Финансовая система Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение финансовой системы Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
рассмотреть систему государственных органов управления финансами;
проанализировать современное состояние финансовой системы Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..
4
2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……………………………………………………………..

8
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…..
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная Финансовая система РФ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..

4

2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ……………………………………………………………..

 

8

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…..

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

18


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.

Финансы - один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта. Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых pесуpсов. В условиях рыночных отношений бесперебойность формирования финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваются с помощью финансового рынка. В настоящее время главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции. Этим объясняется актуальность данной работы.

Целью контрольной работы является изучение финансовой системы Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. определить понятие и структуру финансовой системы Российской Федерации;
  2. рассмотреть систему государственных органов управления финансами;
  3. проанализировать современное состояние финансовой системы Российской Федерации.

 

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

  1. централизованные (общегосударственные финансы);
  2. децентрализованные (финансы предприятий и организаций).1

Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов представлены на рис. 2.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.

Централизованные финансы и их роль в финансовой системе РФ

Централизованные финансы включают бюджетную систему, государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Рисунок 1 - Финансовая система Российской Федерации2

Государственный бюджет Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты.

В настоящее время бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

  1. федерального бюджета;
  2. бюджетов субъектов Федерации (территориальных бюджетов);
  3. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Федеральный бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) - в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения). Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства, Это есть государственная деятельность по получению денег в кредит, т. е. взаймы, от граждан, юридических лиц и других государств. Государственный кредит привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг. Госкредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

 

2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации, аппарат Президента РФ и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляет Министерство финансов в лице Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Его основными задачами являются:

  1. разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета;
  3. обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;
  4. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
  5. разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
  6. совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  7. осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

  1. участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти, определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами;
  2. подготавливает предложения и осуществляет мероприятия по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
  3. организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
  4. обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также федеральных внебюджетных фондов;
  5. разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  6. принимает участие в определении ценовой политики;
  7. участвует в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
  8. разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
  9. выдвигает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
  10. осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  11. разрабатывает проекты программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Основными департаментами Министерства финансов России являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом, осуществляющий эмиссию государственных внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации в современных условиях