Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Этот блок финансовых отношений охватывает государственную бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………………...3
II. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………4
III. Краткая характеристика звеньев финансовой системы…………………...10
IV. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства….14
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………….......27

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………...3

II. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………4

III. Краткая характеристика звеньев финансовой системы…………………...10

IV. Гос. бюджет, как главный элемент финансовой системы государства….14

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………….......27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

В условиях создания Российского  государства и развития рыночных отношений весьма важную роль играют финансы.

Этот блок финансовых отношений  охватывает государственную бюджетную  систему, внебюджетные фонды, государственный  кредит и фонды страхования. Их регулирующая роль является неразрывной частью экономических  отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль финансов на макроуровне  нельзя переоценить. Отсюда и важность изучения всего блока вопросов, относящихся  к проблемам, рассматриваемым в  настоящей работе.

Финансовые вопросы приобрели  колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой  общественностью; поиск путей решения  тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и  населением, смену правительства. Темпы  развития производства,   инвестиции,   состояние      финансовых  рынков   и   банковских   систем,   сбережения,   безработица, уровень жизни населения и т. д.— это все сферы влияния финансов, т. к. с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например размер пенсии пенсионерам.

Такое    проникновение    финансов    во    все    сферы        жизни    общества    обусловлено,    прежде всего,  колоссальными   масштабами   национального   и   планетарного   производства,  углублением   общественного разделения труда, скачком в научно-техническом развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания.

Следовательно,  изучение финансовой  науки,  как области    знания, имеет большое значение для    любого гражданина, чтобы адекватно  реагировать на ситуации рыночной экономики.

  1. Сущность и структура финансовой системы РФ.

Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы} и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

Единстве и взаимодействии подсистем;

Наличии специального обслуживающего аппарата;

Наличии собственной финансовой базы.

Итак, финансовая система - это совокупность различных сфер [звеньев] финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить  ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

     По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные (государственные) финансы включают:

- государственные бюджеты;

- государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

- финансы коммерческих предприятий и организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений  финансовая система РФ включает:

- финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

- финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

- фонды страхования: государственного, частного;

финансы домохозяйств.

Финансы государства структурно можно представить следующим  образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура государственных  и  муниципальных финансов.

Государственные   и   муниципальные   финансы   являются   частью   финансовой   системы   РФ,   охватывают часть денежных отношений,  в процессе которых  происходит формирование,  распределение    и  использование государственных     и   муниципальных   фондов  денежных   средств,   необходимых  для   выполнения   общественных функций и задач.

Государственные и муниципальные  финансы играют важную роль в решении  социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные  и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

Посредством   государственного   и   муниципального   контроля

отслеживается   весь   механизм   финансовых отношений в обществе финансовое состояние звеньев финансовой  системы РФ, эффективность

применяемых правительством программ социально-экономического развития  и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

Структура финансовой системы  РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

 

Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

Институциональная структура  финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На  федеральном  уровне институциональная  структура  включает:

-  комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

- Центральный банк Российской Федерации;

- Счетную палату Российской Федерации;

- Федеральную таможенную службу;

- Федеральную службу по финансам и рынкам;

- Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных

фондов.

    На уровне субъектов РФ:

- комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

-  министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

- главные управления Банка России субъектов Федерации;

- Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

- Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

- Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

- Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов. На  муниципальном уровне:

- комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;

- управления (департаменты, отделы) финансов;

- аппарат Департамента контроля Минфина России;

- городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;

- городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;

- городские (районные) налоговые службы;

- счетную комиссию представительного органа местного самоуправления;

- городскую (районную)таможню.

На   уровне хозяйствующих субъектов  управление финансами осуществляется финансовой службой (отделом), дирекцией по финансам, департаментом финансов.

Финансовая система Российской Федерации в соответствии со структурным  делением финансовой системы в экономически развитых странах включает следующие  звенья:

- государственный бюджет;

- государственные внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонд страхования;

- фондовый рынок;

- финансово-кредитную систему;

- финансы предприятий различных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.   Краткая характеристика звеньев финансовой системы

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит   из трех уровней: федеральный   бюджет, региональные бюджеты и местные  бюджеты.

Федеральный бюджет - важнейшее  звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы  федерального государства. Федеральный  бюджет включает доходы и расходы, органически  связанные с макроэкономическими  показателями, объемом налогов и  задачами финансовой политики государства.

Бюджет       субъекта    РФ   -   это   региональный    бюджет,    включающий    республиканский,    краевой, областной бюджеты и  бюджеты  крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного  деления, и   районов с включением бюджетов районного  центра.

Государственные внебюджетные фонды.

В современном экономическом  словаре даются следующие определения  внебюджетных фондов:

1)денежные средства государства, не включаемые  в  государственный  бюджет  и  используемые  по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского  страхования);

2) средства организаций,  учреждений, муниципальных органов,  не входящие   в доходные  и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных  источников.

 Государственный кредит.

Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит - это  кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

При государственном кредите  государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство  может предоставлять кредиты  резидентам (в основном виде краткосрочной  бюджетной ссуды). Предприятиям  агропромышленного     комплекса,   районов Крайнего   Севера  (и   приравненных к  ним   местностям) предоставляются товарный   и  льготный   кредиты.  Государственный   кредит  может    выступать также   в  форме гарантированных   обязательств федерального правительства    под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает   возмещение возможных убытков  от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в  России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием  рыночных отношений    появилась  возможность отказаться от монополии  государства в страховом   деле. Рынок побуждает государственные    страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время   наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций.

Информация о работе Финансовая система России