Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных финансов

организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом

рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

 

    1. Финансы экономических субъектов

Финансы коммерческих организаций

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий.

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Финансовые ресурсы коммерческих организаций - это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения её деятельности, развития организации или сохранения её места на рынке, а так же для решения некоторых социальных задач.

Источники финансовых ресурсов при создании коммерческой организации в момент её создания формируются: уставный капитал (вкладочный капитал - у товариществ, паевой фонд - у производственных кооперативов, уставный фонд - у унитарного предприятия) за счёт взносов учредителей. Уставные (складочные) капиталы товариществ и обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ - на акции; соответственно они формируются за счёт взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Паевой фонд производственного кооператива формируется за счёт паёв участников. Уставный фонд унитарного предприятия образуется за счёт капитальных расходов бюджета соответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, сооружений, оборудования, земельных участков.

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации:

 

  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации
  • Реализация имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов
  • Внереализованные доходы, такие как: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества и т.д.
  • Часть финансовых ресурсов привлекается за счёт участия коммерческой организации на финансовом рынке как заёмщика и эмитента
  • Средства из бюджетов поступают в рамках государственной поддержки деятельности коммерческих организаций
  • Финансовые ресурсы могут формироваться за счёт поступлений от основных компаний, учредителя.

Поскольку основной целью коммерческих организаций является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникают проблемы выбора направления использования финансовых ресурсов. Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов:

  • капитальные вложения
  • расширение оборотных фондов
  • осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
  • уплата налогов
  • размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы
  • распределение прибыли между собственниками организации
  • стимулирование работников организации и поддержка членов их семей
  • благотворительные цели.

Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.

Финансы некоммерческих организаций - это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов)
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг
  • дивиденды, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации
  • бюджетные субсидии в рамках утверждённых целевых программ
  • другие, не запрещённые законом поступления.

Основные направления использования средств:

  • административно - хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации
  • расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счёт целевых поступлений и бюджетных ассигнований
  • расходы по осуществлению предпринимательской деятельности.

 

    1. Финансы домохозяйств

Финансы населения (домашних хозяйств) - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления.

Домашнее хозяйство (в лице его членов-представителей) в системе рыночных отношений выступает в качестве: 
 
· покупателя и потребителя товаров и услуг; 
 
· поставщика факторов производства (труд, капитал); 
 
· накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода; 
 
· кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.); 
 
· налогоплательщика, формирующего бюджет. 
 
Финансовые отношения, характерные для домашнего хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние. 
 
Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами. 
 
К внешним причисляются финансовые отношения:

 
·с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства; 
 
·с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов; 
 
·с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка); 
 
·со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков; 
 
·с другими домашними хозяйствами; 
 
·с работодателями. 
 
Для финансов домашних хозяйств характерны общие для финансов функции: распределительная; контрольная; регулирующая; инвестиционная 
 
Финансовые решения домашних хозяйств принимаются в отношении формирования и использования денежных фондов. 
 
С определённой степенью условности можно сказать, что домашнее хозяйство имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, т.е. стоимость его имущества в денежной и неденежной форме и пассивов, т. е. источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений. 
 
Доходы домашних хозяйств могут быть в денежной и не денежной (натуральной) форме. К последним можно отнести полученные в личном подсобном хозяйстве продукты питания, а также натуроплату за работу на предприятиях или частные услуги. 
 
В развитых рыночных экономиках денежная форма доходов естественным образом преобладает. Денежные доходы домашних хозяйств подразделяются по следующим источникам поступления: 
 
1. Заработная плата 
 
2. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты 
 
. Доходы от предпринимательской деятельности 
 
. Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на финансовом рынке. 
 
Существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. 
 
С точки зрения сроков, на которые рассчитаны те или иные расходы, выделяют: 
 
· Краткосрочные расходы, т. е. расходы, рассчитанные на короткий период (до 1-2 месяцев), например, расходы на питание, транспорт. Краткосрочные расходы повторяются с наибольшей частотой или постоянно. 
 
· Среднесрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные на средний период (от нескольких месяцев до года, иногда более года), например, расходы на одежду, обувь. 
 
· Долгосрочные расходы, т.е. расходы, рассчитанные, как правило, на несколько лет и более, например, приобретение предметов длительного пользования: квартира, автомобиль, мебель и т.п. 
 
В зависимости от функционального назначения расходы могут быть разделены на следующие основные группы: 
 
·Личные потребительские расходы, т.е. покупка товаров, оплата услуг 
 
·Налоги и другие обязательные платежи 
 
·Денежные накопления и сбережения. 
 
