, что принятие бюджета в обеих  странах происходит ежегодно, проходя  несколько стадий. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Интересно отметить, что  структура доходной и расходной  части бюджетов как России, так  и Германии претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом она имела социальную направленность, как в ФРГ, так и в России.

Важно отметить и тот  факт, что в последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала на мировом экономическом рынке.

Усиление процессов  концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке  государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны, в отличие от России, где большинство концернов переходят в частные руки22.

Местные бюджеты России и ФРГ имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в Германии основными налогами, образующим федеральный бюджет, являются прямые налоги, к которым относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

В РФ налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется  в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое  состояние России не лучшим образом.

Как в России, так и  в Германии финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке  в рамках сбытовой стратегии или  маркетинговой стратегии;

Здесь наблюдается все  более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

Таким образом, в структуре  финансовых систем этих двух держав можно увидеть как сходства, так и отличия, изучая и анализируя которые, можно позаимствовать все лучшее для развития финансовой системы нашей страны.

Анализ финансовых систем стран (Таблица 6) выявил схожие черты у России и ФРГ: продолжительность, дефицитность, социальную направленность бюджетов, схожие антикризисные меры (создание специальных антикризисных фондов), тенденция интеграции специальных фондов в более общие конструктивы23.

Таблица 6

Анализ финансовых систем России и Германии

 

РФ

ФРГ

Бюджетный год

01.01.-31.12

01.01.-31.12

Валюта

рубли

евро

Сальдо за 2011 г. в национальной валюте

2,9 трлн.

86 млрд.

Кол-во уровней бюджета

3

3

Особенность бюджета 2011г

Резкое увеличение веса и значения резервного фонда.

Самый большой дефицит  в истории страны


 

Если сравнивать финансовые системы ФРГ и России, то можно отметить, что звенья, входящие в финансовую систему одинаковы, одинаковы и проблемы стоящие перед странами: дефицит бюджета, распределение полномочий между уровнями власти, распределение расходов и доходов бюджета между  бюджетными звеньями.

Отличие финансовой системы России от ФРГ определяется в большей степени формированием бюджета, в Германии поступления от прямых налогов превалируют над поступлениями от косвенных налогов примерно в два раза, в России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет.

Являясь существенной реальностью  сегодняшнего рынка, финансовая система  любого государства на фоне кризисных  явлений и всё большей интеграцией  в мировую финансовую систему  требует все большего внимания, изучения и анализа.

Заключение

В настоящее время  в России формируется новая финансовая система государства, в которой происходит трансформация не только форм регулирования финансов, но и их принципиально-концептуальных основ -расширение содержания функций финансов - переход от контроля за затратностью финансов к контролю за результатом, к обеспечению прозрачности финансовых потоков.

Эффективная финансовая система основывается на сложных институтах, например, бюджетная система, фондовый рынок, страховой рынок и т.д.), которые не только снижают риски, минимизируют транзакционные издержки и обеспечивают эффективное распределение ресурсов, но и участвуют в развитии институциональной структуры финансовой системы государства24.

Для повышения эффективности функционирования финансовых институтов и недопустимости институциональных разрывов необходимо разработать систему их адаптации в процессе трансформации финансовых институтов в различных звеньях финансовой системы страны.

Информация о работе Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)