Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

В качестве примера неналоговых поступлений можно привести доходы национального фонда займов, входящего в государственный бюджет Великобритании. В этот фонд поступают: проценты за кредиты, выданных местным органам власти, часть средств специальных фондов. Почти 16% составляют неналоговые поступления в государственный бюджет Японии, а в местных бюджетах – 25%. Это арендная плата, продажи облигаций, земельных участков и другие.

Расходы государственных бюджетов развитых стран формируют систему использования финансовых ресурсов. Одно из наиболее крупных направлений расходов государственного бюджета развитых стран – военные расходы.

 

 Доля общих военных расходов в бюджете составляет в Великобритании – 7,7%, а во Франции – 11%.  В Японии же огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста.

Вторым звеном финансовой системы Великобритании, Франции и Японии являются финансы местных органов власти.

Великобритания не имеет единой бюджетной системы. Местные бюджеты не входят в государственный бюджет. Местные органы власти сосредоточенные в трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии  - имеют различную структуру.

Во Франции каждая административная единица имеет свой бюджет, но местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов.

В Японии 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет свой бюджет. Особенностью является то, что местные бюджеты не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Важно отметить, что в Великобритании и Франции местные бюджеты дефицитны, в отличие от Японии.

Так же для каждого унитарного государства присуще наличие специальных правительственных фондов и финансов государственных предприятий. Но их функции и особенности создания в каждой стране различны.

Так, например, формирование фондов во Франции осуществляется из традиционных для всех развитых стран источников: взносов предпринимателей, дотаций государственного бюджета, платежей страхователя. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Организационно эти правительственные фонды  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Наиболее значительными специальными правительственными фондами в Великобритании являются три фонда социального страхования: фонд национального страхования, резервный фонд национального страхования, фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Из специальных фондов финансируется треть государственных расходов.

В системе специальных фондов Японии – пенсионные, страховые, сберегательные фонды. Первоначальная задача этих фондов в отличие от фондов Великобритании и Франции – финансирование отдельных целевых мероприятий. Они приобретают значение резерва, к которому правительство Японии прибегает в условиях финансовых затруднений.

Что касается государственных предприятий, то в Великобритании и Франции эти предприятия охватывают такие виды деятельности как : энергетика (угольная, нефтяная, газовая), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта) и других значимых для государства отраслей, которые являются дефицитными.

В Японии же государственные предприятия не участвуют в материальном производстве. Главной целью их создания является проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи, с целью ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

В Великобритании государственные предприятия являются крупнейшими государственными монополиями; во Франции - юридическими лицами, имеющими определенную финансовую самостоятельность; а в Японии паевыми или акционерными объединениями.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе каждой финансовой системы любой из этих стран, лежит одна схема и структура. Но в то же время  финансовые системы Великобритании, Франции и Японии имеют различные способы функционирования и определенные особенности.

  1. Современные проблемы и перспективы развития финансовой системы России

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [1].

Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

- Противоречия и  неясности в статьях бюджетного  кодекса, касающихся, например учета  всех платежей по погашению  государственного долга; показа  полного бюджета по ИПД с  его балансом.

- Нет концепции  управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению  этой проблемы;

- Снижение дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности  федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:

- устранить неясности  в Бюджетном кодексе;

- предложить Правительству  в Концепции управления государственным  долгом ввести утверждение законом  о бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу  для соответствующей доработки  Бюджетного кодекса;

- просить Счетную  палату дать предложения по  этим вопросам.

- увеличить дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

- высокая степень  концентрации финансовых ресурсов  в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных  и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей  основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений  в местные бюджеты;

- тенденция переведения  расходов вниз без соответствующего  подкрепления доходами, что приводит  к дотации ранее сбалансированных  местных бюджетов;

- принятие федеральными  органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим  управленческим структурам, но не  сопровождаются достаточными финансовыми  ресурсами;

- доминирующая роль  регулирующих доходов в структуре  поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

  • Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  • Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  • Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  • Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  • Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
  • Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [17].

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности [16].

В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей [15].

Предполагается, что в качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов РФ 15 млрд. рублей, оно передало в регионы в 2007 году 1,5% налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50% земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.

Предполагаемый объем налоговых доходов, направленных на дорожное строительство, имеющих постоянный характер, составит 168,9 млрд. рублей. Поступления недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции из федерального бюджета равны 29 млрд. рублей [1].

Способы решения проблем территориального финансирования:

  • Тщательная проработка и анализ проблемы;
  • Введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования [17].

В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов позволило субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета [1].

Проблемы в Налоговой системе Российской Федерации:

Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся их проанализировать.

Система создает два различных налоговых режима.

Первый - финансовый прессинг - для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;

второй - сравнительно льготный - для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики [3].

Информация о работе Финансовая система России