Существует также ещё один подход, который предполагает их деление на расходы связанные с потреблением и накоплением. 
 
К расходам на потребление могут быть отнесены так называемые обязательные расходы, т.е. расходы, без которых не может нормально существовать домашнее хозяйство. К ним относятся: 
 
1. Налоги и обязательные сборы с физических лиц: подоходный налог или налог на доходы физических лиц; налог на имущество, на землю, налог с владельцев транспортных средств и иные налоги, государственная пошлина. 
 
2. Коммунальные и другие ежемесячные платежи населения: оплата коммунальных услуг, электроэнергии, за холодную и горячую воду, за отопление, за канализование воды, за пользование газом, за вывоз мусора, за радиоточку, за пользование коллективной антенной и другие платежи 
 
3. Текущие расходы на потребление, т.е. расходы на товары, используемые в течение относительно непродолжительного периода времени: расходы на продукты питания и напитки, на одежду и обувь, на услуги домработницы, сиделки, няни и других наёмных работников для помощи по домохозяйству, на периодически потребляемые услуги: услуги парикмахерской, стоматолога, другие медицинские услуги, услуги прачечной, обязательное страхование автогражданской ответственности, другие виды личного страхования и периодически потребляемые услуги, расходы, связанные с отдыхом, путешествиями, туризмом и другие текущие расходы 
 
·Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительного промежутка времени: приобретение мебели, автомобиля, жилья, других предметов длительного пользования 
 
·Капитальные расходы, связанные с вложением денег для получения (увеличения) дохода домашнего хозяйства в будущем: расходы, связанные с образованием и расходы, связанные с открытием собственного дела, предпринимательской деятельностью. 
 
Значение денежных накоплений и сбережений важно не только для домашнего хозяйства. Сбережения домашних хозяйств - важный ресурс для развития экономики. 
 
Целевое назначение денежных накоплений может быть различным: 
 
·Создание страхового резерва «на всякий случай» 
 
·Накопление денежных средств для приобретения предметов длительного пользования (машины, квартиры, др.) 
 
·Долгосрочное накопительное страхование жизни 
 
·Создание денежного фонда для инвестирования в различные финансовые активы: приобретение акций, облигаций, паёв инвестиционных фондов, размещение денежных средств на депозитах в банках и др. 
 
·Вложение денежных средств в драгоценные металлы (тезаврация), недвижимость, иностранную валюту и др. активы. 
 
Выделяют две формы сбережения: организованную и неорганизованную. По мере развития рыночных отношений, совершенствования и увеличения объема предоставляемых финансовых услуг населению, доля организованных сбережений возрастает, выполняя важную общественно-значимую функцию снабжения кредитными деньгами экономики. 
 
Домашние хозяйства играют большую роль в финансовой системе страны. Это обусловлено следующими причинами: 
 
·Поставляют такой фактор производства как труд 
 
·Формируют покупательский спрос на товары и услуги 
 
·Сберегают часть своего дохода приобретая реальные активы (недвижимость) и финансовые активы (вложения в ценные бумаги, размещение средств на депозитах и т.д.).

    1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. 
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

  1. Сравнительный анализ финансовых систем России и иностранных государств

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных целевых фондах.

Главным звеном финансовой системы в Великобритании, Франции и Японии является государственный бюджет. Через него проходит более 40% национального дохода. Так, например, во Франции в последние десятилетия аккумулируется 52% национального дохода,  в Японии 40%, а в Великобритании 45%.

Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей:  консолидированного фонда, и национального фонда займов. Центральный же бюджет Франции делится на два раздела: 90% - операции окончательного характера и 10% - операции временного характера. В Японии бюджетное устройство включает в себя два уровня: центральный бюджет и местный бюджет.

Из этого видно, что во всех странах, государственный бюджет складывается по разному, в каждой стране определяется различное назначение и функции, составляющих его частей.

Превалирующую роль в доходах государственного бюджета унитарных государств играют  денежные потоки, поступающие в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе. Эти потоки имеют в основном форму налоговые платежи, которые в бюджетах развитых стран составляют от 70 до 90% общей суммы доходов. Так во Франции в государственном бюджете концентрируется 90% налоговых доходов, а в Великобритании – около 98%.

Также статьей доходов являются и не налоговые поступления, которые в бюджетах Великобритании, Франции и Японии представлены как доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации или использования государственной собственности.

Информация о работе Финансовая система России